Гений или динозавр, какая разница? 1

Светлана Водолей
                "Гений по сути урод,
                человек, у которого обычные радости замещены
                на успех в определенной деятельности."
                Игорь Денисюк.*
                /из рецензии./



          Какая разница, гений или динозавр?
          Нереализованный гений или жертва обстоятельств?
       
        - Влезть в шкуру зверя... пожалуй, любопытно. Невольно очеловечиваешь их мысли, что, конечно, не так. У них многое по-другому. Тонкость описываемых деталей в вашей прозе несколько противоречит их намного более цельному и примитивному мышлению, если оно вообще есть. Впрочем, может это и не так.
      
        - У меня такие же сны были. Родители купили цветную книжку Аугуста и Буриан - "История жизни на земле." Насмотрюсь динозавров вечером, а потом сон, как он лезет головой в окно. Детское восприятие очень яркое и образное.
         Конечно мы всегда очеловечиваем, но ведь кот например во многом реагирует как человек, был маленький, идет по саду и меня зовет - страшно одному. Увидел гусеницу - несет - посмотри.
         Динозавры сейчас считаются не рептилиями, а родственниками птиц, например орла. Птиц используют на охоте, они привыкают к хозяину, попугаи вообще умные, умеют шутить, дергают кота за хвост. Трудно понять однако ход их мыслей.
Впрочем у меня многие вещи взяты из последних исследований палеонтологии - это и скала с царапинами когтями как можно выше и тяжелые повреждения самых крупных ящеров своими собратьями, а на мелких повреждений нет. Палеонтологи пришли к мнению, что размеры тираннозавра много больше чем надо для охоты, его назначение - защита охотничьих угодий стаи от собратьев.
         С тираннозаврами еще одна странность - очень большой размер мозга, много больше, чем у других ящеров, это был самый умный динозавр. Но зачем такой мозг? Наверно для коллективной охоты?
Много конечно вопросов.


        - Может, просто мозг соответствует их росту?..
Есть же в Москве Институт мозга, созданный в начале ХХ века, где исследуют мозг гениев. Где искали способы определить природу гениальности. Интересная тема! Какая разница, гений или динозавр? Так же всё НЕИЗВЕСТНО.
 
          Там изучали цитоархитектонику коры большого мозга умерших гениев Советского Союза. Были исследованы мозг Ленина, Павлова, Маяковского, Спендиарова, Павлова и других знаменитостей. А мозги многих нобелевских лауреатов хранятся и исследуются в зарубежных медицинских центрах, например, в университете Онтарио.

          Но ведь до сих пор специалистам не удалось выяснить, от чего все-таки зависит интеллект человека?! Более того, оказалось, что мозг многих почивших талантов ничем не лучше, чем у обычных людей. Однако, все желают знать, во что бы то ни стало, как и почему на свет появляются одаренные личности?
          В отношении динозавров, я тоже имею ввиду соотношение размера мозга и массы тела.

        - У человека развиты лобные доли мозга, ответственные за логику и абстрактное мышление. У динозавра напротив затылочные доли, ответственные за зрение, слух, обоняние, память и по некоторым данным пси-способности.
У птицы примерно так же и птицы помнят картину местности годами. Память - основа восприятия.
          Гений по сути урод, человек, у которого обычные радости замещены на успех в определенной деятельности.

        - Не совсем так.
Гений - не урод. Гений - это наивысшее ПРОЯВЛЕНИЕ творческих способностей, подаренных Богом. Это - наивысший ДАР Человеку, который только может быть. Это наработки многих и многих талантливых душ в их воплощениях, заслуживших право двигать Прогресс. Дар этот надо отрабатывать как последний раб, в благодарность Богу. От этого и людям перепадает.
   
          Гении НЕ нацелены на успех. Это для них не главное. Хотя они не "дураки", и прекрасно ЗНАЮТ себе цену. Предметная нацеленность на успех - это удел обывателей и посредственностей.
          Они же нацелены на САМОВЫРАЖЕНИЕ в необычной, исключительно Индивидуальной форме - ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО! Независимо от последствий, которые могут быть и крайне негативными, таких примеров масса. Это для них некая разрядка Молнии внутри себя, после которой можно жить дальше, до следующего раза... А легче вообще НЕ ТЕРЯТЬ этого состояния, что они, по возможности, и стараются делать. Многие гении были нищими, потому что непонятыми и непонятными. Они ВСЕГДА преждеВременны! Но возникают в НУЖНОЕ Время. Парадокс!

          Успех - это всего лишь сопутствующий фактор, во время их жизни, что хорошо, или чаще - после, что хуже. В науке, подозреваю, то же самое.

          Да, время изначально ограничено! И многими радостями приходится жертвовать. Но опять же, для них это НЕ ЖЕРТВА. Они радуются, когда находятся в СВОЕЙ ТЕМЕ. Для них радость и счастье - РАБОТА.

