Попытка заочной беседы с поэтом. 3

Артём Рифатович Чушкин
(Н, ГРИГОРЬЕВ - АРТЁМУ ЧУШКИНУ) .

3 ЧАСТЬ

"До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста", - написал Николай Рубцов, и я, не зная окружения Артёма, заочно берегу его для исключительно творческого вдохновения, только для Поэтической Стихии, которая требует его, как Аполлон "к священной жертве". Да-да, не иначе как!
 И вот что ещё подумалось: делиться своим отношением к каждому стихотворению Артёма будет неправильно, иногда надо просто помолчать, попробовать увидеть вечное, - "всё то, что мгновенно".
 Нельзя сказать, что какое-то стихотворение интереснее, чем другое (оно что - хуже?). Нельзя предпочесть какую-то отдельную тему стихотворения, даже очень ладно скроенную, предпочесть - самой сущности Поэта, т.е. красивость - прекрасности (М. Цветаева). "Красивая музыка", "красивые стихи - мерило поэтической безграмотности. Дурное просторечие." Надо бежать от эдакой оценки.
"Судить о качественности, сущности, о всём, что не видимость вещи,- продолжает Цветаева, - (человечество ведь до сих пор разгадывает пушкинские или шекспировские строки может только в этой области живущий и работающий. Отношение - ваше, оценка вам не принадлежит... Но хорош он как стих или плох, могут сказать только знаток, любящий и... мастер." Таким образом, я ПОУЧАЮСЬ в стихах Артёма и в них. Именно ЭТО понимание своей ПОУЧАЕМОСТИ, которое даёт творчество Поэта - моё отношение к поэзии вообще, и это же заставляет меня столь длинно рассуждать о его сборнике (мы ведь до сих пор трудимся, разгадываем пушкинские и шекспировские строки, и это естественно).
 "...что есть чтение, - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов... Чтение - прежде всего сотворчество... Воображения и доброй воли к вещи..."
 70 стихов. Много это или мало? Может быть, поторопился, выплеснул зараз не совсем готовую вещь, был взволнован фактом, идеей и не уделил должного внимания целостности и связанности мыслей, слов? Иногда он снова и снова повторяет сквозную мысль, а можно было бы этого не делать... но Артём настаивает, чтобы запомнили навсегда, ибо по-другому чувства его не раскрываются. Он - другой, и думаю, без явных влияний творчества современных, уже вовсю признанных поэтов .
 Выстраданная им мысль уже бежит впереди себя, звонит во все колокола, да, сбои случаются, как же без них (опыт приходит с годами). Дрогнула рука, сорвался от внутреннего напряжения голос, слова не попадают в такт или в размер по причине ли ещё не найденной или откровенно бедной рифмы (случается и такое). Поправляя такую досаду, он разделяет слово на  слоги и начинает новую строки слогом оборванного слова (понятно ли я выражаюсь?). Вот пример:
 "...Красавица , деревья мне нужны
 Сады и парки, да поля и степи -
 Люблю сильней людей, хотя дружны
 Они со мной порой, в какой-то СТЕПЕ-
НИ, ими восхищаюсь я, но друг
По духу ближе всё-таки мне луг..."
 Понятно? Я, например, ничего не понял. Смысл был бы прозрачнее и доступнее, расставь он правильно ударения через знаки препинания. Возможно, я извращаю смысл, но читаю этот фрагмент следующим образом: Красавица, деревья мне нужны, (запятая была пропущена)/ Сады и парки, да поля и степи -/ Люблю сильней людей, хотя дружны/ Они со мной порой, в какой-то степе/ ни, (лишняя запятая) ими восхищаюсь я, но друг - (ставлю тире)/ По духу ближе всё-таки - (ставлю ещё одно тире) мне луг...
Странно, что дальше (это стих 45 "Плод") "друг-луг" почему-то не обыгрываются, а эта мысль важнее, чем радость бабы Клавы, получившей пенсию в строк. Наконец, почему я оговариваю лишней запятую в строчке "ни ими восхищаюсь я, но друг..." Мысль-то какая трезвая - "ни ими восхищаюсь"! - и оправдан перенос слова "степе-ни". (если я тут накуролесил, пусть Артём посмеётся, но сам хорошенько разберётся со смыслом приведённых строк
"Плод" - очень длинное стихотворение, и волей-неволей оно вобрало в себя отрывочные впечатления от тематики иных, не принадлежащих Артёму произведений - не по стилю изображения, а по настроению (нередко Поэт обнаруживает, что рядом "нет в живых ни друга, ни врага", а только случайная "Красавица, любившая в горшках/ цветы и сладких мальчиков на тачке.")
"Душа важнее, чем тела", сказал Артём, и отступать от этого правила нельзя, а посему НЕ стынь Поэт в тоске, ведь Небо над тобою и ты готов ЗА КАЖДОГО НА СВЕТЕ УМЕРЕТЬ. Тут бы и поставить точку, но Артём продолжает сетовать на несовершенство мира. Ну, ему виднее...
Ещё раз дарю стихи Марины Цветаевой, наверняка хорошо известные Артёму:

