Скорый поезд набирает ход

Шестаков Юрий Николаевич
Мои воспоминания о становлении сахаджа йоги в г. Шымкенте (Республика Казахстан)

Предыдущие главы в сборнике "Место, где свет".

1994 год

                «О, сколько нам открытий чудных,
                Готовит Просвещенья Дух!»

Отцвела весна, пришло жаркое южное лето. Занятия, тем временем текли своим чередом. Каждая медитация была непохожа на предыдущую, принося новые открытия и неизвестные доселе сердцу светлые ощущения. Мы с удовольствием, в унисон пели мантры, уверенно  уже читали ведический текст «Ганеша Атхарва Ширша», разучивали новые песни. Венера, с её великолепным от природы голосом, казалось, станет ведущей солисткой нарождающегося ансамбля, но ей почему-то больше нравилось петь бардовские песни, полюбившиеся ей со студенчества. Хотя был бы голос, а желание постепенно появится, рассуждал я, подвигая Венеру к совместному пению в группе. У них с Леной мог бы выйти прекрасный дуэт, нужно было лишь дождаться, чтобы подросла Лиза. Стараясь не отставать от других, я стал осваивать гитару, взяв напрокат у Марса старенькую, видавшую виды «испанку». Выучив аппликатуру и узнав у Димы аккорды основных наших песен, я пробовал подыгрывать Венере, пел сам. Ещё неуверенно, но каждый раз всё смелее, я играл то «Махамайя Махакали», то «12 имён Шри Ганеши», то «Свагата Агата». Благо, что слух, вроде бы, не подводил, чувство ритма тоже, вот только бренчание выходило до обидного однообразное. Но лиха беда начало, главное, что мы с удовольствием пели на радость себе и Шри Матаджи! Неожиданно пришли сами собой простые строки восхваления на музыку английских сахаджа-йогов, короткий ремикс любимой нами «Your face shines like a thousand suns»:
«Матаджи, Матаджи!
Мы славим тебя, о великая Мать!
Милостью твоей дала планете всей
Своё благословение!»
Большое внимание во время наших занятий уделялось протоколу, или той системе отношения к предмету сахаджа-йоги и, в особенности, к нашей любимой Учительнице. Портрет, который Дима приносил в большой, специально пошитой сумке, устанавливался обычно на сцене на мягком стуле, или кресле, покрытом красивой широкой тканью. Из сумки, как из мешка Деда-Мороза, Дима доставал благовонные палочки, хрустальную чашечку, или красивый подсвечник, вазу для цветов, какую-нибудь интересную новую книгу, пачку аккуратно нарезанных бумаг для записок. Несмотря на проведённый в йоге год, для меня это обычное действие перед началом программы, по-прежнему, было чуть ли не магическим. Словно добрый волшебник, приступающий к своему священнодействию, он динамично и одновременно трепетно готовился к медитации. Полы в актовом зале непременно мылись перед каждым занятием, и начинать их в чистом помещении было очень приятно. Место для фотографии содержалось всегда в идеальной чистоте, даже сгоревшие спички Дима складывал в коробок, дабы не мусорить. Ни одно занятие не начиналось, если не было хотя бы цветочка у портрета Матери. Вначале он сам неизменно брал с собой, то букет гвоздик, то розочку, а потом уже подключились все, желая выразить этим признательность и любовь к Шри Матаджи. Иногда, если вдруг никто не приносил цветов, ему приходилось даже сбегать на ближайший рынок. Цветы рекомендовалось даже не нюхать, что предполагало собой полную отдачу нашего дара своему Гуру. К примеру, не станем же мы сначала читать даримую книгу, а потом нести её имениннику! У роз предлагалось обламывать все колючки, как если бы мы дарили их лично в руки самой Шри Матаджи, не желая, чтобы Она укололась. После поездки 1993 года мы стали делать Аарти фотографии Шри Матаджи огнём и ароматическими палочками. Предлагая учителю элемент огня, ученик как бы просит гуру зажечь этот самый свет знания в нём самом, чтобы рассеять темноту невежества. Такие, с обыденной точки зрения, непонятные вещи имеют, в тонком смысле, большое значение. Они показывают глубину и благоговейность нашего отношения к святости Матери и нашу собственную чистоту. То же самое проявлялось и в том, что мы не могли себе позволить медитировать дома в нижнем белье, прикасаться к фотографии, или к вещам, используемым во время занятий, не помыв рук. Как настоящий музыкант бережно относится к инструменту – источнику его дохода, и, благодаря которому, он может достигать высокого духовного состояния, жить, творить, быть счастливым, так и для нас с самого начала не было «мелочей» в подготовке и проведении занятий.
