Трюмо

Мария Булат
ТРЮМО

Чужая жизнь определяет суть,
Распределяет время и находки,
И пальцами сплетаются событья
В оконную решетку… Жалюзи.
Не торопись. Успеешь. Помолчи.
Поторопись… Осталось ли еще
Хотя бы полмгновения? Кто знает?..

По голубой шероховатой тверди
Ползет улитка. Так тому и быть.

1

Мир кажется постылым без тебя.
А ты вернешься — он иным не станет.
Я это знаю совершенно точно.
Ирония? Ошибка? Парадокс?
Я просто прячу мысли за слова.
Да что там мысли — чувства тоже прячу.
И где-то пререкаются внутри
Мысль с чувством,
Как в пылу привычной склоки
На коммунальной кухне две хозяйки,
Лет тридцать пять прожившие бок о бок.
Им вечно есть, о чем поговорить.

2

Я, кажется, нема.
Решай кроссворд:
По вертикали — дни, работа, долг,
И ночи, ночи по горизонтали…
Все в сетку лет уложено. Все — явь.
Сплошная явь.
Кроссвордная решетка
С ума сведет кого угодно. Только
Какой же смысл заполнять ее?
Распишешь верно клеточки кроссворда —
Дадут другой. Разгадывать изволь.
А не заполнишь — значит, не заполнишь.

Гораздо интересней — лабиринт,
Составленный из линий на ладони.
Ходи, броди… Направо и налево…
Тут галочку поставишь, там подмажешь
И выйдешь… Но куда? Или не выйдешь?

3
Как нищенство, воспринимаю ночь
Без сновидений. Словно что-то мимо
Прошло и никогда не возвратится.
Хотя бывает, знаешь, дежавю.
Когда в какой-то сладостный момент,
А может быть, пронзительно-печальный,
Тоскливый, горький или, не дай бог,
Счастливый, вдруг поймешь, что это было
Когда-то, где-то, с кем-то и… с тобой.
Момент потерян. Новизна любви,
Весны, дождя и кофе с коньяком
Куда-то испарилась. Это было.

4
Какая бесконечная тюрьма!
Всю жизнь сбегай — не выйдет. Возвратят.
Копай подкоп, скреби ногтями двери,
Долби кувалдой потолок и стены
Сначала — тела. Никакого проку.
Семья, квартира — та же ерунда.
Двор, город и доступное пространство
Решетками зашиты. Не сбежать.
(Оставим карцер школы, института
И офиса. Не стоит и пытаться.
Не вырвешься, потратишь силы, нервы.
Решетки, надзиратели и стены
Везде. И в этом, кажется, свобода.

Какая невозможная свобода!
Сначала — тела! Бегай и купайся!
Кричи и пой! Пляши и развлекайся!
Потом — пространство. Все в распоряженье
Твоем! Пойдешь налево — будут двери.
Песнь заведешь — и все они открыты.
Пойдешь направо — снова те же двери,
И сказку, сказку, сказку говори…
И все открыто. И не разобраться.
А если прямо — снова двери, двери,
Открытые, и сзади тоже дверь…
А камень? С надписью концептуальной?
«Коня загубишь… Потеряешь душу…
Себя найдешь и потеряешь сердце?
Отыщешь правду — и лишишься тела…»

Все чаще возникает ощущенье,
Что я слежу за собственною жизнью,
Смотрясь в трюмо… Налево и направо…
Есть я… Да и передо мною тоже
Есть только я… А если присмотреться
Поглубже
За моей спиною…

5
Как бормоталось выше, возвращайся.
Попилим явь и пожуем друг друга.
На пару лет найдется чем заняться.
Потом  разрыв и трещина в судьбе.
Все пресно, скушно, не имеет смысла,
Т. д., т. п., вот так на пианино
Играют чижик-пыжик, так по струнам
Бренчат «В траве сидел…», так ты и я
По крайним точкам метрополитена
Выводим на стекле, столе, бумаге
Свою невероятную досаду
И злость, и равнодушие (читай:
Печаль, тоску, желание вернуться
И возвратить). И через эту призму
Глядим, как, безупречен и беззлобен,
Вращается, не расплескав ни капли
Соленых океанов, синий шарик…

