Моё первое путешествие на море, или мечты сбываютс

Олеся Радушко
Моё первое путешествие на море, или мечты сбываются.

Прежде я ни разу не была на море, просто мечтала об этом последние года два. Мне хотелось познакомиться с этой стихией, но я даже не представляла себе: как это. Так бывает — просто чего-то очень хочется и все. Ты просто живешь с этим, а Бог неожиданно реализует твои желания.

Идея отпуска

Общаясь с близкими друзьями, я обычно делюсь с ними своими новостями, бытом, идеями, самочувствием и настроением, последнее бывает разным, потому что моя жуткая болезнь всё больше и больше отрезает меня от внешнего мира — уходят зрение, голос и слух, слабеют мои остаточные движения руками, а боль и слабость постоянные спутники жизни…  Да и место жительства накладывает свой отпечаток.  Поэтому друзья и решили отправить меня на море. Для поддержки тела и смены обстановки. Идея отправить меня на море принадлежит Полине, мы как-то обсуждали с ней мое физическое состояние и обдумывали возможные варианты поддержки для моей физической формы и все они сходились к гидротерапии, которой у меня нет. И Поля предложила вариант с поездкой на Черное море. Я поделилась с близкими друзьями и моя тёзка из Питера помогла с финансовой стороной дела, подключив своих друзей и знакомых. (Мои друзья и знакомые тоже внесли свою лепту). За несколько месяцев мы решили организаторские и прочие вопросы, оформили отпуск, нашли сопровождение, машину до Новосибирского ж/д, купили билеты на поезд до Адлера, забронировали гостиницу, и ожидаемое время пришло — я отправилась в путь.

21 июля
Дорожные приключения
Мое путешествие в Адлер началось с долгой дороги 280 км в соседний регион, чтобы сесть в прямой поезд до Адлера. Я и мои помощники Дима и Маша ехали на социальном такси (в Кемерово это газель с подъемником). Дорогой я любовалась лесами, полями, небом и встречными водоёмами, были и деревни на нашем пути. То тут, то там люди на трассе торговали ягодами и грибами. Местами шёл ремонт дорожного полотна. Я разложила коляску и ехала полулёжа, несмотря на хороший вес коляски и мой сверху в пути меня ощутимо подкидывало вместе с ней. А около Новосибирска меня подкинуло и развернуло боком, даже привязанные ноги не помогли.

В Новосибирске
Мы долго искали ж/д вокзал и после место для парковки. Наш водитель периодически выходил и спрашивал у прохожих дорогу. Мы шутили над ситуацией и не ожидали дальнейших неприятностей, а моя интуиция намекала, что мы неспроста так долго едем. В дороге позвонила Поля и сообщила, что у нас проблемы с бронью гостиницы и она срочно ищет замену (еще один тревожный звоночек), замена нашлась быстро, но не так близко к морю. Было 2 варианта на выбор: в Сочи за 57.000 р. и в Адлер за 31.900 р. По финансам я выбрала Адлер, (примерно такую же сумму мы и планировали на гостиницу),. Я верила, что всё будет как надо. Раз Бог дал сложиться этой поездке, значит, все получится.
Пока мы кружили вокруг вокзала, ища удобную парковку, пошел дождь. Наконец-то наше ожидание закончилось, и мы заехали на территорию ж/д вокзала. Потом один из моих спутников, Дима, пошел искать грузчиков с тележкой, чтобы забрать наши вещи из машины. Мы высадились у перрона с почтовыми вагонами и отправились внутрь вокзала. Грузчики привели нас к комнате медпункта, и там мы ожидали посадку на поезд около трех часов. Меня приехал проводить друг, живущий в Новосибирске, он помог оформить нам вторую коляску как багаж, но в наше купе.  Мы попрощались с ним и ожидали посадку. У медпункта были и другие люди, ожидающие посадки на свои поезда. Всем им помогала служба содействия маломобильным гражданам. Во время посадки мы обнаружили еще одну неприятную новость: нам продали не те билеты, вместо двухместного спец-купе для маломобильных (оно расположено в вагоне с подъемником для колясок), нам досталось обычное купе на четыре человека и вагон без подъемника. Хотя при покупке билетов мы подали все необходимые справки и обговорили, что нам нужно спец-купе.  С первого раза нам вообще не удалось их купить, т.к. кто-то купил билеты на 18 июля раньше нас, и пришлось перенести поездку на 21-е, чтобы приехать и уехать в будни для использования соц-такси в Сочи, ведь я рискнула взять с собой электроколяску, да и вещей было немало. Обычное такси нам не подходило.
На перроне мы снова ждали: теперь уже начальника поезда. Мы нервничали. Перспектива ехать в одном купе с посторонними людьми не радовала. Мы дождались начальницу нашего поезда, Марина Эдуардовна оказалась отзывчивой культурной женщиной и пыталась решить нашу проблему. К сожалению, вагон с подъемником был на ремонте, переселить наших соседей тоже не получилось — все билеты были проданы и места заняты. Нам предлагали уехать в другой день, но я не могла терять 2 дня в Новосибирске, ожидая нужный вагон, т.к. обратные билеты были куплены заранее и на отдых в Адлере было запланировано 10 дней. Я решила ехать так. Меня заносили в купе на руках 2 человека. Наши полки были нижними (мы брали 2 билета на купе и 1 плацкарт) — это было везением! Сверху заняли места 2 женщины — и это тоже было везением! Они поначалу были в шоке, что им придется ехать с инвалидом и просили их перевести в другое купе, но мест не было. К сожалению, их реакция была типичной — здоровые люди нас боятся и принимают за неведомых зверюшек. Не стала их разубеждать т.к. понимание реалий приходит в ходе общения и участия в жизни таких людей. Им пришлось подождать, пока мы устроимся, переоденемся и сделаем прочие гигиенические процедуры. Купе было старого образца — мне еле хватило длины полки. Я устроилась на подушках, коляски остались в тамбуре. Розеток не было, приходилось заряжать телефоны в коридоре — там было 2 розетки, одна напротив нашего купе и другая у туалета, весь вагон ходил к ним заряжать телефоны, мы достали переноску, чтоб заряжать несколько телефонов сразу. Исправно работал кондиционер, было нежарко. Маша уходила спать в плацкарт, мы с Димой были в купе. Соседки наши оказались цыганками. Они много говорили меж собой на своем языке и редко спускались вниз. Мои спутники выходили подышать на станциях, где поезд стоял больше 10 минут. Мы приспособились и спокойно ехали в Адлер. Я писала смс-дневник на английском, Дима смотрел фильмы в моем ноутбуке и слушал музыку, но заряжать его приходилось в плацкарте, т.к. розетки нашего вагона были на 160 в. Маша сёрфила в сети с айфона. Соседки периодически включали радио. Проводницами нашего вагона были студентки.  Они часто делали уборку в вагоне и в купе. Неоднократно нас навещала начальница поезда. В ночь перед приездом Маша осталась в нашем купе (соседки вышли в 20 ч.), т.к. на ночь закрывали вагон-ресторан, а путь из плацкартных вагонов в купейные проходил через него. В течение дня девушки из вагона-ресторана ходили и предлагали: каши, супы, пирожки, макароны. В поезде было много маленьких детей. Они сильно шумели допоздна. В пятницу, заранее, мы созвонились со службой соц-такси в Адлере и договорились, что нас доставят с вокзала до гостевого дома.