 Аудиолекции Шри Матаджи, которые мы стали постоянно прослушивать, открывали необозримые горизонты знания и давали обильную пищу для самоанализа и переоценки многих ценностей. Записи лекций Шри Матаджи  в разные годы переводили москвичи Олег Купчинский и Татьяна Грекова, Юрий Васильев с Украины. Больше всех нам нравился подход к делу киевского сахаджа-йога. В отличие от Купчинского, вольно трактовавшего слова Матери, добавлявшего от себя массу слов для связок, звучных и красивых речевых оборотов, пытаясь переводить художественно, и несколько скованной, монотонной и нередко запинающейся Тани Грековой, Васильев говорил отчётливо, просто, достоверно, и в то же время празднично, с душой. Но Дима объяснял, что лучше всего слушать Мать без переводчика, напрямую. Не только потому, что так мы не будем зависеть от уровня и состояния толмача, а и потому, что, когда говорит Шри Матаджи, идут сильнейшие вибрации, которые мы большей частью недополучаем, если внимание держится на ментальном уровне, на словах и голосе переводчика. На одной из программ мы попробовали послушать кассету с записью в оригинале, на английском языке, но многим эта затея не понравилась. Люди говорили, что голос Матери – это хорошо, но хотелось бы знать и то, о чём говорится в лекции. Повторять йоговский эксперимент Дима больше не стал, но те, кто понял, о чём он говорил, твёрдо пообещали себе, что английский они скоро осилят.
Не раз вспоминалась фраза, пылко и с чувством высказанная Мартином из Конго на стадионе в Киеве: «Какая же она умница!» Мать относилась к своим детям с безграничной любовью, и освещала любую проблему или ситуацию своим особым, сакральным видением, идущим от этой любви и сострадания. От этого данный предмет вопрос не становился туманным или сложным, а настолько ясным и естественно понятным, что принять к сведению, или к исполнению рекомендации Шри Матаджи не составляло никакого труда. Так не смог бы говорить даже самый подготовленный и опытный профессор. Мать всегда старалась поднять нас в своих же собственных глазах, объясняя, что каждый из нас стал теперь Духом, пройдя через сложные епитимьи, преодолев столь много испытаний. И полученное нами является величайшим и заслуженным благословением. Мы имели в своих руках прямое доказательство существования Божественной силы и её прямую поддержку! Не существовало теперь безответных вопросов, есть ли на самом деле эта энергия или нет, жил ли на земле Иисус, и был ли он Сыном Божьим? Прохладные ветерки на ладонях подтверждали, что Сократ, Конфуций были не просто философами, а инкарнациями принципа Изначального Гуру. Что Мохаммед-сахеб был не последним, а очередным Пророком, так как после него в 19-м веке приходил ещё Шри Саи Баба из Ширди. Шива, Дурга, Лакшми, Махавира, Рама не являлись больше далёкими и смутно представляемыми персонажами индийских вед. Они реально работали в наших чакрах, отзываясь на просьбы и проявляя свои качества. Но, как мраморная глыба нуждается в обтёсывании, так и сахаджа-йоги должны совершенствовать себя, применяя на практике полученные из выступлений Матери знания. Однажды, когда Дима был в отъезде, я позвонил лидеру сибиряков Алексею Землянко. Связи почему-то не было. Как тот моряк, взывавший раз за разом: «Кронштадт, Кронштадт!», я безуспешно сидел у телефона добрых полчаса, и вдруг осенило – надо сделать бандан! Кто у нас во Вселенной за связь отвечает? Шри Хануман. Немедленно в своём сердце я обратился к нему: «Великий Шри Хануман! Ты, кто есть Архангел Гавриил, ты, кто приносишь вести и даёшь соединение, пожалуйста, помоги мне дозвониться в Новосибирск, мне нужно