Наброски к поэтической теории 1985 года

Сергей Козицкий
Настоящий текст был создан не позднее 1985 года на 8-м этаже общежития номер 8 МФТИ. Переколочен без изменений с чудом сохранившегося рукописного оригинала.

* В стихах с необходимостью просматривается психофизиологическое состояние их автора, его настроение на настоящий момент, когда он их сочиняет. Это позволяет использовать стихи как своеобразный духовный градусник.

* Сочинение стихов - способ познания мира, который не сводится и не заменяется никакими другими. Он позволяет познавать вещи, которые не выражаются словами.

* Сочинение стихов есть мощный способ познания самого себя, разобраться в себе. Это путь к духовному росту индивидуума. Духовное совершенство человека-сочинителя характеризуется гармоничностью, вообще, сущностью тех стихов, которые он сочиняет.

* Сочинение стихов есть способ самоочистки, при этом можно, например, согнать свою злость на бумагу, а не на какого-либо человека. Другой вопрос, что эти стихи, возможно, не будут обладать какой-либо ценностью в дальнейшем.

* Сочиняя стихи, всегда сочиняй их с убеждением, и весьма твердым, что они никому кроме тебя не нужны, зато очень нужны тебе. Рассчитывай на то, что твое творение никто никогда не прочтет.

* Избегай идти на поводу у публики, иначе все твои произведения потеряют свою действительную сущность и превратятся в простые писульки. Иногда для предотвращения сего необходимо запретить всякие высказывания по поводу качества и содержания своих стихов (всякие оценки), в любом случае, не стоит подвергаться воздействию оценок окружающих.

* Значение и сила стихов тем выше, чем легче они соскальзывают с "пера". Легкость соскальзывания с пера характеризует степень "продуманности" мыслей, степень вдохновения, степень связи с подсознанием на данный момент.

* Хорошие стихи получаются тогда, когда они естественным образом отражают рефлектирующее сознание поэта-сочинителя. Отсюда естественное деление произведения на отдельные витки спирали рефлексии. В целом же структура выглядит, как спиральная спираль из спиральной спирали.

* Попытка игнорировать и выпрямить процесс рефлексии в соответствии с существующими канонами ведет к серости, к графомании, к бездарности.

* Поэт, как сочинитель, должен обладать достаточным мастерством, чтобы максимально отобразить трансцендентный процесс рефлексии в пространство слов.

* Поначалу, сочиненное стихотворение кажется тривиальным и бездарным потому, что непосредственное восприятие (переживание) рефлексии дает гораздо более богатые чувства, медитативную погруженность в нее, нежели ее конечное отображение в пространство слов. Своего рода "грехопадение", связанное с ограничением безграничного.

* Далее, однако, после выхода сознания из состояния конкретной рефлексии, послужившей основой для стихотворения, это стихотворение наполняется смыслом, красотой и значением постольку, поскольку позволяет вспомнить самому пережитый процесс рефлексии или инициировать аналогичный процесс у других людей.

* В этом смысле стихотворение подобно подзорной трубе, заглядывая в которую, можно разглядывать, осознавать невыразимое, трансцендентное, используя в качестве настройки сознания на него нечто конечное, выраженное словами.

* Соответственно, стихотворение имеет сложную глубинную иерархическую структуру, соотношение между различными слоями которой - это соотношение формы и содержания. Самый глубинный слой ее - это точка - Абсолютная истина. В этом смысле стихотворение есть существо.