Философские загадки и парадоксы

Григорий Собко
Загадка Буриданова Осла
***********************
На свободе иль в неволе
Грезим о свободе воли.
Воли древняя загадка
Вносит много беспорядка
И страданий, и мучений
При принятии решений.
Здесь примеров несть числа:
Вспомним бедного осла.
Перед ним две стопки сена –
Хуже нет сомнений плена.
Смотрит влево, смотрит вправо:
Труден выбор, вот забава!
Вертит бедный головой
Голод мучает, хоть вой!
Отощал и стал он плох,
Так в сомненьях и издох.
Воля к жизни не спасла
Буриданова осла.

Разгадка
*********
Математика ответ:
Здесь большой проблемы нет.
Ты, осёл, себя не мучай.
Пусть исход решает случай:
Для разумного ответа
Наугад подбрось монету!

Загадка о Лжеце
*****************
-Я лгу! – сказал нам лжец,
И в том моё призванье.
-Так лжёт он или нет?
-Задумался мудрец,
Пытаясь дать ответ.
Коль истинно признанье,
Выходит, что он врёт
О том, что он де лжец.
Так значит, он правдив,
И правду разглашает,
Что вовсе он не лжец.
И разум наш решает,
Что раз сей тип не лжёт,
То честное признанье
Снимает вмиг с него
Обидное названье.
И принимает дело
Скверный оборот:
Выходит, что не лжец
Тот, кто сказал, что лжёт...
Порочный вышел круг,
И нас пробрал испуг.
А голова болит,
И логика буксует,
Что истину с враньём
Безжалостно тасует.

Разгадка
**********
Забавный парадокс!
И математик Рассел
Нам тут же предложил
Учение о классах.
И суть решенья
Этой пантомимы,
В том, что суждения
Не само-применимы.
Огромно море лжи,
Но пусть вас не тревожит,
Что говорить о нём
Без лжи никто не может.

Ахиллес и Черепаха
*******************
Быстроногий Ахиллес,
Пробираясь через лес,
Вышел к пляжу. Там без страха
Отдыхала черепаха.
Вот решил он, что не глупо
Отловить её для супа.
Только тысяча шагов,
Но зато каков улов!
А бедняжка наутёк
Вдруг со всех рванула ног.
Ахиллес гулял весь день,
Быстро бегать было лень:
Я и так поймать смогу -
В десять раз быстрей бегу!
После тыщи, к цели - сто,
Вот поймаю у кустов.
Через сто шагов - десятка,
Зря стараешься, касатка!
Этот суп я так люблю -
Непременно отловлю!
Он бежал, но зря старался:
Хоть разрыв и сокращался
Никогда не стал нулём.
Проходили день за днём,
А за днями - годы, вечность.
Сокращений - бесконечность...
Ахиллес не понимает,
Скоро ль жертву он поймает.

Разгадка
***********
Это - апория Зенона,
Известная “во время оно”.
Очевидное решенье
 Отражает измененье 
Х и T координат.
Ахиллес наш был бы рад:
Есть два графика движенья.
Встреча – их пересеченье.

О Летящей Стреле
********************
Летит стрела, вперёд летит,
Не пропуская точки.
Любую точку посетит,
Не зная проволочки.
Ей точка каждая при том
Важна и так престижна,
Что в ней стрела, найдя свой дом,
По сути, неподвижна.
Но коль летящая стрела
Застыла в каждой точке,
Как же лететь она могла
Без всякой проволочки?

Разгадка
**********
Нам Аристотель пояснил
По сути, безупречно:
Зенон всё время поделил
На миги - бесконечно.
И каждый миг за нуль считал,
В итоге – нуль весь интервал.
Ошибочное мненье -
Принять за нуль мгновенье!


Парадокс кучи
**************
Жизнь моя была полна,
Но вопрос замучал:
Если есть мешок зерна,
Как составить кучу?
Тут условие одно
Для решения дано:
Зерна брать по одному
(Не известно, почему).
Вот беру одно зерно.
Ясно, что не куча.
Принесу ещё одно,
Два - отнюдь не лучше.
Три, четыре, даже пять
Кучу не составят!
Стану в общем рассуждать,
Чтобы мысль направить.
Если N ещё не куча,
Плюс один -
Всё тот же случай.
Значит, кучу не сложить!
Как с абсурдом этим жить?

Разгадка парадокса
*******************
Дело в том, что наш язык
К странной логике привык.
"Что есть куча" - предикат
И узнать ты будешь рад,
Истинность его хранится
Меж нулём и единицей.
Значит, истины значенье
Отражает наше мненье
Что N зёрен в сём примере
Может истину измерить.
Некто молод и красив,
Счастлив, зол иль молчалив –
Нет здесь истины прозрачной
В логике неоднозначной.
Математик подытожит
Суть названьем “Fuzzy Logic”.

Тест-сюрприз
******************
Говорил учитель классу,
Глядя строго сверху вниз:
Оценю я знаний массу,
Приготовив тест-сюрприз.

В нём сюрприз - не содержанье,
Не известен вам лишь день.
Проявите прилежанье,
Обуздайте вашу лень!

Зашумели, загалдели,
Стал думать и гадать
На какой им день недели
Приготовлено страдать.

Вдруг один изрёк: -Открою:
Не возможен "тест-сюрприз".
Рассуждайте вслед за мною.
Тест - учителя каприз.

Если в пятницу устроит,
То в четверг, к исходу дня,
Дату теста он откроет -
Нет сюрприза для меня!
В среду к вечеру я знаю:
Тест назначен на четверг.
Где ж сюрприз? Сюрприз растаял.
Напрочь я четверг отверг!

Рассуждая точно также,
Исключается среда,
Вторник, понедельник даже.
Нет сюрприза никогда!

Быть сюрпризу, иль не быть,
Где же правильный ответ?
Весь викэнд должны зубрить!
Прав наш скептик, или нет?

Разгадка
****************
Эта старая проблема
Вновь возникла невзначай,
Будто тест-сюрприза тема
В “Парадоксе палача“.
Суть проста: “сюрприз” – нечёткий
Предикат от дня недели.
Перебрав все дни, как чётки,
Казнь назначим в понедельник!
Не казнить же на викэнд –
Нехороший это тренд!

11 Сентября 2018.