по ту сторону смерти

Тома Мин
               


*   подобные вести раскрывают формулу смерти

тяжко …   подобные вести
раскрывают простую формулу смерти.

Она всхлипнула на чистой тихой ноте
достала из кармана платок и, наклонив голову,

прижала его к дрожащим губам.
Я был оглушен, раздавлен сам

горьким грузом этого знания.
Но слов, чтобы выразить свое  сострадание,

не было: все черным по белому,
яснее некуда.

* Её новый адрес

Твой адрес не стал для меня секретом:
это там, среди кладбищенских елей.

 *  нелепость

нелепо отрицать ту истину,
что именно смерть, пусть даже и неблизкая,
пусть просто растворенная в воздухе,
делает поцелуи острее; надежнее
                каждое пожатие руки.


* мемориальные изыски в духе Вордсворта

кладбище было украшено цветниками,
бледно-желтыми нарциссами
и прочими мемориальными,
в духе Вордсворта, изысками.

Оказалось, мы приехали слишком рано,
Надо ждать. Зал ожидания

стилизованный  под деревенскую церковь,
производил удручающее впечатление
 
леденящим душу
              бездушием

и инфернальным уродством.
Алтарь был темным:

на него не попадал свет -
печаль, одиночество, смерть..


*  его смерть

Дальше - печаль,  одиночество…
Теперь ждать своей очереди.
Вздохнув, молю Бога,чтобы
все поскорее закончилось.


* каждый к своей смерти.

Молодые, как виноградные лозы,
прикосновениями мягкими и осторожными,
карабкаются вверх по иссохшим,

обессиленным  старикам.
Потом эти юные тела,

не дадут им упасть раньше времени  -
каждый к своей смерти.


* Загадка Харона

запутанные линии будущего  выстроились
в классический вариант -
                Черный Квадрат.

В центре Он -
Харон -
спутник
людских похорон.

Но вот древних греков загадка:
в переводе Харон - не черный, а «яркий»!

что это значит? переход гусеницы - пожирательницы   
в яркий мир бабочки - собирательницы
 нектара?



 * Зачарованность смертью

Каждый  день  кого-то уводят со сцены
на глазах у других,
а оставшиеся  в живых,
безнадежно твердят: жизнь бесценна.

Зачарованность  смертью
не дает покоя,
по сознанию - плетью,
по жизни, по корню.
 
Смертный приговор  -  каждому клеймом,
Кем вынесен? Когда? За что?   
В рабстве у смерти -  все на её  цепи.
Сегодня мой друг уходит, завтра я и ты.


*  просто шагнул за амальгаму реальности

Он шагнул за амальгаму реальности,
ушел от житейских козней,
змеиных клубков данности,
как и всем нам будет должно.


* главная загадка

не жизнь, а смерть окаймляет хватко
мое биографически целое «я»,
осознается главной загадкой
трансцендентных  загадок бытия.


* голоса

волевым тайным скольжением
возвращаются в сновидении,

словно после антракта,
доиграть со мной в этом спектакле,

родные голоса...   где  вы?
одни мной утеряны, другие - сами ушли.


* беспечноcть

Ты вся давно уже в прошедшем...
Так почему же так беспечно
Ты снова провожаешь  день?..
Над нашей жизнью  быстротечной
Уж дважды пролетала тень.

Мне показалось? или это Орфей
Снова зовет в царство теней?

Бездну мрака, убийства,
восторга, душевных страстей,
помог миновать нам  невинный,
чуждый греха, светлый  Орфей.

* ныне и присно

Твой путь Домой тебя обманет –
дорогой  на Голгофу  станет;
измученный  странник,
в конце, на закате, устанет

и упадет в объятие Её, которая, ныне и присно,
есть  Боль начала и окончания жизни.


*  визитная карточка

все так же сидела целыми днями
в шлёпанцах и пеньюаре,

повязав голову синей косынкой:
раскладывая пасьянсы и старые письма.
 
В вазе курилась благовонная  палочка,
рядом с вазой  - визитная карточка,

на которой знакомый почерк
приглашал на свои похороны. И срочно.

*  айсберг

Слова сегодня возникают на бумаге,
напоминая мне всех тех  -
ушедших: их голоса, их кожу и дыхание,
их слезы, одеянье, их смех.


Часть моей жизни рухнула в море айсбергом вместе с ними.
Но хочу, чтобы рядом со мной они снова дышали и  жили...
но уплывает айсберг..., тает неумолимо.

*  в самый центр пламени

она без особых мук, без  сожалений
катилась по зелёну склону -  к смерти.
Быстро, ещё быстрей, по  спирали сознания —
в самый центр  опалового пламени.

*  после антракта

Родные голоса...  где  вы?
Одни -  утеряны, другие - мертвы,

но  возвращаются в сновидении,
волевым тайным скольжением

входят ...  будто после антракта
доиграть со мной в этом спектакле.

* надо спешить

надо спешить…  за мной теперь
тоже следует сумеречная  тень
от черного солнца  смерти,
высвечивая немощь предсмертную


*  созвездие Змея. Карта смерти

Даты смертей
моих друзей;

каждая, по крайней мере,
учила взглянуть на феномен

смерти по-новому. Эти даты
выкладывались в карту

на  небе в созвездие Змея -
в само движение и в само время.


*Память

Мучительна лишь память о мертвых.
Мгновение ...  любимых не стало.
А у могилы их также ликует природа
и тишина - чистотой кристалла.

