Неотпитая чаша - Русь

Таня 5
"Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет», – писал всемирно известный художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих .

«Рерих был первым, кто осознал всю значимость искусства как одного из устоев духовной жизни народа, как основу его развития и с этим осознанием перешел в XX век, чтобы оказаться глашатаем нового мышления Планеты…» [9, с. 32].

Все труды семьи Рерихов были посвящены России. Их вдохновляли творческие импульсы от идей, мыслей и образов, наполняющих энергетическое пространство русской культуры. С этим пространством связаны их эволюционные действия: Пакт Рериха, философия Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати».

В сотрудничестве с Учителями Востока выдающимся философом Е.И. Рерих была создана Живая Этика – философия космической реальности. Она связана с энергетическим пространством как мировой культуры, так и, в первую очередь, культуры России и является основой нового космического мировоззрения, которое формируется в пространстве русской культуры. Язык, на котором дается эта философская система, «показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения», – читаем мы в Живой Этике [13, § 468].

Рерихи оценивали историю России с учетом ее планетарной миссии и метаисторических процессов, протекающих в ее энергетическом пространстве. Они обращали внимание, прежде всего, на прогрессивные преобразования, происходящие в стране и соответствующие течению Космической эволюции. С этим фактом связана их вера в великое будущее Родины.

«На Небе – Бог, на земле – Россия», – гласит сербская пословица. «Подножием престола Господня» называл Россию Иоанн Кронштадтский. За этими интуитивными прозрениями значения России стояли космические закономерности, осознать которые помогло философское наследие Рерихов. Мысль о ведущей эволюционной роли России является одним из важнейших его положений.

Отметим, что под словом «Россия» Рерихи понимали, выражаясь словами Всеволода Иванова, «Союз народов, равных и дружественных с великорусским народом в корню» [3, с. 9].

«Лишь Россия может удержать равновесие мира», – утверждала Елена Ивановна [15, с. 249]. Она называла Россию Новой Страной, «Осью Мира» [16, с. 251]. И эти мысли обусловлены не только патриотизмом Елены Ивановны, но и точным знанием космических законов и эволюционных закономерностей. «Так хочется сказать: “Поймите, наконец, что Р[оссия] – пробный камень, где Р[оссия] – там спасение”», – писала она [17, с. 182]. И остается только сожалеть, что в современном мире для многих людей и даже стран именно отношение к России из пробного камня превратилось в камень преткновения.


Почему же Елена Ивановна утверждает, «где Россия – там спасение»? Приобщение к культурному полю России позволяет войти в коридор Космической эволюции, который проходит через ее энергетическое пространство. Но сила Космического Магнита является центробежной [18, § 127]

В словах Н.К. Рериха – «Поверх всяких России есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса» – определены характеристики сегодняшнего этапа Космической эволюции. Здесь говорится об энергетическом пространстве русской культуры, через которое проходит магистральный путь Космической эволюции всего человечества, а также о красоте и любви, которые из всех земных явлений больше всего сочетаются с понятием миров высокой духовной энергетики и утонченного состояния материи [21, § 234], куда ведет эволюционный путь. Эти слова великого художника можно также считать выражением русской идеи и указанием пути к всеединству человечества.




                Неотпитая чаша (1916)




Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая еще милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает ее не только потому, что она своя, но потому что она красива и превосходна и, поистине, полна скрытых, великих значений.

Кроме прекрасной природы окраин, у нас бесконечно много того, что еще недавно считалось неценным. Чего не хотели видеть из окон вагона, когда бывало ездили «куда следует» по словарю предрассудков. Чего не хотели знать; как вообще не хотели знать возможностей своей земли и своего народа.

Когда после простудной напасти стали меня в Крым отправлять, вопреки всему, потянуло меня опять в Новгородский край. Коли пройдет, то и здесь пройдет.