Адлер
25 июля
Мы прибыли на адлерский вокзал в 5 утра, что удивило: было светло, как днем. Нас встретила девушка из службы помощи маломобильному населению, а помогали выгрузиться мужчины из дорожной полиции. Девушка проводила нас в зал ожидания, также нам предоставили бесплатного грузчика с тележкой. На входе в здание вокзала нас и наши вещи проверили специальным оборудованием. Техника безопасности там работает хорошо. Диспетчеры просят ничего не брать у незнакомых людей и не приближаться к бесхозным вещам, а вызывать службу безопасности при обнаружении подобных сумок, пакетов и других брошенных вещей.
Мне очень понравился Адлерский ж/д вокзал — современный, стильный, — целый комплекс, отстроенный к олимпийским играм. Вокзал имеет две части: морскую и городскую. Здание имеет 5 этажей, сделано из стекла и металла, имеет лифты, пандусы и эскалаторы, несколько залов ожидания с удобными сиденьями и кондиционерами, детскую игровую комнату, кафешки и сувенирные киоски в здании, зону повышенного комфорта. Диспетчеры практически без перерыва делают объявления о посадке и прибытии поездов и другой информации на русском и английском. Перрон ровный и тоже стильный, все табло и таблички также на русском и английском, имеются удобные пандусы. К зданию примыкает огромная обзорная площадка-платформа, выходящая к морю. Она расположена на уровне 3-го этажа, имеет лифты и лестницы, спускающиеся вниз на тротуар к стоянке такси, а верхняя часть соединяется с вокзалом. Это практичное и удобное решение, позволяющее полюбоваться морем и разгрузить остальные выходы. На стоянку мы спускались с этой платформы, грузчик вез наши вещи следом.  Мы загрузились в заказанное заранее соц-такси и поехали в гостевой дом.

