Заметки о Моцарте и Сальери-4...

Кариатиды Сны
                гении выпадают на Землю
                ЗОЛОТЫМ ДОЖДЁМ
                мы подставляем губы  и
                капельками его пьём
                фейерверк поэтических строчек
                и Музыка Сфер

                зависть выпадает  на Землю
                чёрным дождем
                после него мы ничего не ждём
                вырастают на Земле чёрные розы,
                чёрные травы
                летают чёрные птицы

                Моцарт и Сальери
                всё снова повторится

                гении выпадают на Землю
                ЗОЛОТЫМ ДОЖДЁМ...
               
                Алла Богаева
                http://www.stihi.ru/2018/08/06/1927

                ******************************************

   
  САЛЬЕРИ.
  Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь!...
  МОЦАРТ.
  Ба! право? может быть...
  Но божество  моё  проголодалось...

  Хоть Моцарт и гений , но он тоже человек и должен есть, пить, играть с детьми... И порой самому быть, как сказал Пушкин, " И меж детей ничтожных мира, быть, может всех ничтожней он"...

"ПОЭТ

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он..."

  "Гуляка праздный" - такова убийственная характеристика Сальери:
  "...бессмертный гений - не в награду
   Любви горящей, самоотверженья,
   Трудов, усердия, молений послан -
   А озаряет голову безумца..."

  Да, Моцарт не думает, что необходимо соответствовать своему СТАТУСУ, раз ты гений. А нет - значит, ты недостоин своего гения, плохой пример... И надо поскорее избавляться от тебя - оскорбить, унизить, убить... Остановить, одним словом.
  Пушкин, конечно же, писал Моцарта с себя... Знал, что гений... как и Сальери, кстати, на себя прикидывал. И самая важная мысль не только произведения, что "гений и злодейство  две вещи несовместные". Ибо гений - это след бога на земле. "Я царь - я раб - я червь - я бог!..." - в этом суть человека, и АХ и УВЫ! 

(Я царь - я раб - я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.

                Гаврила Державин)

   Гений-Пушкин не мог никого убить, как и гений-Моцарт... но к ним простирали руки убийцы-завистники, желающие такой же славы, что и у гения. По-другому, но... прославился Дантес, убивший Пушкина... Герострат, сжёгший храм Артемиды*... Так и имя Сальери ( по произволу, кстати, Пушкина, ибо настоящий Сальери не убивал Моцарта) всегда рядом, антиподом к имени Моцарт. Хоть это и миф.

***


знал ли Моцарт законы гармонии
или просто писал как Бог `на душу положил
может вообще никто его не учил
просто он чувствовал фальшь земной какофонии

Кто-то водил пером его и смычком
и развлекал скрипачом игравшим на улице
Моцарт наверное был беспечным отцом
но не умел он на солнце яростном жмуриться

Пушкин считал себя Моцартом и Сальери
один убивал другого и вновь воскрешал
один другого убил потом на дуэли
покинув тело взлетела в вечность душа...


*)"Герострат был обычным жителем древнегреческого города Эфес и, как многие другие люди, мечтал о славе и знаменитости. Но к славе можно идти двумя путями: долго и упорно оттачивать свое мастерство, подбираясь к цели шаг за шагом, или же неожиданно совершить поступок, который прогремит на весь мир. Герострат выбрал второй вариант.

Город Эфес славился на всю Элладу своим удивительным храмом Артемиды. Его красота, богатство и размеры были известны по всему Средиземноморью. Именно храм богини решил использовать Герострат, чтобы проснуться знаменитым.

Темной ночью 356 года до н.э.  грек с горящим факелом проскользнул мимо жрецов храма и поджог пропитанную маслом деревянную статую Артемиды. Огонь мгновенно перекинулся на колонны храма и различную утварь.
 
Спасти архитектурный шедевр не удалось, но зато удалось схватить поджигателя. Каково же было удивление жителей Эфеса, когда Герострат признался, что поджог храм ради славы. Позже он предстал перед судом, который приговорил его к смертной казни. А городской совет Эфеса запретил когда-либо в будущем упоминать имя Герострата, как и совершенное им деяние.

Глашатаи тут же понесли закон в массы, и теперь каждый грек знал, что нельзя упоминать имя Герострата, потому что он сжег храм Артемиды. До нас это имя дошло благодаря древнегреческим историкам, которые все-таки рискнули записать имя поджигателя в архивах.

В итоге, Герострат добился своей цели, вот только слава ему досталась позорная."
http://mydiscoveries.ru/chto-takoe-gerostratova-slava
 

Продолжение: http://stihi.ru/2018/08/09/146