решить важные вопросы относительно йоги!» Фантастика, но следующий же набор номера отозвался мерными гудками Лёшиного аппарата, и мы благополучно обо всём поговорили. Новосибирцы на Дивали-пудже рассказали историю об одной девушке из их коллектива. Поздно вечером она возвращалась домой с работы, когда из кустов вывалился на неё незнакомый мужик с топором. Испугалась, конечно, но вспомнив о Матери-Дурге, защитнице всех живых существ, про себя стала просить Её о защите. Нападавший убавил прыти и грубым, но всё-таки уже неагрессивным голосом стал задавать какие-то вопросы. Девушка продолжала медитировать, стараясь спокойно, не показывая слабины, отвечать на них. Слово за словом пар был спущен, завязалась беседа, в которой выяснилось, что нашу йогиню проиграли в карты! Группа каких-то выродков играла на первого прохожего, и этот парень оказался проигравшим. В конце концов, он вызвался проводить её до дома, и признался, расставаясь: «Не знаю, что со мной будет, навряд ли мои меня простят. Я не знаю почему, но я сегодня не мог сделать то, что должен был и сделал бы в другом случае». Подобный, если не более удивительный случай произошёл в Колумбии. В одной из деревень жил сахаджа-йог. В постоянной междуусобной войне наркобаронов их селения подчас подвергались жутким налётам, в которых страдали мирные люди. В один из дней этот сахаджа-йог сидел в медитации, когда совершила нападение соседняя банда. В этот раз боевики особенно лютовали, расстреливая всех, кто попадался на их пути. Но, когда вооружённые люди ворвались  к нему в дом и увидели его сидящим перед портретом Матери, он вдруг в ужасе отпрянули обратно, а  затем спешно ретировались из деревушки. Что они увидели и почувствовали – один Бог знает, но защита сработала абсолютно!
Шри Матаджи приводила множество примеров, когда подобные обращения йогов к заложенным внутри них принципам божеств чудесным образом давали невероятный эффект. Она говорила также, что реализованный человек, регулярно медитирующий и держащий внимание на своём Духе, на Всевышней энергии, зачастую даже не нуждается в таких обращениях, поскольку Парамчайтанья, в свою очередь, всегда держит такую личность  под пристальным надзором и заботится обо всём, в чём тот нуждается. Если человек выполняет работу Бога, трансформируясь в лучшую сторону сам, давая реализацию другим и помогая им расти в духовности, то и Бог займётся его проблемами. А уж кто может более эффективно и правильно решить любые жизненные вопросы, как не сам Создатель? Каждый день приносил нам яркие подтверждения реальности этого утверждения. Удачливость и везение словно приклеились к сахаджа-йогам Чимкента, так что можно было уже за первый год исписать толстенную тетрадь, если бы мы начали коллекционировать все чудесные случаи из жизни. Выйдешь из дома – автобус подан, закончилась одна работа, как тут же к тебе звонят и предлагают новую, пойдёшь договариваться насчёт программы, или занятий, а там, словно тебя и ждали! Потерял, к примеру, что-нибудь дома. Стоит только подумать о том, как бы это побыстрее найти, как взгляд тут же падает на лежащую на столе искомую вещь. Надо срочно найти в книге определённый фрагмент, открываешь томик прямо на этой странице! Перед поездкой на тур у многих людей нашлись деньги там, откуда никто не ждал – одному отдали вперёд за аренду гаража, другому давно задерживаемую зарплату с отпускными, третьему вернули давнишний долг. Шри Матаджи объясняла, что всю эту работу проделывают для нас с одной целью – чтобы высвободить наше внимание для направилления его на достижение высоких целей, получение самореализации.