Ищи себе доверчивых подруг,
Не выправивших чудо на число.
Я знаю, что Венера - дело рук,
 Ремесленник, - я знаю ремесло.
От высокоторжественных немот
До полного попрания души:
Всю лестницу божественную - от:
 Дыхание моё - до: не дыши!
 
 Не постеснялась Цветаева "нагромоздить" здесь столько знаков, а иначе бы, без них, потерялся смысл, обратился в ребус. В этом стихе Цветаевой вся наука стихосложения и литературоведам рядом с ней делать нечего.
43. Вот: нынешняя действительность во всей своей красе: "...зрелища грязные и полёты в гнилых облаках". Тошно глядеть с небес на наши поползновения, и облака мчатся прочь, насылая не дождь, а "крупные слёзы из глаз" Замечательный стих, умноженный на сотни эпитетов.
 Произведение Поэта - это метрическое произведение, и оно есть ПЕНИЕ (Не мной сказано, прибавляющее нашему разуму понимание того, что все искусства и есть - пение, музыкальная мысль, высказанная в приливе вдохновения и проникающим в самую суть вещей.

 "Будто осень придумали демоны,
 Или слуги их маленьких слуг.
И объятья нежнейшие прерваны,
Не успев и начаться. О, друг -
Дай мне руку - готов твои пальчики
 Целовать, и спасибо на том..."

 и дальше:

 "...мы на жизнь, точно строчки положены,
На прекрасную песнь не про нас.

 обнаруженная мелодия природы , подчёркивая внутреннее сопротивление пошлым явлениям, органично выливается в Пение:
 У Заболоцкого: Сыплет дождик большие горошины..."

 У Артёма: "Будто всеми на свете мы брошены..."
Что это, как не Пение музыкальной мысли Глубина слухового прозревания и чёткое видение предмета уже говорят о мастерстве Поэта (остаётся последить за грамматикой и синтаксисом).
49. Стих "Толстый мальчик" хорошая основа для сценария фильма или спектакля (смутило лишь неуклюжее сравнение рядом с толстым - себя: "я всегда худой, безщёкий", похожее на изобретение новых слов Хлебниковым, например; и без того ясно, что рядом с "толстым" будет стоять "тонкий"). Речь не о внешности героев, а об их притязаниях в жизни, о том, что один взошёл на Олимп не по случаю ради, но:
"...Пусть жизнь коридором
Кончится не дверью в никуда,
 А окошком с шёлковою шторой,
 Ситцевой-
неважно! -
За которой
Во всю раму разрослась звезда."

 (Как тут не выдохнуть: - Прелестно!)
31, 32. "Чтоб любовь уже..." и "Ночь на парки льёт вязкую тьму..." - эти стихи почти как одно целое и перепевают друг друга, а второе заставляет содрогнуться от невозможности счастья вдвоём и мужественного понимания того, что любовь не имеет прав, человек не виноват, что его любят:

"Вынь меня из себя, как ведро
Из большого, пустого колодца.
 Жизнь больнее умеет колоться
Если лакомо жизни нутро.
 Вынь меня из себя, как тетрадь -
 Вынимает отличник из ранца!
Жизнь дана для молитвы и танца,
 А на прочие время не трать!
И другого ли крепко любя:
Заложив в полость рта звук, как мину,
 Вынь меня из себя, ведь тебя -
Из себя я не выну! Не выну!

 29. "Царство в груди"- сильнейшее по накалу объяснение в любви, без какого-то "а-ля романтического" надрыва, это оно и дорогого стоит:

 "Мы вместо фамилий и вместо имён Возьмём всех на свете цветов ароматы-
Пусть впишут их в наши с тобой паспорта.
Мне хочется жить,
 И работать
когда ты -
Внутри.
В грудной клетке.
Во мне.
Навсегда."

