Таланту Н. П. Задорнова. А вы сидите тут!

Серж Пьетро 1
/Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60-70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте. В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР./

В дверь стали заходить мужики, они рассаживались на лавках и на полу.
Вскоре набралась полная изба, народ сидел даже в каждом углу.
Вот надо бы оповещать народ,
а то не знаем, - снова заговорил Пахом, - этак нагрянут вот.
Полковник Русанов был инженером, строил первый телеграф по берегу Амура на Дальнем Востоке -
из Николаевска в Хабаровку и с окончанием во Владивостоке.
   Он представил правительству проект строительства железной дороги
из Кизи в залив Де-Кастри, где, как всегда,
грузы, идущие из-за границы, миновали устье Амура, но пароходы садились на мель и даже не иногда.
Тогда прекрасная бухта Де-Кастри могла бы служить нуждам Сибири.
Тогда бы на Амуре выросли города.
Вот, дед, ты здесь живёшь. Дорвался до земельки - и ничего тебе не надо. Тебе не странно?
Ведь неподалеку, каких-нибудь пятьсот верст, океан. Рядом Китай, Япония... Слыхал о таких странах?
Слыхали... - отозвались из разных углов мужики, далеко не старики!
У тебя под носом, в тайге, - уголь, железо, золото, нефть, из которой делается вот этот керосин,
и, хочешь ты того или не хочешь,
а керосин мы привозим из-за моря, - сказал он, показывая на лампу. –
А ты сидишь на релке и в тайгу не ступишь, лапти не замочишь!   
А вот эти мальчишки, внучата твои,
должны построить дороги к морским гаваням, где будут торговать они, все мы,
осушить болота, построить города, выйти из тьмы.
Тут в море - тьма зверей.
А пока что их бьют иностранцы и зарабатывают миллионы на этом, а должны бить мы! Да поскорей!
Надо заводить корабли,
возить товары в чужие земли.
Здешней рыбой можно прокормить всю Россию, чтоб досталось вдоволь каждому мальцу.
Золота здесь столько, что каждому русскому мужику в государстве можно построить по дворцу.
А вы живёте в нищете, безграмотные. Тут нужно проводить железные дороги.
А что толковать про несчастных беглых да хунхузов?  Они сидят тут,  будто на  своём пороге.
Солдатам хочется отличиться и они врут больше, чем было на самом деле.
Так надо дороги-то проводить, за чем же дело стало? - спросил дед, говоря негромко, еле-еле.
Казна-то что дремлет? - сказал Егор.
Русанов знал, что не всё может сказать мужикам, а если и скажет, то толку не будет. Долгий это разговор.
    Жизнь и работа на Дальнем Востоке ожесточили Русанова.
Он был обижен, озлоблен столкновениями с начальством. Его рассуждения не воспринимались, а зря.
Проектам его не давали ходу, они вызывали насмешки.
В нём ценили лишь труженика, безответного строителя.
Русанов стал говорить, что надо зазывать сюда новых переселенцев
и уметь самим копить богатство,
развивать торговлю, учить детей, открывать школы, разведывать леса, воды,
развивать промыслы, создавать совместные торговые братства.
Вот так-то, старина! - в заключение сказал он Кондрату. –
А мы скоро проведём телеграф, дотянем его, соединим с сибирским...
"Старина", говоришь?! А кабана-то кто тебе убил? - ответил дед. - Это мы лапти-то гноим?
По тайге лазаем! Мы - не чета другим!


____
  Николай Павлович Задорнов. Амур-батюшка. Книга вторая. Глава 13/2.
В дверь стали заходить мужики, они рассаживались на лавках и на полу. Вскоре набралась полная изба.
- Вот надо бы оповещать народ... А то не знаем, - снова заговорил Пахом. - Этак вот нагрянут...
Полковник Русанов был инженером, строил первый на Дальнем Востоке телеграф по берегу Амура, из Николаевска в Хабаровку и во Владивосток. Он представил правительству проект строительства железной дороги из Кизи в залив Де-Кастри, с тем чтобы грузы, идущие из-за границы, миновали устье Амура, где пароходы садились на мель. Тогда прекрасная бухта Де-Кастри могла бы служить нуждам Сибири. Тогда бы на Амуре выросли города.
- Вот, дед, ты здесь живешь... Дорвался до земельки - и ничего тебе не надо. А ведь неподалеку, каких-нибудь пятьсот верст, океан. Рядом Китай, Япония... Слыхал о таких странах?
- Слыхали... - отозвались из разных углов мужики.
- У тебя под носом, в тайге, уголь, железо, золото, нефть, из которой делается вот этот керосин и который мы привозим из-за моря, - сказал он, показывая на лампу. - А ты сидишь на релке и в тайгу не ступишь, лапти не замочишь. А вот эти мальчишки, внучата твои, должны построить дороги к морским гаваням, осушить болота, построить города. Тут в море - тьма зверей. А пока что их бьют иностранцы и зарабатывают миллионы на этом, а должны бить мы. Надо заводить корабли, возить товары в чужие земли. Здешней рыбой можно прокормить всю Россию. Золота здесь столько, что каждому русскому мужику в государстве можно построить по дворцу. А вы живете в нищете, безграмотные. Тут нужно проводить железные дороги. А что толковать про несчастных хунхузов?.. Солдатам хочется отличиться, и они врут больше, чем было на самом деле.
- Так надо дороги-то проводить, за чем же дело стало? - спросил дед.
- Казна-то что дремлет? - сказал Егор.
Русанов знал, что не все может сказать мужикам, а если и скажет, то толку не будет. Жизнь и работа на Дальнем Востоке ожесточили Русанова. Он был обижен, озлоблен столкновениями с начальством. Проектам его не давали ходу, они вызывали насмешки. В нем ценили лишь труженика, безответного строителя.
Русанов стал говорить, что надо зазывать сюда новых переселенцев и уметь самим копить богатство, развивать торговлю, учить детей, открывать школы, разведывать леса, воды, развивать промыслы.
- Вот так-то, старина! - в заключение сказал он Кондрату. - А мы скоро проведем телеграф, дотянем его, соединим с сибирским... Просеку расширим.
- "Старина"! А кабана-то кто тебе убил? - ответил дед. - Это мы лапти-то гноим, по тайге лазаем.