Эстонцы хутор Никольский

Лидия Алашеева
 

 Вас тишина в объятья примет,
 Покоем дышит благодать,
 Здесь в рай земной судьба
 вас кинет,
 Здесь небо вовсе не видать.
 
 Здесь между небом и землёю,
 Витает дух прошедших снов,
 Грустит о прошлом над рекою,
 на страже вечности оков.

 Здесь поросли дорожки- стежки,
 не слышно пенья соловья,
 Лишь тень прошедшего столетия,
 бредет клюкой своей стуча.



                Л.В.Алашеева



 Приблизительно,около пятидесяти лет
 назад,
 на территории Ульяновской области
 можно было встретить многочисленные
 поселения с"эстонскими корнями."
 Одно из таких поселений
 располагалось в двух  километрах от
 с.Юрловка,
 именовался посёлком "Никольским."
 Чтобы ответить на вопрос "откуда
 среди русского населения появились
 выходцы из Эстонии,
 я обратилась к кратким очеркам " Из
 этнической Истории Ульяновской
 области(изд 1993 г.).

"Эстонцы _ небольшая этническая общ
 ность,по языковой принадлежности
 относятся к Прибалтийской подгруппе
 финской уральской языковой группы.
 В ульяновском Поволжье эстонцы
 появились из Эстляндской провинции
 в 70_ 80 годах 19 века.
 Арендуя участки,
 они занимались
 хлебом_пашеством,разводили крупный
 рогатый скот,свиней.Первые их
 поселения были небольшими от 12 до
 25 дворов,
 управлялись одним старостой.
 В начале 19 века эстонцы появились
 в Тушинской волости Симбирского
 уезда.
 Свои усадьбы ограждали
 жердями.
 Деревенские избы-риги состояли из
 одного помещения.
 У ряда переселенцев сохранилась
 традиционная одежда.
 В питании были наиболее
 употребительны мучные,молочные
 блюда.
 В народном творчестве выделялась
 вязка шерстяных изделий.
 Любимым музыкальном инструментом
 была скрипка.
 По вероисповеданию,эстонцы были 
"Лютеранами."
 Жили замкнуто,русским языком не
 владели.
 Культура эстонцев в России в течении
 50 _60 лет оставалась неизменной.
 Начиная с 1930 годов,в эстонских
 поселениях появляются другие
 национальности _
"Русские,мордва и другие."
 Совместная с ними работа,обучение
 детей на русском языке,
 способствовало появлению, межнаци
 ональных браков,развитию
 этнокультурных контактов.

 С течением времени часть эстонского
 населения утратила национальное
 самосознание,часть мигрировала в
 Прибалтику,в Самарскую область и
 другие регионы страны.
 На 1989г в Ульяновской области
 проживало более 460 человек
 эстонского населения.
 Большая часть эстонцев обосновались
 в Ульяновской области, 
 в Теренгульском,Вешкаймском,
 Сенгилеевском районах,в том числе
 и в Базарносызганском.

 Первые представители эстонцев
 появились в Юрловский волости
 Карсунского уезда в 1905 году.
"Николаевский хутор"
 при речке Белой, послужил им
 прекрасным местом для проживания.
 Впервые хутор упоминается в "Ведомостях" Симбирского
 наместничества в 1780 году.
 На хуторе числилось одиннадцать
 дворов,60 жителей.
 Из них _25 мужских
 душ, и тридцать пять женских.
 Более подробной информации о хуторе
 Никольском не имеется.

 С лёгкой подачи эстонских пересе
 ленцев,из"Николаевского хутора"
 имение барина Никольского станет
 именоваться впоследствии поселком "Никольским".
 1905 год время смутных брожений в
 России.
 Низы не хотят жить по старому,верхи
 не могут справиться с накалившейся
 ситуацией в России.

  Барин Никольский встретил эстонских
  переселенцев радушно.
 Расселил их в своём доме,
 побыл с ними какое то время,
 да и был таков.
 Видимо чувствовал приближение
 революции в России.
 Возможно,не случайно эстонские
 поселенцы прибыли в имение барина
 Никольского.
 Хутор хоть и назывался "
 Николаевским",
  а корни имел эстонские.
 Барина величали " Кальк".
 Пришла пора  барину подыскивать
 новое местожительство.
 Возможно,где то за границей
 остались у барина какие либо
 родственники.
 Но увы,об этом, мы вряд ли когда
 нибудь узнаем.
 Чтобы узнать больше информации об
 Эстонских переселенцах,
 я обратилась за информацией к
 единственной в нашем селе Юрловка
 жительнице  бывшего поселка 
 Никольский,
 эстонке по национальности _
 Ольге Эдуардовне  Паршиной
 (в девичестве " Конгро").
 Ольга Эдуардовна, и её муж Анатолий
 Порфирьевич Паршины,
 рассказали мне удивительную историю
 
"В 1905 году,
 её дед Ян Александрович Конгро,
 и его пятилетний сын(отец 
 Ольги)Эуард Янович,
 и с ними ещё одна эстонская семья,
 прибыли для проживания на новое
 местожительство.

