Атман, Пуруша

Таня 5
Атман (санскр.  «индивидуальность», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После «пробуждения» человек знает себя как «Атма» — «я не это, я ТО», «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование.
Согласно Упанишадам различают индивидуальный Атман и высший Атман.
Атман создает миры  и отождествляется  с Брахманом, Индрой, Праджапати, пятью махабхутами, различными качествами, всем «что дышит, и движущееся [по земле], и летающее, и неподвижное», познанием.

Он — «тот, благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое».

Атман в виде пуруши становится «таким, как женщина и мужчина, соединенные в объятиях», разделяется на две части и так появляются супруг и супруга. Атман называется миром всех существ, состоит из речи, разума и дыхания , при этом «речь — этот мир, разум — воздушное пространство, дыхание — тот мир., .. разум — отец, речь — мать, дыхание — потомство». Слово «джива» происходит от санскритского дживас, с корнем джив — «дышать».То есть Джива- потомство,Сын.

Джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая. Она не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и джива входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.
Признав себя Дживой -обретает Жизнь вечную! То есть если вы являетесь духовным существом, вы живёте в вечности.

Жизненные силы, миры, боги и все существа выходят из Атмана как паутина из паука, или искры из пламени.
«Подобно тому, как все спицы заключены между ступицею колеса и ободом колеса, так все существа, все боги, все миры, все дыхания, все Атманы заключены в этом Атмане»

Атман «непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается.."

Сознание возникает при соединении Атмана с манасом, то есть рассудком.
Атман тождественен Пуруше — множеству высших «Я» всех живых существ в мире.
Пуруша (др.-инд. «человек, мужчина, дух»)
Праакрити (санскр, «причина, материя»)
Пракрити:-Являет изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским. Пракрити является основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом (пуруша).


В разных духовных учениях:


 Инь и ян — важнейшие понятия древнекитайской философии. Ян — белое, мужское, внешнее, небесное; Инь — чёрное, женское, внутреннее, земное.
Анима и анимус — термины, введённый в психологию Юнгом для обозначения женского и мужского элемента в психике.
Ор и кли (свет и сосуд) в каббале — мужской и женский аспект действия, корень которого — взаимодействие Творца и творения.

                Пракрити и Пуруша двойная природа Космоса.


Философия Санкхья говорит о четких различиях между Пракрити и Пуруша, два аспекта, которые заставляют вселенную вести себя определенным образом. Согласно этой школе мысли, Пракрити, материальная причина вселенной, в то время как Пуруша является действенной причиной вселенной.

Философия Санкхья утверждает, что Пракрити и Пуруша являются сат (хорошие и реальные), и оба Анаади (без начала) и ананта (без конца - то есть, бесконечность).

                Пракрити

Термин "Пракрити" означает "то,что является основной". Пракрити предшествует всем остальным. Это слово представляет собой сочетание слов «Пра», что означает, прежде чем и "Крит", подразумевающий причину. Пракрити является одной из прадхан (Причина. Основание) - главный корень, который скрепляет всю Вселенную. Это корень всего, что когда-либо создавалось или никогда не творилось во вселенной. Пракрити никогда не выходит из причин, но является причиной всех событий, происходящих во вселенной. Таким образом, в то время как Пракрити сама отделяется и независима от всего, все зависит от нее. Ничто не твориться без участия пракрити.

Пракрити не применяет свои творческие силы для себя. Все, что создается предназначено для радости души и духа (Пуруши). Кроме того, пракрити не может создать ничего сама по себе. Её истинная сила может быть активирована только в союзе с Пурушой.
Пуруша является сознанием которое входит во все живые существа.
Пракрити и Пуруша полностью отличаются друг от друга. Пуруша является живым, но неактивным, а Пракрити не является живой, но активна. Пуруша является проявлением, сознания, но Акарта (ничего не делает). Пракрити, с другой стороны, это карта (исполнитель), но в то же время, не работает на уровне сознания.