Феномен Эрнста Юнгера

Алексей Индриков
Биография великого немецкого писателя, воина, мыслителя Эрнста Юнгера (1895-1998) – поистине монументальна. На протяжении всей своей жизни он неутомимо познавал… познавал себя и мир вокруг. Он показывал всем, что жизнь дается человеку как божественный дар, которым нельзя пренебречь, каждый миг которой дается лишь для того, чтобы приближаться к своему высшему предназначению – творчеству в той сфере, где человеку дан талант. Юнгер прожил 102 года. Можно говорить так: в вопросе долголетия роль сыграла его генетика, но гораздо важнее то, что автор был неутомимым оптимистом и жил в режиме строжайшей самодисциплины, постоянно имея перед собой свою высшую цель, задачу - мыслить и воплощать созданное в тексте. Он заставил свою жизнь длиться столько, сколько было нужно автору, чтобы осуществить, вероятно, большинство своих замыслов.
Дебютом Юнгера стали «Стальные грозы» (1920), книга, в которой он создает уникальный взгляд на окопную правду Первой мировой войны и на сущность войны вообще как конфликта. В отличие от Олдингтона, Барбюса и Ремарка, у Юнгера добавляется философско-эпическое, возвышенное воззрение на противостояние людей. В этом противостоянии, под стальными грозами битв – рождаются такие же стальные характеры, люди из металла, готовые совершать такие подвиги, о способности на которые они и не подозревали в мирное время. Юнгер доказателен в своих суждениях, потому что сам, своими руками добывал победы для своей армии: копал бесчисленные километры траншей, разрядил в противника не один боекомплект, он знает чувство превосходства над противником и снисхождения к побежденным пленным. В «Стальных грозах» мы видим, как биография автора то и дело переходит в художественное полотно, в эпопею, где один характер сливается с целым потоком несущихся в эпицентр сражения характеров, судеб, обретающих в ней славу и бессмертие!
Интересно, что дебют стал не просто разовым восхождением на вершину творческого вдохновения. «Стальные грозы» только в прямом смысле разожгли его литературный талант. Юнгер пишет один роман за другим. Казалось бы, автор мог бы считать себя уже состоявшимся в литературе, его опыта участника Первой мировой, описанного в таких подробностях и в таком неповторимом ракурсе, хватило бы и для учебников истории, и для хрестоматий. Но Юнгер проявляет всё ту же жажду познания и волю к дальнейшим размышлениям о бытии. Он пожелал остаться современным, быть публицистом в романе, разворачивать опыт понимания действительности в сюжетное полотно, где есть герои и злодеи, побеждающая сила правды, напористость борца за справедливость, пламя метафоры и широта философских выводов и обобщений. Когда война закончилась, он направляет свою пассионарность в путешествия («Сердце искателя приключений», 1922), а затем в поиски истинной европейской идеологии для молодежи («Мир. Слово к молодёжи Европы и молодёжи мира», 1945). Размышляя над тем, что сказать молодежи и какое направление духовного развития ей сообщить, Юнгер пришел к необходимости консервативной революции, а это в первую очередь - неустанные преобразования духа, но без ломки славных традиций и попыток забвения прошлого, смелое приятие себя таким, каков ты есть – но с готовностью добиваться от себя новых результатов. Быть дерзким в мечтах и планах, формировать свое будущее, не взирая на, порой, кажущуюся невозможность его воплощения. Вот как можно представить вкратце сущность консервативной революции. Она совершается в первую очередь в разуме, в психологии каждого из нас. Она заставляет двигаться души каждого из нас, превращая их – из бесформенных сущностей – в великолепные скульптуры торжественных внутренних состояний!
В «Гелиополе» (роман, 1949) Юнгер создавал для молодежи образы сильных личностей, которые способны двигать миллионными массами людей, отправляться на подвиги духа – будь то опасное путешествие или переворачивающее представления о мире научное открытие. Вообще, герои его произведений – это образцы для будущего воплощения и следования им. Нельзя опускаться до мелкого масштаба мышления, нельзя успокаиваться в тишине обыденности и позволять появляться в литературе мелким персонажам, а тем более, давать им играть главные роли. Юнгер как будто предвидел, что вскоре мировое искусство захватит не просто «массовый» человек и начнет диктовать свою волю – под этого массового человека будет подгоняться вся культура. Литераторы начнут стремительно вырождаться, желая угодить бульварным вкусам толпы, они будут описывать обыденность, изображать незначительное, «легкое». Они захотят заставить нас смотреть на жизнь «проще», они потянут к вырождению целые поколения, пробиваясь к публичности через простоту сюжета и форм, через невзыскательность и «продаваемость». «Бестселлеры» захватят мир, но перед человечеством острее, чем когда-либо встанет вопрос о традиции, преемственности высших смыслов. Перед человечеством встанет вопрос о том, что из массы псевдолитературы и непритязательных сюжетиков окажется очень сложно выбрать идейный фундамент для будущего, вновь сгенерированный код героического и монументального, который обеспечивает народу существование в веках. Но не просто существование, а бытие с возрастающей силой народного духа и героизма.
Произведения Юнгера все сосредоточены на непрерывной борьбе за литературу будущего, за образ настоящего и грядущего героя. Его книги требуют от читателя высокой самоорганизации и внутренней цельности, то есть в широком смысле необходимо уже быть подготовленным к чтению его книг неустанным самообразованием и воспитанием духа. Но с другой стороны именно его книги и нужны для этой самоподготовки! Внутри юнгеровских текстов читатель обретет для себя глубокую внутреннюю цельность, личностную силу, уверенность в сияющем будущем, основанную на воле к героическому и стремлении это героическое претворять в жизнь!