 Природа на хуторе поразила
 переселенцев своим необычным
 пейзажем.
 
 Места здесь действительно были
 райские.
 Со всех сторон хутор закрывали
 смешанные леса.
 Природа давала не только людям
 любоваться собой,но также и
 прокормить себя.
 Грибов и ягод было
 видимо_ невидимо.
 Дичь почти  паслась возле 
 дома.Живи  и радуйся.

 Барин" Кальк" оказался не только
 гостеприимным хозяином.

 Разместил с комфортом переселенцев,
 успел на радостях понянчиться с
 маленьким Эдуардом,
 отдал во  владение свои хоромы,
 да и отбыл в неизвестном
 направлении.
 После тридцатых годов двадцатого
 стоолетия,
 в посёлок "Никольский" прибыли на
 новое местожительство несколько 
 семей эстонских переселенцев.
 Всего в посёлке числилось двадцать
 семей,
 с общей численностью более ста
 человек.

 Семьи были большие,
 порой в одной семье было по
 одиннадцать детей.

 Все переселенцы прибыли с разных 
 концов Эстляндской провинции,
 в кровном родстве между собой не
 состояли.

 Первым переселенцам пришлось все
 начинать с нуля.
 Барин Никольский ничего им
 кроме дома не оставил.
 Дом был похож на дворец,
 с большим количеством комнат,
 выкрашен белой блестящей краской.
 Семья Конгро прожила в нем до 1956
 года.

 Впоследствии,как и многие
 переселенцы они построят своё 
 собственное жильё.

 Без знания русского языка новую
 жизнь начать было невозможно.
 Чтобы обзавестись домашним
 хозяйством нужен был
 сельскохозяйственный инвентарь для 
 обработки и раскорчёвывания полей.

 Для начала пришлось выучить
 несколько русских слов.
 В близлежащем селе Юрловка,
 эстонские семьи приобретали
 необходимый инвентарь для ведения
 домашнего хозяйства,
 крупный рогатый скот,лошадей
 и другую мелкую живность.

 С годами диапазон маршрутов
 расширился до р.п.Базсызган,
 и далее.

 Жизнь постепенно стала
 налаживаться.
 Общение с русскоязычным населением
 позволило эстонским переселенцам
 начать новую жизнь.

 С установлением советской
 власти в городах и селах,
 в Эстонцах образуется колхоз "Свет".

 Многие эстонские семьи,
 с переездом,не успели обзавестись
 домашним хозяйством,
 охотно поддержали новую форму
 коллективного хозяйства.
 Им терять было нечего.

 Привыкшие к тяжелому физическому
 труду,
 они с малых лет приучали своих 
 детей во всем помогать взрослым.
 В доме каждой эстонской
 семьи, начиная с ложки и другой
 утвари домашнего обихода,
 делалось все собственноручно.
 Плели корзины,
 делали большое количество кадушек.
 В зимний период погреба ломились от
 съестных припасов.
 В кадушках мочили яблоки,
 огурцы,капусту совместно с
 яблоками,
 Грибы разных видов.
 В подворьях эстонского
 населения было большое количество
 овец.

 Из обработанной шерсти пряли
 нити,вязали
 варежки,свитера,перчатки,
 женские жакеты,
 и многие другие тёплые вещи.
 Одежду носили в основном
 холщовую,грубую,с национальной
 росшивкой.
 Как и во многих селах,для
 изготовления одежды,
 в основном применяли траву"  "посконь".
 Процесс выделки был сложным и
 трудоёмким.
 Трава"посконь" росла между льном и
 коноплей.
 Траву выбирали,вымачивали
 определенное время в воде,
 мяли в сециальном лотке
 толкушами.
 Размягченая трава дробилась на
 нити.
 Нити скручивались,
 ткались на ткацком станке.
 В результате получалось серое жесткое
 полотно.
 Ткань клали для отбеливания в
 щёлок.
 Из ткани шили одежду,постельные
 принадлежности.
 Почти все нательное  и постельное
 белье расшивалось национальным
 орнаментом.