За пределами оконного кругозора столько изумительных красот и в Водской и в Шелонской Пятинах. Так близких по значению смысла Новгорода и так постыдно мало кому ведомых. Не об исторических местах говорю. Не о памятниках древности. Их тоже много. Музей — музеем. А жизнь — жизнью. И теперь как-то не нужно мыслить о былом. Теперь — настоящее, которое для такого великого будущего.

Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит — все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где недра не тронуты, там и сущность народа тверда, без смятения. Новгородцы бодры.

Бодры так же, как бодры их озера. Опасные, холодные, вольные. Такие же острые, как остры голубые глаза рыбаков озерных.

Суровы так же, как непроходны леса, которыми засинели дали. Не прошли и татары.

Мало кто стремится пробыть лето в Новгородских Пятинах. Избегают, потому что не знают. И не стыдятся не знать того, что под боком. А Господин Великий Новгород знал свои земли. Боролся за них. И любил их.

Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым... Любой выбирай. Все нетронуто. Ждет.

Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками — храмами.

Хороши окольные места по новгородскому, по устюженскому пути. Мста и Шелонь, Шерегодро, Пирос, Миронега, Шлино, Бронница и Валдай. Иверский монастырь, Нил Столбенский, возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая. Неописанная.

А вот и чудо. Не то чудо, что еще живы русалки. Жив еще «честный лес». По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время еще.

А вот чудо. Среди зеленого, мшистого луга, около овечьего стада, наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина. Чаша неотпитая. Яма — сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной.

По краям все заржавело, забурело от железа. В глубине прозелень, синие тени, искры взлетов. Бьет мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студеная вода полна железом и пить трудно. Сильно бьет родник по камням. Бежит в поле речкой. Никому и дела нет.

Такой ключ в селе Мшенцах. Еще известны ключи в Варницах. И грязи целебные. Варницы — старое место, еще при Грозном известное. До сих пор и это место зря пропадало. Там же и горячие ключи — тоже никому не нужные.

Живая вода по полю, по озерам разбегается. И странно, и больно, но и радостно знать, что даже на больших путях нетронуты такие находки. Давно показались. Ждут.

Знают, пройдет испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. Найдет клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.

Русь верит и ждет."




Очерк «Чаша неотпитая» был написан Рерихом в 1916 году в имении Сменцово, находившемся недалеко от станции Валдайка (ныне Лыкошино). Шла первая мировая война. Рерихи предчувствовали, что для их Родины она является прологом к еще более грозным событиям. Мшенское чудо стало для Николая Константиновича символом дивного образа России. Глубокой верой в будущее своей страны, в несгибаемость российского народа, его созидательные силы проникнуты слова из очерка: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».Слова эти обращены к каждому, кто приезжает познакомиться с удивительным местом близ села Мшенцы: они запечатлены на мемориальной плите, установленной на огромном валуне. Этот своеобразный памятник в 80-е годы прошлого столетия по велению души установил здесь Л.Э.Бриккер, энтузиаст-краевед из районного городка Окуловка Новгородской области.

1937 году Н.К.Рерих сделал новую редакцию очерка «Чаша неотпитая». В далеких Гималаях он думал о России и снова обратился к ее образу, возникшему у мшенского ключа. Накануне Второй мировой войны, в год опустошительных репрессий в нашей стране клятвенно и напутственно звучат слова из этого очерка: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но и в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самопознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях»



"Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит."

— Рерих Н. К. Об искусстве



           "Культура покоится на Красоте и Знании», — писал Н.К.Рерих.


                "Осознание Красоты спасёт мир".

…Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!».

— Н. К. Рерих. «Не замай!»


"Великая Родина, все духовные
сокровища твои, все неизречённые
красоты твои, всю твою
неисчерпаемость во всех просторах
и вершинах мы будем оборонять.
Не найдётся такое жестокое
сердце, чтобы сказать: не мысли о
Родине! <…> Через всё и поверх
всего найдём строительные мысли,
которые не в человеческих сроках,
не в самости, но в истинном
самосознании скажут миру: мы
знаем нашу Родину, мы служим ей и
положим силы наши оборонить её
на всех её путях»


"Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!"

Н.К.Рерих- завет.