Портрет художника. Глава пятая

Владимир Лавров
Кирпанёв Олег Викторович.
==========================

Глава V

…«не виновен ты, но помолись»
       /«Заутренняя». Книга II, с.199/

И тогда, как искупление и прощение измученной душе,
возникает тихая нежная мелодия:

«по небу по воде аки посуху
пройди пролети ангел потуши крылами
души заблудшей грешной боль-горючий пламень
отпусти меня в путь-дороженьку дай мне посох
напои меня ангел верой нерушимой
из небес-колодезя журавлиной криницы
научи молиться долу облаку вершинам
ветру полуночному травке медунице
перелеску с вереском синему болотцу
звезде путеводной бархат-тишине
отзвенит молитва моя эхом отзовётся
да и позабудется – звучала или нет
а не позабудется тут же растворится
в птичьем звоне-гомоне в рокоте грозы
в сон-туманах призрачных в сполохах-зарницах
в родниковом холоде…
                /«Подорожная» – II, с.201/

– Какая красота!
Владимир Лавров, вообще, замечательный мастер образа и настроения.
Вот, например, времена года.

Начало весны:

«…отзвенев, рассыпались морозы –
Весна срывает снежную вуаль,
И всё заброшено, забыто без оглядки,
/По улице пройтись бы колесом!/
Толстяк-сугроб играет с солнцем в прятки
Запыхавшись, потеет под кустом.
Смеётся, плачет светлыми слезами
Апрельский день.»…
              / «Всё было в этот год…» – I, с.88/

Апрель:

Всю ночь шёл дождь, но щебетали птицы,
И под корой бурлил и лился сок…
А почки, лопнув, выбросили листья,
И мокрая земля, дыша теплом…
Вдруг расцвела невиданным ковром…
               /«Воскресение» – I, с.45/

Продолжение весны:

«Ах, какая нынче весна!
Захлебнулось черёмухой небо,
И висит, задыхаясь, луна…»
              / «Ах, какая нынче весна!» – I, с.93/

Лето:

«…жили-были
Цветы неясных медуниц.
Над ними проплывали пчёлы,
Полуденный качая зной…–
Пропахший солнцем и сосной.»
              /«Так быстро пролетает лето»… – I, с.71/

– Впечатление безмятежного покоя.
Конец лета:

«Ещё совсем по-летнему тепло…
Ещё прогреется оконное стекло
Насквозь – ты только приложи ладони!»…
            / «Ещё совсем по-летнему тепло» – I, с.127/

/Замечательно!/
Поздняя осень:

…Гнёт сосну к земле до боли
Облаков свинец,
И колышется над полем
Дождик-долгунец.
Смачно чавкает дорога,
Сквозь кусты ракит.
Огонёчек-недотрога
На ветру дрожит.
Долетает еле-еле
Песня полубред...
       / «Жёлтые метели» – I, с.77/

Зима:

«Стынет иней хрупких линий,
Запахнулся день полой.
А мороз вбивает клинья
Между небом и землёй.
Стали в окнах толще стёкла,
Засверкали как хрусталь.
В ранних сумерках промокнув,
Побрела звезда Печаль…
Воет, кружит вьюга-стужа
И скребётся лапой в дверь…
В старой печке меркнут свечки,
В полусонной тишине
Дым свивается в колечки,
Застывает на окне.
Скрипнет кто-то и затихнет
За поленницею дров…
И приходит время зимних
Бесконечных вечеров.»
          / «Зимний этюд» – I, с.90/

Это из детства, с реки Уры. – Сумрачно.
Всё замирает и дремлет в ожидании далёкой весны.
А как прекрасны его короткие поэтические зарисовки!

«Ветер молча качает подвески
Отцветающих лип,
На задёрнутой занавеске
Шевельнулся изгиб…
              /«Ветер молча качает подвески…» – I, с.80/

Это же целый рассказ о чьей-то судьбе! Грустная виолончельная мелодия.
Удивительный внутренний ритм. Поразительно соединение отстранённо
природного и человеческого. И всё это в нескольких словах!
А это:

«В овсах – ромашки, васильки,
Вдоль поля – лебеда.
Идут неспешно рыбаки –
Им горе не беда.
Им дарит щедрая Литва
Озёрной глади синь,
Где ждут их окунь и плотва,
И толстый сонный линь.
Где краснопёркою плывёт
Над озером рассвет…
– Который час? Который год?
Ты знаешь?»…
               /«В овсах – ромашки, васильки»… – I, с.123/

Изумительные строчки
Или:

Мост Литейный, мост Дворцовый…
ленинградские дворы…
Ветер от Невы свинцовый –
только это до поры,
До поры ночей белёсых,
до зари, что от зари…
И торчат опять вопросом
На проспектах фонари…»
          /«Мистика Петербурга» – III, с.19/

/- Каково!/
Это опять о Петербурге…

«Мчится поезд что есть силы.
Непонятные тревоги…
Три заброшенных могилы
На бугре, что вдоль дороги.
Догоняет поезд вечер
И заглядывает в окна.
Спит соседка. Ей на плечи
Рассыпает ветер локон.
Ночь легла на поле пледом.
Снова станция, другая…
|Я опять куда-то еду,|
А куда – и сам не знаю.»
       /«Мчится поезд что есть силы» – I, с.143/

– Извините, я одну строчку поставил свою.
А это стихотворение мне также особенно нравится:

«Улица Памфилова» – II, с.75, то же – «Ты рад?» – III, с.79.

Расскажу прозой, поскольку верлибр это
хорошо позволяет. – Под балконом деловито ходит, наклонив большую
голову и «налив синеву» в надклювье, грач. Он «злобно и сердито» смотрит
на сдвинутые старые плиты «и вырытые брошенные дни» /типичный стиль
Лаврова/. Ему не интересно /!/, он вдруг «подскочил над улицей и сгинул…
за крышей», уронив перо.
Этим пером «ветер… напишет на тротуаре формулу ночи».
В этом стихотворении, которое я привёл не полностью, гораздо больше
серьёзного содержания, но я выделил здесь яркий правдивый внешний образ
птицы и замечательную метафору, также как и необыкновенно образный
язык.


Картина Владимира Лаврова.