Гостевой дом «Жемчужина»
Дорога была короткой, машин мало, мы смотрели по сторонам на непривычные пейзажи. Дома и растительность как из другого мира. Улочки узкие, тихие, воздух другой. В 9 утра было уже жарко. Наша «Жемчужина» находилась в частном секторе. По пути мы заехали в офис службы соц-такси (для оформления машины с частичной оплатой им нужны копии наших паспортов). Заплатили мы около 300 р.
Мы немного поискали нужное здание и стали выгружаться. Нас встретил администратор и показал приготовленный номер. Мы занесли вещи, и я пошла смотреть вход. Вместо крыльца — ступенька. Дима заносил меня в номер на руках, коляски ставили в коридорчике.  Мы заселились и переоделись с дороги, я легла. Маше пришлось идти до банкомата — снимать деньги на оплату, т.к. карты они не принимают.
В «Жемчужине» небольшой уютный дворик, у забора растут гранаты и хурма, много растений в горшках (узнала из них только агаву), много стульчиков и столиков, беседки с тентами, стол для тенниса и печка для шашлыков. Двор выложен тротуарной плиткой. Лестницы у здания наружные (что экономит место внутри), на входе снизу расположена кухня-столовая для самостоятельной готовки. Жилые комнаты со 2-ого по 4-й этаж. Мы жили на 1-м — там имеется отдельный вход сбоку здания и коридорчик с тремя комнатами. В комнате помимо кроватей, тумбочек, стола и шкафа есть плазменный телевизор и небольшой холодильник, кондиционер и душевая комната с туалетом. Над нашим входом тоже внешняя лестница до 3-го этажа. Вполне уютное местечко.

27 июля
Обзорная экскурсия по Сочи
В среду мы съездили на обзорную экскурсию по Сочи: я брала гида и очень этому рада! Анна — потрясающий гид! Она организовала доступный маршрут для человека в инвалидной коляске. Мы стартовали от Сочинского ж/д вокзала. В ожидании гида, т.к. приехали раньше, мы посетили пальмовую аллею и прошлись по улице Горького. Для спуска в подземный переход (по улице Горького их было много) и перехода на другую сторону дороги мы вызвали по телефону человека, отвечающего за спец-подъемники, он спускал меня в подземку на спец-подъемнике и поднимал с другой стороны, подобный подъемник установлен на крыльце Храма Христа Спасителя в Москве.
Наш маршрут проходил по зеленым скверам, разным улицам, речной и морской набережным, парку Ривьера. В каком-то сквере был даже интересный пандусный лабиринт.
Город по приказу Путина отстроили к Олимпиаде, он стал более современным, старые дома сталинских времен вперемежку с новыми домами Путинской эпохи. В Сочи есть любимая дача Сталина, он любил этот город, лучшие архитекторы, его любимцы, сделали в Сочи систему мостов-виадуков. Мы как раз ехали по ней в Сочи. С высоты хорошо видно море и окрестности.
На экскурсии мы узнали историю Сочи и увидели много разных зданий, памятников, непривычных деревьев: разные пальмы, большие платаны, огромные голубые ели, магнолии (дерево целомудрия), огромные эвкалипты (бесстыдное дерево), мексиканскую агаву, что живет 30 лет, цветет раз в жизни и умирает после цветения, нам повезло встретить агаву, выпустившую стрелки цветка. В Сочи и Адлере много салонов разных операторов связи и бутиков с одеждой.  Манекены стоят прямо на улице, ближе к морю продают много сувениров и предметы для плаванья. В парке «Ривьера» мы фотографировались у символов олимпиады, смотрели аллею космонавтов, магнолию Юрия Гагарина (она самая маленькая, т.к. фанаты космонавта ощипывают ее на память), в парке есть прудик в форме Черного моря, обзорная площадка на море, памятник основателю и фото-уголок о создании парка, в «Ривьере» есть и свой дельфинарий.
Экскурсию по Сочи я заказала заранее, еще в Кемерово, через Интернет. 26 июля вечером наш гид Анна позвонила, мы выбрали время. Правда, из-за загруженности соц-такси нам пришлось приехать раньше на несколько часов, а обратно мы добирались обычным такси.

Здравствуй, Море!
В океанариум и дельфинарий, как планировали, мы не поехали из-за заоблачных цен на такси. Мы просто ходили на пляж и купались в море. Вода была очень теплая и приятная, более плотная, чем наша. Народу было много, но мы находили местечко для отдыха. На море было так хорошо! Я первый раз была на море. Я плавала на матрасике у берега. Волны полоскали мои ножки, а последний раз меня всю поливало волнами и закидало мелкой галькой. Я загорела. Жара стояла 38 градусов. Правда, с доступностью в Адлере неважно. Городок маленький, улочки узкие. Я могла ездить только недалеко от нашего гостевого дома и заезжать в торговый центр. До моря было 600 метров, и мне пришлось использовать простую коляску. Съезды с тротуара есть не везде. Неудобно проходить через подземку там — крутые пандусы. И около моря всё застроено гостиницами и кафе. К городскому пляжу «Чайка» мы пробирались тропинками и тротуарами, через сквер «Бестужева», между гостиницей и кафе выходили на набережную. С набережной спуск на пляж — только ступени. Сам пляж галечный. С коляской было сложно. Сначала я хотела просто заехать в море на коляске, но она вязнет в мокрой гальке за метр до воды. Дима накачивал матрасик, и я лежала у края воды. Мочила ноги в полосе прибоя. Дальше меня боялись отпустить из-за волн. Море мне очень понравилось! Оно то как ласковый котенок, что лижется к ногам, то необъятная бушующая стихия, опасная и завораживающая своей мощью. Море надо увидеть обязательно!
10 дней отпуска пролетели незаметно, и мы поехали домой. В память о море осталось немного фотографий и ощущение счастья!