Казаки, черкасы и чуваши

Дмитрий Шарко
На одной голландской карте 1742 года есть любопытные надписи. Северный Кавказ подписан как - Circassie ou Pays de Ladda, а Дон - Cosaques Donski ou Czercasses. В старой Москве всех малороссийских и донских казаков называли "черкасами" и это весьма распространённый в России топоним.
Столицей Войска Донского был городок Черкасск ныне столица Старочеркасская в Ростовсой области. Елена Глинская - мать Ивана Грозного родилась в малороссийском городе Черкассы, На севере от Харькова рассположены Черкасская Лозовая и Черкасские Тишки, которые имеют двойные названия Русская Лозовая и Русские Тишки. На берегу Вятки в Мамадышском р-не Татарстана  есть село Старый Черкас.
В селе этом живут татары – христиане из рода 'Черкаслар'.  Черкесами считаются адыгейцы и кабардинцы хотя это не их самоназвание.
В России есть целая республика  Карачаево – Черкесия образованная в в 1992 году со столицей городом Черкесском основанным в 1825 году кубанскими казаками.
Так кто же такие черкессы или черкасы? Ответ простой.  Люди ведущие определённый образ жизни, те же казаки.
Во многих языках корень «кас», каз, или «кес» означает – «резать», (вспомним неприятное слово "кастрировать"), а так же «делить на доли», «отделяться» или «отдельный отряд».
На старотатарском языке войско - чиру, на турецком чери. Отсюда и "йени чери" - янычары,  то есть новое войско.
В чувашском языке «черкас» буквально означает - воинская  часть. Где чер - войско, кас - часть, раздел, отрезок. То же самое и в карачаево-балкарском языке (раньше назывался горско-татарским) чериу - войско, а кес, это глагол означающий - резать или отрезать.
К слову между тюркоязычными Чувашией и Карачаево-Черкессией почти 2000 км. По закону образования существительного из глагола путём присоединения к глаголу суффикса: «ак»,  в тюркских языках  получается "касак" -  отделившаяся часть. От сюда и слова касак-касог-казак.
Корни  "кас" и "касс" с тем же значением встречается в  названиях населенных пунктов Чувашии. И чаще всего означают выселок или поселение на месте вырубленного леса.
Казахи сами себя  называют казаками, что понимается как отрезанный - вольный.  Знаменитый полководец Мамай происходит из казахов.
У казахов и у ногайцев есть род шеркеш, у башкир - серкес. В персидском "саркес"  означает головорез, возможно в этом ираноязычном понятии отражена многовековая борьба Ирана и Турана между собою.
Если в  осетинском языке  «чаркас» - орёл. То по-казахски "серке", это козел, вожак отары. Вот и в русском языке слово "козёл" содержит корень "коз". Один тюркский корень означающий "резать", а в случае с козлом у которого рога похожи на кривые ножи - "бодать" есть в словах: казак, черкас и касап. А от касапа(мясник по турецки и татарски) и происходит слово "кацап". 

Мы видим, что по сути гордое имя: казак (черкес) и считающиеся уничижительной кличка - "кацап", обозначают одно и тоже.