42. Вот и не надо характеризовать себя "...если б был я поэтом одарённым - то сказал о них бы [ангелах] лучше и без слёз..."

Нет, плачь, Поэт, ведь это Ты "проснёшься частью неба -
И нету в мире истины другой...", а для этого перетасуй строфы, вглядись, нужен ли тут Дед Мороз и трясучка "лирика дебильного". Вообще, надо отбрасывать, нещадно кромсать навязчивые сравнения, их так много у Артёма, что впору заводить отдельную книгу афоризмов.

 33. "В облаках" - если здесь Артём не запутал сам себя, то меня ввёл в некоторый стопор от таких перлов, как "Звёзды в небе, как ириски в твоих губах..." Так хорошо говорил о звёздах и вдруг кто-то эти звёзды "жуёт. Или: поэты "из света делают рассветы", "в облаках мы все крылаты, / И крылья те из сладкой ваты..." (хотел бы я глянуть, каким будет полёт с такими крыльями; даже презираемый мною Асадов, привыкший к словарю газетно-журнальных риторов, призадумался бы в данном случае). Наконец, Артём, ВЫ без помощи Пастернака сами во всём дойдёте до сути, и не спешите умирать, потому что те, кто "в каждом взгляде видел Бога" не умирают и Мир , Земля, Вселенная им необходимы, как чудакам.
Та вопиющая несправедливость, противоречия между добром и злом, сшитые чёрными дыркам и, залатанные белыми нитками, царствуют в мире по Эзопову закону: - Кто кого согнёт, тот того и бьёт! Дебильной, мертвенной бледностью своей мы Спасителя не дождёмся, а Поэты - они его вестники. Поэты выбивают обывателей и пересмешников из привычно благоустроенной ими колеи. Потеря гармонии, духа, вкуса и чувства чревато сдачей в рабство дьяволу.Древние мудрецы говорили, что они слышали, как дьявол воет, но они никогда не слышали, чтобы он пел.
Как в стихах 26.твёрдо заявлено !Человек человеку - друг..." (не эпизодическая роль , не пустота, не враг и не временный пар),

"Человек человеку - путь -
В этом суть. В эту суть -
Взгляни.
 А всё прочее ты - забудь.
Остальное -
 перечеркни.

 35. "Элегия Рафаэлю". Кто только не писал об этом мечтательном отроке, с "лицом непорочной Мадонны, слетевшим на землю, как нельзя лучше устроить свои земные дела" (Д. Мережковский). И он достиг славы и богатства, точно играя. Потому что благословлён самим Небожителем, и если бы не встреча с булочницей Форнариной (жжжжен-щщщи-ной до мозга костей), он оставался бы "...Сквозь печаль, сквозь тревоги и стан. Он творцом был, и он же твореньем..."
Пусть не обижаются дамы, но Поэта губит женское своеволие, безнаказанность и какая-то ей одной понятная расчётливость, женщина паразитирует, поигрывает судьбой мужчины, особенно если он - Поэт (Пушкин-Гончарова, Блок-Менделеева, Маяковский-Брик, отнюдь не Полонская и пр..

Уж не знаю, что ведомо Артёму об отношениях Рафаэля и Форнарины, но когда он объясняет, как художник ..."накатав белолицых Мадонн,/ Будто на зиму банки с вареньем...", я печально-злорадно ухмыляюсь (Прости, Господи!).

 Приведу цитату из Томаса Карлейля: "Поэт является человеком, ниспосылаемым на Землю, чтобы сделать истину более понятной для нас. Такова всегда его миссия; он должен открыть нам её, эту божественную тайну, присутствие , присутствие которой он ощущает сильнее, чем всякий другой. К миру он относится серьёзно, тогда как другие лишь забавляются. Он - vates (пророк), прежде всего в силу того, что он искренний человек, ПОЭТ И ПРОРОК, которым одинаково доступна "открыто лежащая тайна", представляют собою одно и то же".
В искренности чувств Артёма, думаю, никто не сомневается, остаётся стать Пророком, и я говорю это, поверив в его талант (таланту же вреден застой, его надо шлифовать - и день, и ночь).

#критика
#АртёмЧушкин