 В лесу водилось большое количество
 дичи.
 Мужчины охотились на зайцев,
 тетёрок,белок.

 Природа в посёлке"Никольский"не
 только радовала красотой,но и
 кормила эстонские семьи.

 С образованием колхоза "Свет",многие эстонские семьи сдали
 свою скотину на общественный двор.
 Со времён барина
 Никольского,в Эстонцах осталось
 большое одноэтажное здание.
 В былые времена,
 здание флигеля служило жильём для
 прислуги.
 Зданию быстро нашли применение.
 В одной части расположили правление
 колхоза,
 в другой половине клуб,
 самую большую часть здания отдали
 под школу.

 Барские конюшни заполнились
 колхозной скотиной,стали именоваться
 фермами.
 Кроме  животноводческой фермы,в
 колхозе существовала коневодческая
 ферма.
 Рядом располагался овчарник,с
 большим поголовьем овец.
 Жизнь в посёлке стала постепенно 
 налаживаться.
 Привыкшие ко всему,переселенцы не
 жаловались на превратности судьбы,
 с покорностью переносили все
 трудности жизни.

 Родившиеся в посёлке дети быстро
 приспосабливались к новым
 условиям.
 Русский язык стал им родным с
 пеленок.
 Со временем почти все эстонское
 население разговаривало по
 русски.
 Школа в поселке была
 четырехлетней,
 с последующим обучением в
 Юрловский семилетней школе.

 Зимой дети  жили в интернате при
 Юрловской  школе.Казалась бы ничто
 не угрожало мирной сытной жизни.
 Война перевернула все с головы до
 ног.
 Всё военнообязанное население
 поселка ушло на фронт.
 Лошадей,с первых дней
 войны переправили в действующую
 армию.
 Конюшни почти все
 опустели.
 Оставалось небольшое поголовье
 крупно рогатого скота.
 Самым многочисленным было
 поголовье овец.

 После ухода мужчин на
 фронт,женщины,старики,дети
 взвалили все тяготы военного
 бремени на себя.
 Приходилось работать всем.

 По словам Ольги Эдуардовны,
 её старшая сестра Роза,
 с одиннадцати лет доила коров
 вручную.

 Голодные военные времена не застали
 врасплох эстонские семьи.Привыкшие
 к самым суровым
 испытаниям,
 эстонцы сушили впрок
 яблоки,ягоды,грибы.
 Не голодали,как их соседи
 юрловчане.
 Единственное,не было хлеба.
 Его делали из травы с до
 добавлением картофельного крахмала.
 Не было спичек и соли.Проблема со
 спичками быстро разрешилась.
 Из березовых сухих чурочек
 выстругивали тоненькие
 палочки.
 Сосновую смолу подогревали,
 окунали палочки в смолу.
 Спички были готовы.
 
 По словам Ольги Эдуардовны "жилось
 в военные годы не легко,но дружно."
 По вечерам в большом доме эстонца
 Антона собирались для молитвы.
 В эстонской религии не было принято
 вешать иконы на стены.
 Эстонцы не осеняли себя крестным
 знамением,
 в знак признательности Веры
 к Богу,
 просто прикладывали руку к
 сердцу.
 Читали Евангелие,Старый и Новый
 Заветы.

 В лютеранской религии особым распо
 сложением к Богу считалось стихотвор
 ное выражение.

 Первые поселенцы до 1930
 годов двадцатого столетия посещали
 Архангельское_Михайловский храм 
 с.Юрловка.
 Православные прихожане с.Юрловка
 стояли в правой половине храма,
 лютеране,в левой части.В

 В те времена,прийти
 в храм помолиться,не возбранялось
 никому.

 Жизнь научила эстонских переселенцев
 и в будни, и в праздники жить
 скромно,с запасом на будущий день.

 Новый год встречали как обычно,без
 всяких излишеств.
 Елку не ставили,считалось большим
 грехом рубить дерево для
 забавы.

 Вырубка леса в те времена строго
 каралась законом.

 Рождество справляли только в кругу
 семьи.
 
 Дети по посёлку не ходили,не
 колядовали.

 В лютеранской религии колядование
 запрещалось.

 Пасху встречали,как и
 христиане.
 Пекли жаворонков,красили
 яйца.
 Христосоваться по посёлку не
 ходили.

 Все праздники
 справлялись только в семейном кругу.

 В последний путь провожали всем
 селом.

 Помина общего не делали,только
 свои,в  домашнем кругу.
 Девять дней,сорок дней,и
 полгода не поминали.

 Вскоре после окончания войны стали
 возвращаться мужчины.Многие без
 рук,другие без ног.