          Что такое гениальность?
          Это возможность создавать то, чего еще не было в природе и обществе на основе того, что было, универсально перерабатывая и трансформируя в нечто НОВОЕ, подчас рушащее предыдущее "здание" Знаний вплоть до противоположного. Здесь хочется сделать Комплимент советской Школе, во многом универсально образовывавшей
детей, давая им Свободу ВЫБОРА для применения своих способностей в дальнейшем. Что пока утеряно. Нивелированное ЕГЭ, стригущее как "Сивильский цирюльник" СЕВЕР, всех под одну гребёнку,- никогда не станет "удобрением" с лучшими последствиями для способных детей. Гении рождаются далеко не в богатых семьях, имеющих возможность ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ за деньги, ведь и Христос родился в хлеву! Разве что здесь можно обозначить некоторую СВЯЗЬ между гениями и динозаврами.

            Идея, что НЕОбыкновенные способности можно получить путем образования, возникла в головах французских физиологов еще в XIX века, и до сих пор привлекает своеи; простотои;. НО УВЫ. Ее жизнеспособность заключена в провозглашении РАВЕНСТВА /добавлю для обострения, И БРАТСТВА! Идеи коммунизма НЕ ТАК УЖ ПЛОХИ, как оказалось вПоследствии!../ ПОТЕНЦИальных Способностеи; всех людеи;, что является идеальнои; наживкои; ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЕЙ. Поверив в эту нелепость, каждыи; ощущает себя нереализованным гением и жертвои; обстоятельств. В этом случае всем понятно, что для исправления ситуации надо только вложить деньги в образование и воспитание своего отпрыска - и проблема будет решена. КАК БЫ НЕ ТАК.
      
            Никакими тренировками и ОТКАЗОМ ОТ РАДОСТЕЙ ЖИЗНИ не добиться появления второго Пушкина! При колоссальных затратах времени и усилии; можно добиться лишь некоторого прогресса в любых навыках, но НЕДОСТАТКИ в строении Собственного Мозга не позволят прыгнуть выше планки. Более того, придется «мобилизовать» области и центры мозга, предназначенные для решения совершенно иных задач. Столь необычная "переориентация" специализированных областей мозга потребует изнурительного самоНасилия и НЕоправданных энергетических затрат.

            Иногда я здесь встречаю такое: я работал над этим стихотворением 12 лет! Да хоть бы и 120 лет. К ЧЕМУ БЫЛО ТАК ЗАМОРАЧИВАТЬСЯ и напрягаться, когда оно, энто стихотворение, НИКУДА НЕ ГОДИТСЯ. И любой талантливый пятиклассник напишет ТАКОЕ за пять-10 минут?!.

            Поэтому часто неоправданному принуждению подвергаются дети и подростки интеллектуально ограниченных родителеи;, которые убеждают себя БЕЗ ВСЯКИХ НА ТО ОСНОВАНИЙ, наличие у своих отпрысков неких выдуманных способностеи. Они будут силовыми методами «развивать» их даже при полном отсутствии необходимого субстрата мозга!
            Читайте переписку Энгельса с Каутским как Шариков. И разовьётесь как Швондер! В лучшем случае это воспитает у детеи; семеи;ныи; конформизм, двуличность и последующую профессиональную некомпетентность. В худшем случае — вызовет ненависть к родителям и тем, кто талантливее их, заработав при этом комплексы, вплоть до психических заболеваний.
            БЕЗ ВРОЖДЁННОГО неийро-морфологического субстрата в виде специализированных областеи; мозга никаких способностеи; «развить» невозможно! Для появления гениальных способностеи; желательны большая масса неи;ронов и наличие максимально возможного разнообразия структур мозга. ЭТО - ГЕНЕТИКА. И ТОЛЬКО!

             В 75% случаев гении имеют массу мозга выше среднего показателя по планете, то есть больше, чем 1320 граммов. Как правило, у них мозг весит около 1600-1700 граммов. Рекордсмены в этом плане - Байрон со своими 1800 граммами и Иван Тургенев - с 2012 граммами. То есть по максимуму мозг гения тяжелее обычного почти в 1,5 раза. Конечно, большои; мозг - только высокая вероятность таланта, но необязательное его наличие. Например, есть идиоты с мозгом массои; 2400 - 2850 граммов. А динозавры?!

             А, например, у Анатоля Франса извилины весили всего 1017 граммов.
             И всё же частота появления "малоголовых" гениев по сравнению с "крупноголовыми" в 4 раза меньше. Это однозначно подтверждает некоторые интеллектуальные преимущества обладателеи; большого мозга. Вместе с тем гении с небольшим мозгом своим существованием доказывают, что причина выдающихся способностеи; не только в объеме нервнои; ткани. Для того чтобы сложился мозг гения, нужно получить ОСОБОЕ СОЧЕТАНИЕ некоторых областей мозга, например, неокортикальных полеи; и подкорковых структур.

