Попытка заочной беседы с поэтом

Артём Рифатович Чушкин
(Н, ГРИГОРЬЕВ - АРТЁМУ ЧУШКИНУ) .
1. НАЧАЛО.

 Напрочь лишённый хватки бывалого рецензента, я как-нибудь обойду литературоведческие термины и постараюсь сколько-нибудь внятно передать свои впечатления от сборника стихотворений Артёма Чушкина " СЕГОДНЯ НЕБЕСА НЕ ЗАГРУСТЯТ..."
Стихи его читаю ДЛЯ себя. Вслушиваюсь. Он по-своему, своим,только ему присущим, языком раскрывает мир, в котором мы оба живём. Я знаю то, что я знаю и улавливаю только то, что он знает, и пойму его поэзию тогда, когда почувствую тайну вечности, какой заболеваем мы оба. Но: Поэт по своим взглядам знает всё о бездне пространства, а мне приоткрывает глаза, дабы я не терял нормального зрения. (Поэты, художники видят мир стопроцентно, весь остальной мир на много-много назад отстаёт от них. - Бернард Шоу.)
1) "Воспоминая безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток..." - так Пушкин строка за строкой последовательно излагает эпизоды своей жизни, характер своих видения и чувствований. Таким же образом сцеплены между собой стихи Артёма, его "свиток", пусть иногда не очень яркими, а пока что кое-где и замутнёнными чернилами, "не скосит кровожадный этот век", потому что ему раз за разом приоткрывается тайна !неба с облаками" и немалая часть того, что кроется, может быть, за ними.

 2) Жизнь человеческую заглатывает колесо истории - туда-сюда, от плохого к худшему, и вновь по тому же витку. Но куда же ты заехал, парень? - в боль "от сердца бы оТстричь". Боль от сердца отрывают и изгоняют, ОСТРЯГАЮТ. (Буква "Т" в стихотворении "И пока зима белила..." - явная опечатка.)
 3) В стихах "Всё кончится взрывом души..." Поэт продолжает экзистенциальную тему: общение людей проходит лишь на поверхности души и не ведёт к размыканию одиночества. Артём рифмует известные положения, попрекая мир за неумение (а часто, нежелание) видоизменяться. Натура мыслящего человека должна бы в полной мере владеть этим качеством, благодаря им же самим установленным истинам. Но нет: души черствеет, животы толстеют.