 Многие жители близлежащих сел и
 деревень после войны переехали жить
 в поселок"Никольский".
 Семья мужа
 Анатолия,Паршины,
 жители деревни Иевлевка,
 с переездом в Эстонцы,
 приняли лютеранскую веру.

 Ольга Эдуардовна и её
 муж,Анатолий Порфирьевич Паршин,
 почти с детства знали друг друга.

 Жизнь после войны стала входить в
 привычное русло.
 Эстонцы,привыкшие ко всем
 трудностям в жизни,не жаловались не
 на что.

 На улице,дома стояли в два рядка,
 С утра до вечера весело играли дети.

 Дома,аккуратно оштукатуренные и
 побеленные известкой,
 выделялись на фоне сказочного
 лесного пейзажа
 Множество разнообразных клумб с
 цветами придавали поселку особую
 изюминку культурного наследия.

 Меня и как многих жителей,
 приходящих со стороны в посёлок
 Никольский,
 поражало обилие садов.
 Все фруктовые деревья
 приживались в посёлке,независимо от
 их природы и характера.

 Со стороны казалось,
 что каждый из нас попал на какую то
 сказочную планету.

 Природа и вправду боговолила к
 эстонским переселенцам.
 По весне этот райский
 уголок расцветал  так,
 что о нем можно было написать
 множество прекрасных
 строк.

 Родники,как горные водопады били
 из выступа овражных впадин.

 Внизу,в лощине протекала
 мелководная речка,с ласковым
 названием"Белая".

 Речушка была больше похоже на
 молочный ручеек,со множеством
 извилин и впадин.

 Посёлок,по своей структуре напоминал
 сказочную курортную зону.

 С образованием совхозов,колхоз
 "Свет",как и многие единичные
 хозяйства вошёл в состав совхоза"
 Юрловский."

 Подрастающая молодёжь,после учёбы
 в школе,продолжала свое обучение в
 городах,не спешила возвращаться в
 посёлок.

 Вскоре за детьми потянулись в город 
 и родители.

 Один за другим эстонские
 переселенцы покидали обжитые
 места.
 К семидесятым годам двадцатого
 столетия,в посёлке,
 осталась одна единственная
  жительница,старая русская
 учительница,Нина Ильинична
 Кулясова.

 Нина Ильинична работала учителем
 младших классов в поселке
 Никольский  с начала образования
 колхоза "Свет,и до выхода на
 пенсию.

 Отдаленность от основной
 магистрали,непроходимость
 дорог в зимних условиях заставили 
 старенькую учительницу перебраться на
 новое местожительство в с.Юрловка.

 В  тех местах,где стояли когда то
 дома,лет десять назад можно было
 встретить многочисленные
 ямки от домов,погребные ямы.

 Некогда в изобилии растущие яблони,
 вишня и многие кустарниковые
 деревья,разрослись в хаотичном
 порядке,закрыли всю территорию
 бывшего посёлка.

 В нынешнее время трудно
 представить, _
 что на этом месте проживали 
 эстонские переселенцы.

 Но как и прежде можно услышать
 голосистое пение родничков.
 Казалось бы,
 тропинка,бегущая к ним должна была
 зарасти.
 Но этого не допускают потомки
 переленцев,
 летом в бывшем посёлке Никольском
 можно увидеть вблизи поселения
 многочисленный  палаточный
 городок.
 Дети,внуки,правнуки каждый год
 стараются приехать в родные места 
 их родителей.
 Поклониться праху их предков.
 Многие из них гостят в родных местах
 по нескольку недель.

 Речка " Белая" давно превратилась в
 пристанище для бобров.
 Огромная плотина преградила
 маленькую речушку.
 В глубине лощины появилось
 прекрасное озеро.
 Иногда на поверхности можно
 увидеть колышущие многочисленные пу
 зырьки.
 Изредка тишину небесного
 царства нарушит всплеск огромного
 бобра.

 По весне,как и прежде разливается
 сказочная соловьиная трель.
 Ничто не нарушит вечного царства и
 покоя одичавшей природы.
 Изредка грибники
 пробегутся по заросшими полянам,и
 опять установится вечная тишина.

 Лишь бродяга ветер пролетая,качнет
 на ходу ветки торна,и несётся
 дальше.

 Почти полвека прошло с того
 времени,как последние переселенцы
 покинули живописный уголок райской
 природы.
 Сколько таких деревушек исчезло в
 веках эпох и столетий.
 Хочется только сказать _


 Эх,село ты моё,деревенька,
 
 Сколько вас по России стоит,

 Сколько вас позабытых навеки,

 Только память ваш облик хранит.