             Тот, кто сможет находить гениев, будет управлять миром! Наи;ти Македонских, Аристотелей, Фордов и использовать их для государственных, военных, научных и социальных целеи; - бесценная возможность. Но как их наи;ти? Выявлять, разыскивать и отбирать гениев при помощи посредственностеи; невозможно. Обыватель всегда будет инстинктивно примеривать свое ограниченное понимание устрои;ства мира на талант будущего и успешно отбирать не гениев, а самых ПРИСПОСОБЛЕННЫХ обывателеи;. Именно по этои; причине все тесты по оценке интеллекта человека дают высокие показатели при тестировании посредственностеи;. Обыватель инстинктивно отбирает обывателя, а гении; вообще не пригоден для такои; работы. Кроме того, и поиск гения при помощи гения невозможен из-за редкости появления этих уникальных личностеи; и их гигантских индивидуальных различии;.

            Единственныи; выход - наи;ти способ для ПРИЖИЗНЕННОГО АНАЛИЗА цитоархитектонического строения головного мозга каждого конкретного человека. Наи;дя такои; метод, можно будет провести детальныи; анализ и выявить те структурные особенности, которые предопределяют наиболее выраженные способности человека. Выявив потенциальные способности, можно будет однозначно перенаправить профессиональную подготовку человека, где он достигнет максимальных Успехов.

           Сегодня предпринимаются попытки поиска одаренных людей при помощи функциональнои; томографии или методов позитронно-эмиссионного анализа. Но пока безрезультатно.

           К примеру, что особенного в мозге художника?
           Если можно было бы разобрать на «винтики», мозг Леонардо да Винчи, то ученые увидели бы в нем массу необыкновенного. У гениального живописца, наверно, должно быть ОСОБЫМ его Зрительное Поле. Ведь он должен уметь вглядываться в картины, запоминать и подмечать те особенности шедевров, которые недоступны обычному человеку. У обывателя минимальныи; объем поля - около 3 000 мм3, а у Леонардо оно должно быть почти в два-три раза больше. И много чего ещё нужно, что знают специалисты. Нужны хорошо развитые поля в теменной области, ассоциативная память и передние бугорки четверохолмия.  Большими должны быть некоторые центры мозга. А для того, чтобы управляться с кистью, требуется особое развитие сенсомоторных центров и полеи; головного мозга. Шансы ОДНОВРЕМЕННОГО появления всего этого комплекса структур в одном мозге катастрофически малы, но гарантируют появление Леонардо да Винчи.
           Вероятность такого события немного меньше, чем если бы при раздаче шести колод карт одному игроку сразу выпало бы шесть пиковых тузов. Под шестью колодами подразумевается ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО основных структур головного мозга человека. Поэтому одаренные люди редки, гении уникальны, а Леонардо да Винчи неповторим.

           Еще более проблематично появление композитора и виртуоза-исполнителя в одном лице. По сути дела, за всю историю человечества нам известны только отдельные примеры, такие, как итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор Никколо Паганини, композитор и пианист Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович... Для уникальных случаев существует вполне понятное объяснение. Исполнитель-виртуоз должен обладать не только слухом, но и феноменальнои; двигательно-моторнои; координациеи;.
           Итак, должны быть развиты больше среднеи; нормы 24 поля неокортекса и 40 подкорковых центров в обоих полушариях мозга. Кроме того, только в неокортексе мозга композитора одновременно возбуждается около десятка основных полеи; в каждом полушарии, а общее число вовлеченных в творчество неи;ронов может достигать 3-4 млрд. Возможность получения уникального сочетания из 64 слуховых и сенсомоторных центров мозга бесконечно мала, чем и предопределена неповторимая гениальность Паганини и других...

           Сегодня приходят к пониманию о необходимости Универсального Образования, чтобы ребёнок мог получить основные навыки основополагающих наук, чтобы потом ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, он мог углубить свои знания в связи со своими интересами. Хорошо помню, как к 9-му классу из примерно 30-32 учеников знали, что они пойдут учиться дальше и куда пойдут только три человека. Моё знание сформировалось к 4-му классу средней и музыкальной школы, куда я ходила параллельно сразу с первого класса. Абсолютный музыкальный слух, который определил директор музыкальной школы в Майори, куда мама привела меня за ручку, уже в 6-ти летнем возрасте. Это и определило во многом мою дальнейшую судьбу. Первоначальный выбор, истинно мой, был другой. Я хотела стать актрисой. Помешало то, что я, по возрасту, не знала, куда податься с этой идеей. А окружающие только улыбались. ВСё закончилось на том, что я собирала открытки актёров, любовалась ими, втайне сокрушаясь, что этому нигде не учат. Правда, был один случай, когда я прочитав объявление в газете, что в киностудии ищут девочку на главную роль в фильме о любви, поехала на пробы. Меня заметили, но не выбрали. Выбрали другую девочку, которая к тому времени уже снялась в нескольких фильмах, один из которых - "Три толстяка" Юрия Олеши. Она сыграла циркачку Суок. С ней было меньше проблем для режиссёра, так как она уже снималась и знала, что и как...

           Какая разница, гений или динозавр?!


                6 августа 2018 года
         


*В диалоге сначала участвует автор Игорь Денисюк.
 http://www.stihi.ru/2018/08/05/8649

**Гений или динозавр, какая разница?1.
http://www.stihi.ru/2018/08/06/3405

Мы с тобой одной крови.2.
http://www.stihi.ru/2018/08/09/1870