Мы регулярно проводили теперь коллективные шубитинги и хаваны. Дима не уставал повторять, что каждый должен учиться чувствовать вибрации и различать их значение. В первую очередь он кропотливо и не спеша подыскивал место для занятий, проверяя, где от земли идут хорошие вибрации. Выбрав, наконец, уютную и неприметную для постороннего глаза полянку, мы рассаживались кругом и начинали то, чему учил ещё древних арабов Изначальный Гуру Мохаммед. Мы обращались к Матери-Земле, которая является живой и чувствительной, способной вобрать в себя наши проблемы. Поблагодарив Землю за всю поддержку и заботу в жизни, которую она нам даёт, и, попросив прощения за то, что мы невольно загрязняем её, предлагая впитать наши негативные вибрации, мы делали себе бандан. А дальше нашим проблемам и недостаткам доставалось «по полной» от нашего старательного туфлебития, создававшего проплешины на сочном травяном ковре. После каждого «подхода» пальцы, на которых ощущалось покалывание, заметно легчали, что лишь разжигало наш исследовательский порыв. Кроме блокировок в чакрах, мы «забивали» самые разнообразные недостатки и беды коллектива и общества. В конце, когда устанавливалось ровное, медитативное состояние, мы, закрыв глаза на несколько минут, затихали,  предаваясь внутренней тишине и покою. Зеленел Комсомольский парк, недавно переименованный в парк Абая, неугомонно щебетали в вечерней тишине птицы, а мы всё сидели, разговаривая о йоге, жизни и дальнейших планах. Иные просто лежали на свежем зелёном ковре, отдыхая после дневной суеты и прося Мать-Землю вобрать в себя всю усталость и напряжённость.
 Облюбовав местечко недалеко от 18-го микрорайона, там, где раньше была воинская часть, мы начали проводить хаваны – мероприятия для очистки левой стороны с помощью огня. По силе своей они сравнимы с проведением пуджи. Достойно и красиво, с цветами и благовониями, устроив место для фото Шри Матаджи, мы выкладывали из камней большой очаг. Украшали его края по древней индийской традиции фруктами, наносили кум-кумом – красной глиной – свастику и омкару. Из заготовленных дров складывали костровище и, после того, как устанавливалось внимание, начинали сам протокол. Зная, что каждое действие здесь имеет свой смысл и назначение, мы уже старались не болтать попусту, от всего сердца и с полным сосредоточением направлять свои обращения к силе Агни-девы, которая вскоре начинала ощутимо работать! Некоторых начинало клонить в сон – явный признак того, что пошла чистка левой стороны, если она не в порядке. Когда каждый проводил щепоткой риса вдоль левой половины тела к вершине головы, рис впитывал негативные вибрации из канала Инь, а затем его выбрасывали в огонь. Дима читал имена Шри Ганеши, Махакали, для активизации их энергий, а в конце мы начинали предлагать огню самые разные проблемы, существующие внутри и вокруг нас. Негативные привычки, все враги Духа, такие как похоть, жадность, лень, непрощение, коллективные блокировки  в чакрах по очереди летели в священный костёр хавана.  Безработица, проблемы экологии, национализм, чёрная магия и экстрасенсорика, аморальность средств массовой информации и проституция, региональные войны и межэтнические конфликты – внимание Божественности направлялось на все эти и другие насущные проблемы общества. Мы их не просто видели, как доморощенные интеллектуалы, и не просто критиковали, подобно нигилистам, и не махали на них рукой, как хиппи, ушедшие в себя. Задача сахаджа-йогов состояла в том, чтобы решить эти задачи с помощью Всепроникающей силы. Начиналась самая громадная и ответственная работа, которую когда-либо выполнял любой из нас. Мы становились проводниками, можно сказать каналами, по которым целенаправленно могла влиять на обстановку в регионе Парамчайтанья. Но при этом было бы ошибочно считать, что сахаджа-йоги в прямом смысле делают всё сами, пропуская через себя негативность и энергию для её нейтрализации. Бытовали в группе и такие представления, что делало иных важными, глубокомысленными, озадаченными и даже напряжёнными. Как же – они ведь Проводники! Сахаджа-йогов лучше было бы сравнить с наводчиками, умеющими определить больное место и сфокусировать на него направление лучей Божественной энергии Любви, которая сама может по своему усмотрению исправлять или разрушать любую негативность. О другой крайности, о том, что это не просто пикник, с костром и обедом на воздухе, Всепроникающая Сила напомнила нам однажды достаточно серьёзно, научив относиться к подобному мероприятию согласно его статусу. Пока шла подготовка, мы чего-то расшалились, давай хохотать, анекдоты уже пошли в ход. Дима сначала немного пыхтел, пытался нас остановить, говоря что-то о протоколе и внимании, но мы были неудержимы. Внезапно налетел короткий, ошеломляющий вихрь, подняв облако пыли и в секунды разметав место, где стояли портрет Шри Матаджи и вазы с цветами. Мы так и остались, после его исчезновения, стоять, как в немой сцене. А потом, подёргав себя за уши в знак просьбы о прощении за верхоглядство, быстро навели порядок и начали хаван. Надо полагать, если бы кто-то начал себя вести подобным образом перед зданием хотя бы областного администрации, их быстро бы утихомирили бы стражи порядка. Почему же тогда мы, собираясь проводить поклонение Агни-деве, Шри Ганеше и другим божественным энергиям, вправе рассчитывать, что здесь нам сойдёт с рук подобная разболтанность?