6
Сначала в рупор собственных ладоней,
Потом  в окно, потом  со сцены в зал,
В блестящий черный раструб микрофона
Ору: «Пойми меня!» Зачем? Не знаю.
А мысль и чувство, вдруг договорившись
И поделив плиту и счет за газ,
Подсовывают верные ответы.
Вперед! Поторопись, а то успеешь!
Всего-то нужно — галочкой
Любой
Ответ отметить, обозначив суть.
Зачем? Давай посмотрим этот список.
Во-первых, чтобы в мире стало лучше.
(Хорош ответ. Ах как бы мне хотелось,
Чтоб стало лучше! Неужели нужно
Для этого так много разных слов?)
Затем. Второе: чтобы людям радость,
Любовь, надежду и покой нести.
(Какие удивительные и! Любовь с покоем
Как соединить? Пожалуй, я пока еще не знаю).
Еще есть вариант — ого! — устроит
Пожалуй, и эстета с неэстетом.
Сказать, да так, чтоб десять человек
Из миллиона
Поняли два слова
Из десяти,
Почувствовав при этом,
Что в этих двух словах таится суть
Того, что все давно сказать хотели,
Да не могли — не в силу немоты,
А в силу неумения кричать.
А остальные миллион людей
Не поняли ни слова, но решили,
Что если это очень непонятно,
То в этих-то словах таится суть
Того, что все давно сказать хотели,
Да не могли.  Не в силу немоты,
А просто потому что, если честно,
Не думали, да в общем не до жиру.

7
Так вот. Я апеллирую к любви.
Не к той, что нас с тобой соединила,
Поскольку вовсе не соединяла,
А просто мы с тобой поодиночке
На крайних точках метрополитена
Влачили беспросветное желанье
Поговорить друг с другом обо всем.
Точнее, мы тогда еще не знали,
Что нам друг с другом можно говорить.
Но чья-то рокировка нас с тобою
Соединила… Интересно, чья?

8
Кто всеми нами в шахматы играет?
Какая партия! Доска какая!
И интересен выбор цвета клеток,
Возможность перекрашивать фигуры
В тона любые. И кого угодно —
Слона, ладью, коня и даже пешку
(хотя для пешки это и обычно)
По полю провести, облагородить
И в дамки возвести! Берут завидки.
Есть пара игроков… Во-первых, Город.
Сомнений нет. Играет Город нами.
Тасует нас, фигуры, как колоду
Засаленную… И переставляет.
А во-вторых — все знают, Кто еще.
Зачем — не знают.

9
Я потеряла право на улыбку.
Остались обязательства, законы,
Манеры, этикет, необходимость.

Кто виноват, что ты меня не слышишь?
Найти, распять, расшесть, рассемь и восемь
Того, кто виноват! Вот где решенье!
Я стану сильной, страшной и жестокой,
Пойду искать. И обрету спасенье
В борьбе и иске! То есть, по-иске…

10
На крайних точках метрополитена…
А, впрочем, если  адрес поменяешь,
То образ переменится и как
Тебя тогда в пространстве обозначить?
И снова Город выступает черным
Веселым бесшабашным колдуном…
К примеру, переедешь ты на ветку
Другую метрополитена. Будет
Несложно это обозначить мне.
На разных ветках метрополитена…
А если переедешь ты в соседний
Тот, новый, дом, который заслоняет
Мне в окнах солнце? Как тогда скажу?
В соседнем доме? Рядом на бульваре?
Какая пошлость, Господи, прости…

Мы снова прячем чувства за слова.
Как видно, получается неплохо.

11
Подай мне руку. Времени довольно
Прошло, чтоб подосадовать, позлиться,
Возненавидеть,
Наконец, забыть,
Забыть совсем и навсегда.
Пускай!
Там как угодно!
Я тебя не помню!
Не надо!
Мир хорош и без тебя!
Да что там!
Без тебя он даже лучше!
Да точно лучше!
Лучше во сто крат!
Да лучше бы и не было тебя!
Да знаешь…
Знаю. Времени в достатке
На то, чтоб повторить все это снова,
Пожать плечами… Рассказать кому-то
Об этом. Улыбнуться и опять
Сначала повторить. И снова вспомнить.
Подай мне руку.  Времени довольно…

12
Сижу, считаю пальцы, жгу лучину
Настольной лампы и точу перо
Клавиатуры… И гляжусь в трюмо.

13
Как странно расписать от А до Я
Себя и разложить по полкам книги
В себе, внутри, и развернуть строкой,
И все назвать своими именами…

А все услышат эти имена,
От А до Я, узнают эти книги
И на меня десяток ярлыков
Приклеят, заклеймят и… позабудут.

Пройдут минуты, будут А и Я
Иными, и изменятся названья
Томов и книг…
Останется клеймо.
И ярлычок на самом видном месте.

Опять я прячу мысли за слова?

И обретаю право на улыбку…

И ты со мной. Ты это не отнимешь
И не поймешь, наверно, никогда.

март, 15, 2006 – март, 15, 2007