Попытка заочной беседы с поэтом 2

Артём Рифатович Чушкин
(Н, ГРИГОРЬЕВ - АРТЁМУ ЧУШКИНУ) .

2 ЧАСТЬ

 Оглядываюсь и поневоле волнуюсь: вот, дескать, выискался "умник", ценитель Поэзии, вроде безгрешного Корнея Чуковского, который был тем ещё знаменит, что у него не было врагов, каждому старался угодить (но так ли это было на самом деле?!

Я вовсе не хочу быть "умником", я есть НЕ он, и смею назвать себя товарищем, чему также нужна известная смелость. Пусть так. Я не занят разбором стихов, но делаю лишь попытку ДОГАДАТЬСЯ (рискованное занятие!) об их сути: ЧТО ЖЕ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ПОЭТ!?. Могу и ошибаться, и когда-как, но ошибку признаю. Вот же "SiIentium" Тютчева так и сяк трактовали от Мережковского до Льва Озерова, оба - в разном направлении, а стихи живут, и Микеланджело с Тютчевым чувствуют себя на небесах спокойно и независимо, свободные от выполненной ими ноши. Стихам нужна не критика, стихи не любят критику. Они отзывают нас от застоя многоголосной прозы и мелкотемья чувств. Когда не желаешь увязнуть в омуте быта, - читай стихи.