 Заканчивались хаваны общей медитацией и звонкими, дружно исполняемыми баджанами, разлетавшимися далеко-далеко в степь, разнося повсюду вибрации счастья и гармонии. И сама природа откликалась на происходящее действо своей благосклонностью. Если выпадал хмурый день, то к концу протокола на небе, либо не оставалось ни облачка, либо огромное чистое пятно образовывалось над местом проведения хавана. Иногда перед началом громыхала молния, накрапывал дождик, но в настоящий ливень, он переходил только тогда, когда мы уже расходились по домам, поливая землю вибрированной водой. И мы не уставали удивляться этим чудесам.
Поражало, как всегда, то с какой непостижимой точностью Дима выбирал подходящий день для этого мероприятия. Хотя он меня иногда спрашивал об этом, мне пока не удавалось точно определять по вибрациям, когда нужно провести хаван, и что на нём делать в данный момент времени. Допустим, один раз будет лучше почитать имена Шри Ганеши, дабы активизировать и направить Его внимание на наши коллективные проблемы. А в другой день полезней было бы обратиться к силе Шри Махакали, кто смотрит за левой стороной во всём космосе. Можно делать хаван с упором на очистку чакр и каналов коллектива, а можно сосредоточиться на общем положении вещей в нашей местности, республике, мире, и отдать огню глобальные проблемы. Для этого необходимо, задавая вопрос Шри Матаджи, очень чётко распознать состояние группы, вибрации города, и правильно определить ответ Парамчайтаньи. Дима, конечно же, понимал, что нам ещё трудновато ориентироваться в таких серьёзных делах, и чаще всего просто объявлял, где и когда будет проводиться очередной хаван.
 
Благодаря вибрациям незаметно стирались в сознании границы и рамки, установленные национальностью и религиозной принадлежностью. А как не принять то, что благостно и наполняет атмосферу прохладой Всепроникающей Силы? Такие ощущения давали ведические тексты «Деви Махатмьям» и картины Рериха, сочинения Халила Джебрана и Р. Баха, произведения Вивальди и наша «Саржайляу». Появилось большое желание узнавать новое и интересное о великих личностях прошлого, о реализованных душах. На занятиях, дома мы продолжали читать и обсуждать произведения Рабиндраната Тагора, Уильяма Блейка, трактаты Лао Цзы. Хотя  я имел стандартное атеистическое представление о жизни и никогда не бывал в церкви, предполагалось, что вера моя всё-таки христианская. Потому, что русский, и, выражаясь современным языком, по умолчанию, так должно было быть. Медитируя же, мы незаметно, естественным образом начинали понимать идеи и цели пророков, приходивших в разных уголках земли и говоривших об одном и том же – познании себя. Мать говорила, что сейчас закладывается фундамент новой расы людей золотой эры Водолея, и мы те, кто оказался в эпицентре этой важной работы. Нутром я это чувствовал с первых дней и с пылом, с вдохновением пытался передать своё состояние тем, кто интересовался йогой. При этом мне вовсе не казалось, что мы уже у цели и пора играть туш в честь её достижения. Фундамент, есть фундамент. Я понимал, что работа над собой лишь на первый взгляд может показаться несложной, и чётко представлял себе всю глубину и всеохватность задачи, так как груз прошлых установок, привычек и амбиций, копившихся в течение многих жизней, любого будет тянуть назад. Но то, что мы сумели выйти на уровень, где возможно получение самореализации, дорогого стоил. И, теперь, имея с пробуждением кундалини в своём распоряжении абсолютно достоверный и действенный инструмент познания истины, нужно