Наименование самого горного хребта Кавказ, тоже содержит часть «каз». На осетинском языке соседняя Кабарда называется касаг, а на сванском название черкесов звучит как - кэсэг. Конечно казаки, черкесы и касоги, это не один народ, это обозначение образа жизни. И обозначения эти пришли к нам из тюркских языков (булгарского, хазарского, гунского).
Черкасы - это старый синоним "казаков". 
Интересно, что у казахов считалось, что шеркеши отличаются голубоглазием и белизной кожи.
В 2000 году я отмечал пасху в столице Иордании Амане. Меня сильно удивило наличие в церкви светловолосых и голубоглазых мужчин в белых рубахах с погонами на которых были вышиты кресты. Это были местные православные черкессы, которые традиционно охраняли все церковные мероприятия как у нас это делают казаки.
В Египте, Иордании и Сирии черкесами нередко называли всех северян, даже и греков и армян на военной службе султанов. В Турции до сих пор всех выходцев с Северного Кавказа называют черкесами.
Что касается генетических кодов, то по данным основателя ДНК Генеалогии профессора биохимии Анатолия Клёсова наибольший процент R1a (гаплогруппы преобладающий у восточных славян) из народов Кавказа имеется  у адыгов до 40%,  у тюркоязычных карачаевцев и балкарцев до 27%. 
Наши родственные связи длиннее чем национальные образования и даже старше всех современных языков. Гаплогруппа как генетический штрихкод на товаре передаётся от отца к сыну и по ней мы можем определить своих очень дальних родичей.
Каждая гаплогруппа это отдельный род в науке она имеет  буквенное и цифровое обозначение. 
У грузин, абхазов, адыгов, шапсугов и осетин доминирует G2a. Кстати ледовый человек Отци, убитый в альпийских горах на границе Австрии и Италии 4550 лет назад, и найденный археологами тоже имеет маркеры ДНК G2a. То есть этот коренной европеец  вполне может считаться предком половины населения современного Кавказа.  Аварцы, чеченцы, ингуши, даргинцы, кайтаки, кубачинцы, лезгины, дагестанцы и азербайджанцы имеют в основном  гаплогруппы J1 и J2.
У российских же  и малороссийских казаков преобладает гаплогруппа  R1a.
До 20% татар и казахов тоже имеют эту "славянскую" гаплогруппу, хотя у них преобладает С3.
Это ёше раз подчеркивает, что великорусские и малороссийские казаки или черкасы не являются отдельным от русских народом. 
В русской летописи казаки-черкасы впервые упомянуты  в 1445 году, когда они по просьбе Казанского хана пограбили пограничный Московский городок Лух. Откуда пришли эти черкасы? Возможно из под Казани с Вятки из того же Мамадышского района. Дело в том, что на Вятке слово 'церковь' произносят как 'черкав' и это порождает еще одну интересную версию происхождения понятия "черкас".
Церковь по-татарски называют Чиркэу. Татары не используют звук  'в', а в заимствованных словах, в конце слова заменяют его на  "у".  Возможно слово "черкассы" от "черкав".
Таким образом, черкасы - это буквально "люди церкви". Возможно со временем это имя стали употреблять не только в отношении казаков татарского происхождения, но и просто крещеных татар и кавказцев.
Первоначально все народы Кавказа, которых тюркоязычные соседи называли черкесами, а это: адыги, темиргоевцы, бжедуги, шапсуги, абазины, абхазы, кабардинцы были христианами, они приняли христианство от  византийского императора Юстиниана (527—565), на 400 лет раньше чем русские, но с гибелью Византийской импери под давлением турок и татар они стали переходить в ислам.
В эпоху расцвета Золотой Орды Кавказ, а следовательно и горцы входили в улус Джучи, как и Русь. С началом нашествия Батыя горцы адыги начинают переселяться в Поднепровье.
Историк Василий Татищев (1686-1750) в «Истории Российской с самых древнейших времён» пишет, что курский баскак  Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау, которая относится ныне к Ставропольскому краю РФ. Кто был этот Ахмат не известно, но судя по имени мусульманин:
"Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м веке в княжестве Курском, под властью татар собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, и из-за многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесами поименовались".
Ахмат выкупил у крымских татар право собирать дань с Курского княжества и ему нужны были собственные бойцы. Потому, что согласно Лаврентьевской летописи против Ахмата выступали рыльский князь Олег и липовичский князь Святослав, в итоге всё таки убившие Ахмата.
После развала Золотой Орды, испытывая давление османов и крымских татар и постоянно ведя с ними войну, некоторые черкесы  уходили в православную Литву и на Русь.
Потомок того самого Мамая из Куликовской битвы воевода города Черкассы Богдан  Глинский (дата смерти 1509),  известный в малоросийском фольклёре как «Казак Мамай» в 1493 году  вместе со своими черкасами взял только что построенный турками и крымскими татарами Очаков. 
Когда Иван Грозный назначил в Черкассы  своего  родственника  по матери основателя Запорожской Сечи  Дмитрия Вишневецкого (1516-1563) перешедшего к нему на службу от польского короля. Дмитрий привёл в Малороссию с Лабы отряд адыгов. Этот отряд составил основу пятигорских хоругвей Речи Посполитой, после, когда Вишневецкий вновь переметнулся уже на сторону Литвы. В 1569 году гетман войска Запорожского  Михаил  Вишнёвецкий (1529-1584) вместе с москвичами освободил Астрахань от турецкой  осады, но на обратном пути недовольные разделом добычи  казаки-черкасы отделились от войска Вишнёвецкого и основали в низовьях Дона Черкасский городок,  ту самую станицу Старочеркасскую.
В 1552 году  черкесы - адыги и кабардинцы приняли участие в походе русских на  Казань. Жанивский князь Сибок, бесланский Кануко, и кабардинский Темрюк  просили за это помощи в борьбе с Крымским ханством. Они приняли православие и русские имена, а Иван Грозный женился на дочке Темрюка — Кученей, «из черкас пятигорских девица», в крещении Мария Черкасская. Темрюк став родственником русского царя, с помощью московских стрельцов вернул себе власть в Кабарде. Грозному же союз с кабардинцами позволил разгромить под Астраханью османов в первой русско-турецкой войне 1568—1570 годов.
Понятия "черкасы" и "казаки" славяне заимствовали  у горцев и татар как: папаху, бурку, газыри, шашку, юрт, есаула, атамана и т.д.
Заметьте, что сами кавказские черкесы так себя не называют, они называют себя адыгами и другими именами. Черкесами их называли тюркоязчные народы.
Всё это наследие золотоардынской части нашей общей истории. Были ли у славян собственные аналоги воинских сообществ похожие на тюрско - кавказких  черкесов и казаков? Да были.
Например ушкуйники получившие имя  от названия парусно-гребного судна. Ушкуйники  в 1187 году ограбили древнюю столицу Швеции Сигтуну, а в 1375 сожли столицу Золотой Орды Сарай. Кстати столицей самих ушкуйников считался  Хлынов на реке Вятке, он же областной центр РФ город Киров. Так ушкуйники пересекаются с черкасами.
Поскольку понятие "казак" означает образ жизни и род занятий. То выделять русских казаков в отдельную нацию всё равно, что создавать нацию водителей дальнобойщиков, пограничников или налоговых инспекторов.
Тогда проще присоединить  казаков к Казахстану, казахи ведь изначально называют себя "казаками" или присоединить к Кабардино Балкарии, Адыгее, или Карачаево - Черкессии - черкеским республикам.
Но тогда русским казакам придётся учить  языки совсем не похожие на родной и менять веру. То есть из казаков превращаться в "новое войско" - янычаров.
Кстати современные украинцы этот путь уже частично проделали.