*В одночасье никто не уходит

В одночасье никто не уходит:
мертвые  предъявляют права
на память друзей, родственников.
Острым лезвием ножа

воспоминания режут время …
Остывает лишь тело,
а память остается живой,
отзоваясь порой

такой острой болью...


* всюду

Когда Это п риходит,
мне  всюду слышится твой голос,

в трубе отопления, в комарином писке;
будто ты зовешь: "Где ты? Слышишь?"

…  тебя нет уже слишком долго.
Каждый день сменяет неохотно

предыдущий все большим сомнением.
Я всё еще жду тебя. Скоро мой день рождения.

 

* Возможно ль им восстать из бездн?

Возможно ль им восстать из бездн,
пока  еще запретных   нам,
увидеть снова солнца жезл -
маяк заблудшим кораблям?

Как солнце, на ночь скрывшись  в струи,
Восходит утром вновь,
Так вы, ушедшие с прощальным поцелуем,
Верните нам свою любовь!

*  Турбулентным потоком мысль

Смутно  выражаю  смутные мысли -
Мой друг ушел, с Вечностью слился.

В голове темно. Иначе и быть не может.
Неразрешимые душат вопросы:

смерть,  бесконечность, цель,  смысл.
Турбулентным потоком бьется мысль.

Но... в душу все четче и все яснее,
проблесками, проникает  свет Веры.

*Умершие врываются в нашу жизнь

Умершие  врываются в нашу  жизнь
встают пред нами как равные.
Такое возможно - ведь они
не так уж бессильны, не так уж бесправны.

Пройден  ими уже Божий  Суд:
кто наказан, а кто оправдан.
От этого мира они не ждут
уже ничего... кроме Правды.

Скоро  и мы, и наши "историки"
ответят за ложь перед покойниками.


*смерть

сама по себе смерть страшна -
мерзость и ужас скверны,
но в Иисусе Христе – свята,
она - сама Радость верных.


* Жизнь, как  постоянная жертва

Смерть,
как наказание за грех,
нужна для очищения.

Жизнь ,
как  постоянная жертва
завершается только смертью:

один несет эту жертву  Богу,
другой -  дьяволу.

*** квазиобъектный фантом

Смерть  живет среди нас как квазиобъектный фантом,
по сути о ней никто ничего не знает.
Смерть существенна, но в ней нет для нас сути самой,
значит бытийной сущностью она не обладает.


* Пушкин. Смерть как онтологическая находка

Расставляя вещи мира на свои места,
по праву  демиурга  русского  Космоса,
он ставит смерть в ряду загадок бытия
как любопытнейшую онтологическую находку.

* Сократ затеял это бегство от жизни

Сократ  затеял это «бегство от жизни»,
как приготовление к смерти и умиранию.
Вся древняя философия исходит из этой мысли.
Уже тогда родилось и  влекло  желание

вырваться из  власти этой действительности
с ее идеями, верованиями и с ее истинами.


*** Хлоп!!!

Последний акт этой пьесы - кровавый,
а ведь как была весела, хороша в начале!

Финал – больничный потолок.
Потом -  хлопок!
Всё.

*  феерия фальшивого блеска

В полночь - долгожданное сообщение:
«Приеду завтра». В одно мгновение,

порыв ветра  разогнал грозовые тучи,
на душе сразу стало  легко, лучше.

В эту ночь я уснул почти мгновенно,
но виделось мне что-то необыкновенное.

… где-то посреди  феерии фальшивого блеска
 явилось бледное твое лицо... печатью смерти!

Словно из высокого окна
смотрела Ты на меня,

что-то неразборчиво шептала.
Вздрогнув, я проснулся со словами:

«Ты должен быть уверен,
что  она тут. Стоит за дверью.

Никому не открывай…»


*** Смерть и сон

смерть некий  вид сна? - без пробуждений,
совершенный, окончательный сон без сновидений?

Но ведь смерть по существу своему
прямая противоположность сну:

ко сну люди отходят спокойно, даже радостно,
а приближению смерти  так ужасаются.

* на горизонте уже мы сами.

наше прошедшее  -  слабый контур,
мы видим лишь его окончание.
То, что там, на линии горизонта,
обретает  сказочное очертание.

Для поколений идущих за нами,
на горизонте уже мы сами.
Для нас замыкаются  рамки мира,
за грань - "Туда" -  заглянуть мы бессильны.


* на авансцене мозга

Капризы давнего прошлого
ожили на авансцене мозга.

Фигуры друзей и знакомых,
никуда не ушли - живы:

осязаемые, живые,
они неприкаянно бродили,

осваивая мое время и  мое пространство
подобно литературным персонажам,

вдруг снова обретшим плоть и кровь.

*  над кенотафией

Как два плакальщика над невидимой кенотафией,
мы замерли в ритуальном молчании:

минута воспоминания - боли
в знак скорби

о безвозвратном


*  захлебываясь, звонил телефон

возникло ощущение,
что кровь сжала сердце:

«Да. Да. Она
умерла…»,  -

новость -
невозможная...

В опустевшей комнате
книги покойной

с подчеркнутыми словами,  пометками…
мир стал иным из-за её смерти -

мир изменился…
В этом нет никакого смысла:

тебя укладывают в землю и ты
растворяешься в ней, ища простоты,

предельной, изначальной первозданности:
новая реальность? или случайность?

Остались обрезанными нитями обрывки
незаконченных разговоров. Ты слышишь?

Пока остаются кое-какие памятки —
туфли, заколки, её платья…

Потом
телефон

звонил снова... и снова.
А с озера, что напротив,

доносились крики - щебетание:
то птичьи стаи на юг улетали.