было лишь развивать своё мастерство, нарабатывая собственный опыт и передавая его другим. Удивительно, но подобных вопросов не решали в прошлом ни одна из великих инкарнаций. Ни Шри Рама, ни Шри Кришна, ни Иисус, ни Мохаммед, ни Конфуций – никто не давал массовой реализации людям. А сегодня Шри Матаджи дала нам возможность делать это каждый день, благо, что поток  интересующихся не ослабевал. Практически все мои друзья, с кем доводилось видеться, с удовольствием пробовали медитировать с нами. Алтухов Виталик, ставший мне за время нашей спортивной юности, близким, как братишка, всё время удивлялся, насколько широк предмет сахаджа-йоги, в котором есть ответы на все вопросы и решение всех проблем. На что я ему ответил однажды, когда от нестерпимой зубной боли побежал к врачу: «Вот только если зуб запущенный, сахаджа-йога уже не спасёт его» – чем немало рассмешил друга. Некоторые настолько глубоко и искренне подходили к предмету йоги, что у них было чему поучиться.
Заводов Сергей, мой однополчанин и однокашник по техникуму, сидя у нас на квартире, долго слушал наш рассказ о йоге, смотрел на фотографию Матери и вдруг решительно произнёс: «У меня своя дорога, но я вижу, что у неё очень добрые глаза. Дай Бог вам получить то, что вы здесь ищете»! Другой мой собрат по камчатским армейским будням, Байдуллаев Нурлан, после демобилизации всё никак не мог разрешить навалившиеся отовсюду проблемы. Он злился на все и вся, им овладевало отчаяние. Как старшие друзья, мы с Венерой не раз старались  морально поддержать его. Предложили мы ему однажды попробовать себя в сахаджа-йоге. Неожиданно Нурлан поднялся и направился в ванную. Мы сначала подумали, что ему стало неинтересно, но, оказалось, что он перед получением самореализации счёл обязательным сделать дарет – омовение, которое обычно производят мусульмане перед намазом! Он почувствовал, что в этом действе заложен глубокий, даже божественный смысл. И, когда мы услышали его искренние, от всей души произносимые на казахском языке слова обращения к Матери, необычайно сильный поток пошёл на наших головах. Потом он признался, что вырос сиротой, и впервые в жизни назвал кого-то этим самым важным словом: «Ана»! Нурлан не стал заниматься и вскоре куда-то опять пропал, но, по его признанию, в тот вечер на сердце у него было спокойно, как никогда. Что-то подобное мне довелось испытать, когда Дима прочитал нам на занятиях письмо Шри Матаджи, написанное английским сахаджа-йогам в 1972-м году:
«Вы сердиты на жизнь, как маленькие дети,
Чья Мать затерялась в темноте.
Вы дуетесь, выражая отчаяние
В бесплодном конце вашего путешествия.
Вы рядитесь в уродство, чтобы открыть Красоту,
Вы называете всё фальшивым во имя Истины.
Вы истощаете эмоции, чтобы наполнить чашу Любви.
Мои милые дети, мои дорогие,
Как можете достичь вы мира, ведя войну
С самими собой, с вашим существом, с самой радостью?
Достаточно ваших усилий в самоотречении –
Притворной маске утешения.
Теперь отдыхайте в лепестках лотоса
На руках вашей доброй Матери.
Я желаю украсить вашу жизнь прекрасными цветами
И наполнить ваши мгновения радостным ароматом.
Я желаю помазать вашу голову Божественной любовью,
Потому что Я больше не могу выносить ваши пытки.
Дайте мне погрузить вас в океан радости,
Так, чтобы вы утратили своё существо в более Великом
Существе,
Которое улыбается в цветке вашего Духа,
Скрытно прячась, чтобы поддразнивать вас всё это время.
Осознайте это и вы найдёте Его,
Вибрирующего каждое ваше волоконце блаженной
радостью,
Окутывающей весь мир светом!»