Полночное

Николай Островский 2
Истомлённое светило
Снова в ночи ад упало...
Что-то есть и что-то было,
Но важнее то,что стало.
И минут-колёс тележку
Катит полночь величаво,
Хлад и тайна вперемежку,
Нужен дух нам,жизни - мало!
Он же более ночной,
Чуждый ярким балаганам
И при свете дня слепой,
Кажется немым и странным.
Он глядит на нас луной,
А порой тенями скачет,
На земле он - не земной,
Много хочет,мало значит...
===

Комм. автора:
Интуиция двух миров - дневного и ночного  (чувственного и духовного или подсознательного) стара как мир. Особо обэтом говорится в статьях А. Белого или Д. Мережковского. В данных стихах не всё гладко в смысловом отношении. Слишком ясные стихи вообще скучны и чаще всего плод обычного графоманства. Итак,хдесь с одной стороны "ночь", а значит и "ночной мир") - ад, нечто негативное и злое. Это мир, в котором противоречиячаще "лежат на дне", где властвуют быт и обычная логика дневного человеческого мира. Это не только быт и мировые события, типа войн или политической жизни. Это сама жизнь человека - важнейшая часть его социального бытия.  С другой стороны "дуъ", как нечто "ночное", противостоящее дневному бытию и в этом смысле уже нечто негативное,отчуждение от жизни. Противоречивое,а значит, в чём-то и где-то "злое".В то же время дух вэтиъ стихах и нечто позитивное - высшее начало души человека,пусть и нечто трагическое.Одной "дневной" жизни для человека недостаточно. Поэтому истинный, духовный человек всегда трагичен, но альтернатива - быть и жить недочеловеком.Дополнительно: творчество, поэщия скорее ночная жизньдуши,чем дневная.День принимает результаты творчества, но само оно "соткано из теней",наполовину бессознательно.