 10) Надо бы прояснить для себя, - какое ключевое слово в поэзии Артёма Чушкина? Он часто упоминает НЕБО, и спрашивает, что там - за облаками. К беседе привлекаются его дальние современники, так или иначе ставшие заложниками вечности - апостол, Дисней, кинодивы, филосовы и пр. Ему тесновато среди них. Как звёзды, они отсияли уже потому, что, что ныне "есть те, кто любит здесь - погорячей". Поэт ли это сам, или любой "другой дядя" - ставит вопрос Артём, попутно признаваясь, что его "жизнь летит на колёсах печали без шин". Рискованное скольжение, и тем не менее, , "наполненный скоростью звука," он приемлет справедливый суд Господа (ведь волей-неволей Художник вступает в неминуемое соперничество с Богом по части творчества, по замечанию, кажется, Цветаевой). В такт ли с бездонной высью сердце его стучит, те ли буквы он пишет, любуясь небесной зарёй и КАК слово его отзовётся!?
Слово Душа не рифмуется со словом Небо, но эти два понятия объединены культовым смыслом, искусно лаконичны скрытым творческим огнём.
11) Я почти не заметил (или не придал значения? - что точнее) разнородных художественных влияний на творческие искания Артема, казалось бы этого было бы не избежать при немалых накопленных знаний, что есть у него к этому часу. Он не знает подражательства. У него своё видение мира, личностные философские интересы, обострённое самораскрытие эмоциональной и чувственно открытой натуры. Но когда он наблюдает по жизни чудеса, то, например, без боязни и смущения входит !в "кожу" дауна Паши, и вместе с матерью мальчика не даёт себе рыдать, когда нет возможнсти отпустить Пашку в самостоятельную жизнь, где ещё какой "пах-пах", какой расстрел ждёт там паренька. Тут прямой укор человечеству, повторяемый, но никак не услышанный, возлюбившего это "пах-пах" - расстрелять...
 12) Сердце Поэта - это словно постоянно декорируемый храм, оно открыто любви и только любви, чувствованию ближнего как себя самого, - часто опьяняющему, но иногда и горько-разрушительному:"...Как должно быть в них [в стихах ] горько,/ Чтобы их, не дослушав, рыдать. Жаль по почте мне в Божие Царство/ не послать их, как лекарство,/ Как надежду на встречу в Раю. Чтоб трепя рукописные стопки,/ Ты на истинах вывела кнопки/ И вернула назад жизнь свою..." (может быть не "трепя", а "потрепав"?). Что ещё могут сказать сыновья, потерявшие однажды своих матерей!? В сослагательном наклонении выстраиваются наши мечты и надежды: "Чтоб вернуться в родимое чрево, / Чтоб нутром стать, которое Ева/ Не заполнит запретным плодом,/ Чтобы мир, что не точен, но прочен,/ Не увидел ничьих зуботочин,/ Чтоб как плесень -/ рать песен / В тетрадь, - и... только бы Мама жила. (не знаю ничего более значительного, чем сознание мужской вины перед Матерью: всегда виноват! до, сейчас и после; эту тему можно обсуждать бесконечно)
 Только бы Мама жила, и этот крик: Мама и стихи, говорит Артем, насущней хлеба.
 13) Нет, про Будущее думать не стану, да ещё Скорое будущее. Согласимся, однако, что достаточно нам позора настоящего, - "Когда всё небо легко поместить нам с тобой на груди!"(Артём, возражаю: надо бы сказать не "легко", а - "слабо", с ударением на последнем слоге. Если Поэту виднее, то будем считать, что я его не понял...)
 У Артёма уже есть примечание, полное и убедительное, к стихам "Креветка" и "Скоро будущее" (читай эдесь в разделе "Высказывания..." Артёма Чушкина).
 14) Февральские "Дни впрыснут в небеса,/ Как иглы строк мне в грудь тревогу..." доказывают то, что упоение жизнью уступает место библейской обобщённости, и если Поэт НЕ плачет, а превозмогает беду, сомкнув "рот о смерти разговор", то так и надо понимать расхождения в определениях, нормах и критериях братства (отцовства или сыновнего долга). Эти расхождения часто неустранимы, когда за ними стоят принципиальные индивидуальные различия или вырвавшийся наружу эгоцентризм. Жёсткие стихи, гениальные (как привыкли сейчас говорить).
15) Стихотворение" "Вечером" и в который раз разговор с Небом, ставшим уже внутренней необходимостью. О бренности бытия здесь впрямую не говорится, но мысль застряла в мозгу , торопит сказать своё Слово, да и предсказать свою судьбу в Поэзии. Этими переживаниями, - и физически, и духовно, - Артём делится без выспренности, нажима и надрыва. Как врач, испытывающий на себе изобретённое им лечебное средство: - Пусть Я - умру, но с вами "всё будет в порядке..."
 16) ...И видит издалека, должно быть, с заоблачных высот, невзирая на сомнения и печали, торжество жизни на Земле, который он творил наряду со всеми, а значит, он становится ЖИВОЙ через свои раздумчивые стихи.
 Хочу назвать и эти стихи лучшими в сборнике. Тут считать не приходится: у Артёма полно незаменимых слов, а ЧТО - ПЛОХО, он знает лучше меня.
 17) В чём же проявляется существо поэзии Артёма Чушкина? Он не просто высказывает, утверждает, сомневается или решает проблему, но как бы созидает её на глазах читателя, моделирует или же обнажает определённое положение души. В "Под впечатлением от А-го" несколько иронично один за другим следуют философские рассуждения о душе, знающей разгадку всех тайн. Светясь и трепеща в каждой клеточке природы, зажигает она мысль Поэта узорами бывшего счастья, да вдруг - раз! и тыкает посчитаться с суровой реальностью испытания, какого он прежде не знал. Развёрнутая метафора текучести и непредсказуемости Времени, которую использует в этих стихах Артём, даёт мне полный, зримый портрет Впечатления, какое, может случится, застанет в пути и нас: яркие краски похищены, будь готов ко всему!..
 18) Сплошными образными сравнениями наполнено стихотворение "Вечер, как рисунок акварельный..." Сменяющиеся картины природы перепевают друг друга, блистают удивительно нежнейшим чутьём предстоящей Встречи. Эти стихи как бы "попались под ноги" Артему (так бывает, по выражению Фета), ну, может быть, поначалу в виде простой рифмы (акварельный-карамельный) или уже целого случайного содержания стиха - от внезапно где-то поймавшего Артёма вдохновением. . Прекрасная лирика, и перекликается она с пейзажной лирикой и Фета, и Анненского, и Есенина.
 21) Увы, не вдохновился "Репродукцией Сезанна...", чьи потери на стене, в кино или на картине француза отсвечены, мне приходится гадать...
19) Фет обронил ещё пророческие слова о том, что ОБРАЗ, возникающий в творческом калейдоскопе, ЗАВИСИТ ОТ НЕУЛОВИМЫХ СЛУЧАЙНОСТЕЙ, "результатом которых будет удача или неудача". У Артёма именно так: ему мало слов, огня, дня, а Ей, закадровой героини, наверное, всего этого много - с ним. Эти неуловимые точки соприкосновения (и отторжения друг от друга) называются случайностью: У Пушкина, это "Я вас любил! любовь ещё, быть может...", у Артёма: "...ломался я, и не ломалась ты".
20) Или, соединившись в поцелуе, один готов погибнуть из-а любви (словно не отзвучавшее эхо из уст Гарсиа Лорки), а другой... глух к молитвам "из влажных уст", и за это чужое преступление ответ держит Позт, сообщая, что он "от рожденья - смерти,/ словно Божьего дара жду". 22) Ещё: факт срубленного дерева из тех случайностей, когда дерево остаётся жить в бытовых вещах, окружающих человека, но - НЕ Поэта: "На части ли плоти писать мне стихи?!/ На части, твоей ли души?!" Ладно бы, что дед присядет на пенёк, но Поэт, без вины виноватый, останется дереву должником. Какие только случайности не случаются по весне. Стихотворение "Дерево" написано 11 марта, и вот уже почти 1,5 года взывает к нашей совести. Люди прочитали стихи, написали "Классно!" и забыли, - так чудеса случаются задом наперёд...
Выражая в стихах свою личную судьбу, конечно, связанную с временем, местом рождения и людским окружением, Артём Чушкин ищет и находит разные формы поэтической культуры: "Я живой, говорит Артём, потому что плохо себя убиваю... Я живой, потому что вчера ночью мне на грудь снова рухнуло небо...Я живой, потому что ОТЧ УМОТОП ЙОВИЖ (так эта фраза выглядит в зеркале..." В его Зазеркалье философия переплетается с любовными чувствами и пейзажами , оформленными развёрнутой метафорой и неожиданными сравнениями. Ночами его одолевают замыслы. На чём он остановится: будет "жить, как пишет" (как это делал Блок) или станет "писать, как живёт" (что предпочитали Есенин и Рыжий)?..

Сборник стихов, читать здесь: http://www.stihi.ru/avtor/artyomchushkin&book=10#10