О Гете в день его рождения

Александр Азовский
(1749-1832)

 Выдающийся немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 года. А в 1832 году Гете простудился, и эта его болезнь оказалась последней: он умер. Когда явилась смерть, он пришёл в ужас, безысходное отчаяние овладело им.
 Будучи в сознании, он просил света, хотя в его доме были открыты все окна. Последними словами Гете были: «Дайте мне больше света!».

 Перед смертью становится мрачно,
 Будто поезд въезжает в тоннель,
 Перед смертью становится страшно,
 И натянут притом каждый нерв.

 Если давит тоска человека,
 Не хватает на битву с ней сил.
 – Дайте воздуха больше и света! –
 Умирающий Гете просил.

 Почему он не смог достойно сдать выпускной экзамен смерти? Когда он вошел в долину смертной тени, когда тень смерти упала на него, он испугался. А страх смерти – апогей человеческих фобий. Мрачная перспектива наказания – впереди, и отсутствие света, освещающего будущее, привели Гете в состояние глубокой депрессии. Очевидно, в его опустошённой душе господствовал мрак язычества.

 Выдающийся поэт античности царь Давид когда-то так размышлял над этим вопросом: «Господь – свет мой и спасение моё: кого мне бояться?» (Пс. 26:1). Как «дважды два – четыре» он провозгласил то, что записано в Псалме 22:4, и рисует Бога как доброго Пастыря: «Если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня». 

 «Был Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), – продолжает эту мысль апостол Иоанн.  К сожалению, Гете не пригласил в сердце своего Спасителя. Биографы рассказывают, что за несколько кварталов были слышны дикие вопли умирающего поэта. Он сначала кричал, потом хрипел. Однако эти жуткие крики не спасли его от приблизившейся смерти.

 Христиане отрекаются от плотской природы ради спасения души, Гете, напротив, сделал выбор в пользу природы. Он не был христианином по своей сути, И, отвергнув живого Бога, умер язычником на 83-м году жизни.

 Он был гениальным поэтом. Валерий Брюсов как-то обронил фразу, что Пушкин по сравнению с Гете был мальчиком. Но Пушкин, к счастью для него, ушёл в вечность христианином, а Гете остался язычником.

 Он родился во Франкфурте-на-Майне в семье имперского советника, образованного бюргера, учился в Лейпциге и Страсбурге. Первый сборник своих стихов издал в 1769 году.

 Хотя Карл Густав  Юнг был склонен видеть в главном произведении Гете христианские мотивы. В других его произведениях можно с натяжкой найти какие-то элементы христианского учения, но дух его произведений далеко не христианский.

 Поэт с детства обожествлял природу, увлекался пантеизмом и природа была его религией. Ренессансная Италия оказалась ему ближе, чем католическая, которая вызвала в нём реакцию отторжения. Воспитанный в обстановке протестантизма, поэт негативно реагировал на ритуальную сторону католических богослужений.
 Вернувшись из Италии на родину, он украсил свой кабинет скульптурными головами Зевса и Геры. В своём доме он даже построил алтарь верховных богов Древней Греции.

 Игнорируя христианство и руководствуясь гордыней, Гете разработал собственную личную религию, которая представляла собой своеобразную смесь разнообразных философских систем. Его увлекали пантеистические представления горячо любимого философа Бенедикта Спинозы. Гете утверждал, что бог-природа гораздо ближе, понятней и доступней, чем библейский Бог.

 Написание «Фауста» Гете связывал с демоническими и магическими элементами своей надуманной религии. Он считал, что общаться с демонами, наполняющими природу, не грех, поскольку эта природа и есть Бог. Трагедия «Фауст» — произведение условно христианское. Главный герой, чернокнижник и убийца, не наказывается, а объявляется «человеком стремления», дьявол обманут и посрамлен, а Фауст возносится ангелами и святыми аскетами к самому престолу пресвятой Девы Марии. Одна из главных идей «Фауста» — действие оправдывает всё.

 В немецких средневековых источниках есть рассказы о смерти доктора Иоганна Фауста, исторической личности, жившей в Германии в XVI веке. История жизни этого человека побудила Иоганна Вольфганга Гете создать поэтический образ человека, который решился на контакт с духом тьмы ради сверхспособностей. Доктор Фауст был известен в начале XVI века как маг и астролог. Он родился в Германии, в земле Вюртемберг, учился в Гейдельбергском, а затем в Краковском университетах.

 Об ужасной кончине Фауста рассказал его современник, учившийся с ним в Гейдельбергском университете, позднее ставший деятелем Реформации, учеником и ближайшим соратником Лютера — Филипп Меланхтон. который добавляет лишь характеристику поведения Фауста: «Нужно сказать, что Фауст этот был, помимо всего прочего, негоднейшим вертопрахом и вёл столь непристойный образ жизни, что не раз его пытались убить за распутство». Протестантский богослов Иоганн Гаст, встречавшийся с Фаустом, оставил такое свидетельство: «Злосчастный погиб ужасной смертью, ибо дьявол удушил его».
 
 В свидетельствах о загадочной смерти мага небезынтересен следующий факт: Фаусту заранее был известен день его смерти. Его нашли мертвым в одной деревне Вюртембергского княжества, лежащим около постели со свернутой головой. Говорят, что накануне в полночь дом этот вдруг зашатался.

 Таким образом, самого Гете его языческие взгляды к добру не привели. К финалу жизни поэт пришел к полному духовному банкротству. Он панически боялся смерти, и его «просвещенный» язычеством интеллект не мог ему ничем помочь в преодолении страха смерти. Он пытался строить нелепые гипотезы о загробной жизни, уверовал в своё повторное возвращение на землю, хотя боялся, реинкарнируясь, превратиться в какое-нибудь животное.
 Это было ниже его достоинства.

 Впрочем, он сильно повлиял на своих учеников — Шиллера, Байрона и Ницше, которые увлеклись его идеями. Не исключено, что их преждевременные трагические смерти и безумие стали плодами этой увлечённости.
 Очень жаль, что выпускной экзамен смерти Гете «провалил».