Святые и просвещенные

Дмитрий Муравкин
Ученье, как известно, – свет, а не ученье – тьма. Из этого тезиса вытекает и само слово «просвещение». Но не только знание ассоциируется в языке со светом, на том же поле играет смыслами и еще одно понятие – «святость». Сегодня нам кажется, что между первым и вторым мало общего, но выросли они из единого образа. Бог светел и Бог свят, Он есть чистое сияние, в котором нет места тени.
Интересно, что согласно различным мифологиям знание людям также принесли боги или Бог, поэтому и человеческий разум в некоторой степени освещен небесным сиянием, светом божественного знания. А может быть, даже освящен. Прислушаемся, как паронимичны эти понятия: «освещенный» и «освященный», «свЯтый» – «светлый», «светить» – «святить», «осветитель» – «святитель», «свет» и «свят».
Во все времена жречество было кастой, хранящей сакральные знания. В некоторой части эти знания передавались и обычным людям. Вплоть до недавнего времени, в России аж до 18 века, не было других образовательных институций, кроме монастырских и церковно-приходских школ. В грамматике, синтаксисе, риторике и математике учеников наставляли священники, и можно предположить, что слово «священник» ранее могло означать «просвещенный», а все современные коннотации – относительно недавнее приобретение.
Более того, «образование» можно понимать тоже как создание человека по образу и подобию Божию. «Образ» это и есть «подобие» в переводе со старославянского. 
От этой простой и напрашивающейся аналогии сегодня всеми силами уводят в сторону, прежде всего, сами представители церкви. Якобы главным делом служителей культа всегда была забота о спасении души, об избавлении от грехов. Да, в какой-то период истории содержание жреческого служения радикально поменялось, но это не значит, что оно никогда не имело отношения к просвещению. Сам язык говорит нам об обратном. Имеющий уши да услышит.