О наших обрядах и праздниках. Летние праздники

Владимир Фомин 3
            Из цикла «Наследие предков»

Ах, это лето! Дивной птицы
Обворожительный полет!
Буквально все растет, родится,
Благоухает и поет.
День долог, для всего хватает,
И поработать, и гульнуть.
А ночь меж зорями витает
Лишь тенью легкой, не уснуть.
С Русалий и Зеленых Святок*,
Обычно месяца на три,
Период не велик, не краток,
Здесь лето красное царит.
Боюсь наскучить описаньем
Всех летних праздников, порой,
Мы незнакомы и с названьем.
А пепелище рой – не рой,
Не воскресить былого дома.
Но я, позвольте, расскажу
О праздниках, что всем знакомы
Иль значимыми  нахожу.
Неделя первая у лета –
Русалья, то есть, во плоти
Мареной грозной с того света
Соизволялось погостить
Усопшим предкам. Их потомки
Справляли тризну, не таясь,
Из веточек березы тонких
Венки сплетали, чтобы связь
Между родными сохранялась.
А раз проход в наш мир открыт
Был в это время, то являлась
Ватага тех, кто не зарыт,
Не упокоен честь по чести:
Самоубийцы, упыри,
Русалки с отпрысками вместе.
А, чтоб с зари и до зари
Они кому не навредили,
Да не устраивали вой,
На теле оберег носили
С могучей одолень-травой.
В Зеленых Святках повторяли
Все, что и в зимних на свой лад:
Гадали и колядовали,
Здесь праздник был и маскарад.
Традиционно поминали
Родных, кто был когда-то мил.
Но в эти праздники, в начале –
И тех, кто век свой не изжил,
То есть покойников заложных,
Которых лучше бы не знать.
Лишь на Семик их было можно,
Как всех усопших, поминать.
И, если символом в морозы
Бывали ель или сосна,
Здесь символом была береза,
Что украшением должна
Быть каждого двора и дома.
Ее срубали и несли
Куда-то к капищу святому,
Где украшали, как могли,
Чтя дедовский обычай древний,
Потом водили хоровод,
Ходили с нею по деревне,
И вот, бросали в бездну вод.
   Берёзонька белая,
   Берёзонька кудрявая,
   На чём приехала?
   На ковре, на золоте,
   На атласе, на бархате.
   У кого же ты гостила?
   У отца, у матери,
   У роду, у племени,
   У красных девушек.
   Хотят берёзоньку срубить,
   И её в речке утопить.
Еще известное явленье,
Скажу точнее, ритуал,
Здесь проводил народ – кумленье
Средь девушек, кто взрослой стал,
И женщин, не особо старых.
Установленье кумовства
Обычно принимали пары
На время, месяца на два,
Или на меньший срок. В различных
Местах творился свой процесс,
Не превышающих приличных
Границ. Арена действа – лес.
В лесу березу украшали,
Из веточек венок плели,
В него друг друга целовали,
Затем менялись, чем могли:
Кто крестиками, кто платками,
Кто кольцами, в конце концов,
Годились полосатый камень
Или вареное яйцо.
И, после трапезы совместной
С яичницей, не без винца,
Кума куме клялась быть честной
Сестрой, подругой до конца.
А, чтобы не было охоты
Считать, что это не всерьез,
Шли парами через ворота
Из двух повязанных берез.
Из названных здесь церемоний
Нам не известна ни одна,
Или почти уже в загоне,
И перспектива не видна.
Не знаем мы Зеленых Святок,
На Троицу заменены.
Объем познаний наших краток
И в этом нашей нет вины.
Когда упорно, год от года,
Народу кто-то пули льет,
Стирая память у народа,
То и народ уже не тот.

* Зеленые Святки (хр. Троица) – период троицко-семицких праздников, вклющий  Преполовение,  Вознесение,  Семик, предшествующую Троице неделю и Троицкую неделю до Петровского заговенья.