P. S. Боюсь, как бы мои записки не набили оскомину, будучи многословными, чем сами стихи...
4) Как "обухом по голове" заканчивается стихотворение "Мальчик мой, скучай...": Иисусом, проникшим в сердце мальчика. Но неожиданного здесь нет, ибо мальчик выказывает себя совсем не простым поиском адаптации к окружающей его действительности.В точно найденной стихотворной форме есть главенство целебных для человека качеств: " илиКолишься, как ёж,/ Нужный, точно тишь!/ Позже всех встаёшь,/ Но всех меньше спишь.", или: " У других карман, / Деньги в кошелёк/ У тебя ж - туман/ На пути всех лёг.", "У тебя ж - свет дня -/И во тьме ночи!". От таких скромных, но и благостных, речей не могут не появиться лекарства от уныния. Пусть всем, как хочется, как знается и как можется, а у мальчика есть Иисус. Это очень важно. Это объединяет его со Спасителем. Это чувство согрето подлинным (подчёркиваю!) гражданским пафосом, так, что - мурашки по коже. Лучшее стихотворение из прочитанных мною здесь и в предыдущих сборниках.
 5) А рискну сказать, что великолепное по замыслу стихотворение "Когда наш дед собрался помирать..." пропадает в многоречивости, ещё и нарушая грамматические правила или синтаксис, прямо-таки напирает разладом смыслов, а дикая, что ли, из прозы заимствованная строчка, что поп " проскользнёт в Рай к Богу и без мыла", разочаровывает окончательно. Понятно: Дед учёный, академий на заканчивал, имеет толк в музыке, цитирует якобы грешника-Хайяма и Хармса - большого оригинала, мудрствует о поминках по себе, усопшему, вплоть до того, чтоб "не кричать тостОв. Простим деду своеобразие его говора, но уже нельзя извинить незнания факта отсутствия Тоста на поминках, и, за словом этом раз и навсегда закреплено одно-единственное ударение. Наверное, Дед так и говорил про ТостЫ, но не надо бы Поэту Стихотворение "Вдень гладкие нити в колючие иглы..." тащить в стихи эдакое словцо, как-то обойтись без него...
6) Стихотворение "Вдень гладкие нити в колючие иглы..." обращено к молодым девушкам, надо полагать, а им надо бы каким-либо образом отгородиться от преднамеренного жестокосердия и слепоты.. Разумеется, мадонной не рождаются, мадонной становятся и у костра, и у лампады "с величием... кроткие, во славе и в лучах... чистейшей прелести чистейший образец". (Пушкин) Этого Артём не предусмотрел, зато есть синглы и наказ голосом рвать "в мелкие щепки сердца". Досадно, если я стал придираться и что-то упускаю, не домысливаю главного, ЧТО хотел сказать Поэт, но вот КАК. КАКИМИ СЛОВАМИ он передал свои чувства, вызывает некоторую оторопь. Если только играть словом, приспосабливать его для своих интересов, выражать, так сказать, крик души, то ведь, в конце концов, надо однажды понять, что за такие вещи последует кара, риск превратиться в не очень хорошего бытописателя. В целом, стих сложен как-то коряво и выпадает за черту слаженности. (Порой я думаю, что вроде бы готовая вещь тотчас же отправляется "гулять по свету" (к друзьям, в сборники), но почему бы ей "не отлежаться", побыть черновиком, может быть, разорванной в клочья и заново реставрированной; в таких случаях и смысл уточняется, и орфография приходит в порядок.)
7) Стихи "Зубные мотивы" написаны в порыве, после похода к стоматологу, признаётся Артём. " Мотив" - музыкальный термин, и я слышу жуткий вой в мед.кабинете, он заполняет и мою голову, но едва отстранившись от воображаемой картины и вчитываясь в стихотворный текст, понимаешь, что филиппика-то не получилось - ни комедии, ни трагедии. Испытывая адскую физическую боль, рассказчик, главный образом, удерживает внутри себя СТРАДАЮЩУЮ ДУШУ. Вот Это и надо разъяснить, параллельно с суетой вокруг испорченного зуба. Как сохранить болевые струны души, её отзывчивость Быть со всеми и НЕ думать только о себе?.. Вот же за окном бездомному скрипачу, наверное, много не легче, чем тебе!? Когда-то Киплинг воздал гимн физической боли, находя такую боль полезной для осознания человеком того, что он ещё жив. Странная позиция, и, думаю, она Артёма не касается, потому что наш Артём своими устами стремится дать жёсткую отповедь веку (во все века - это прямая обязанность Художника) и проверяет на своих внутренних весах СВОЮ ИНТОНАЦИЮ становления "мальчика в мужа".
8,9) "Мы с тобой подышим глубоко/ Воздухом колючим и чужим..." и "Идти готов сейчас хоть к палачам,/ Скитаться я согласен, хоть в пустыне./ О, только бы мне солнечным лучам,/ Не разучиться радоваться ныне..." Эти стихи показывают умение Артёма быть лаконичным, не терять чувства меры в безмерности нахлынувших чувств (именно так!) Логика всегда старается заступить на место чувствам и, к сожалению, победы её многочисленны, да вот только побеждать поэтов ей не приходится.
Артём, по-моему, простодушен, и это замечательно, простодушен и в ужасе, и в радости, пусть уже отлетевшей в прошлое. Его жар искренности и любви (когда она кровно, безупречно спаяна или же просто перестаёт быть) требует одного - Мужества, не торговать, не показушничать, не держать за пазухой своих чувств, а расходовать их, не вникая в подробности и логические расчёты. Поэт - это звание будет повыше, чем актёр! Чувство требует силы", говорила Марина Цветаева, а актёр прощается со своими чувствами при закрытии занавеса. Для Поэта такое положение невозможно. И надо ещё гадать и гадать (и никогда не отгадаешь!), как это у Поэта соединяются слова, как это они всякий раз выражают новую тайну и заставляют нас трепетать перед мощным напором чувств? Не знаю, как бы ответил на этот вопрос сам Артём, пока что он пишет стихи, и что не говорить, стихи замечательные.

КОНЕЦ 1-й ЧАСТИ.

Сборник стихов читать здесь: http://www.stihi.ru/avtor/artyomchushkin&book=10#10