Павел Якушев. Экспертный обзор. конкурс - Франкенш

Семь Дней 3
Павел Якушев. Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/yakushevp

Здравствуйте!
Для меня это первый опыт, когда я пишу рецензии, а сам в конкурсе не участвую. Постарался вникнуть в каждый текст, прочитал не раз и не два. Постарался не ограничиваться общими фразами, а написать пару конкретных соображений и замечаний. Прошу учесть, что я не филолог и не профессиональный критик, мой взгляд совершенно субъективен. Если где-то высказался резко, то исключительно в интересах улучшения текста, так, как я это представляю, и ни в коей мере, чтобы посмеяться или самоутвердиться за ваш счёт.

1. Острый мир

Совершенный человек всегда должен сохранять спокойствие духа, не давая страсти или мимолетным желаниям возмущать этот покой.(с)

Нет стороны окна,

если разбить стекло!

Острые дерзко обнять!

Не закричать!

Ком

плоти чужих пластмасс,

ставшей навек чужим.

Щурится сенсорный глаз –

смотрит

прицельно

в мир…

---

Нескучное начало! Автор - оригинал и экспериментатор. Играет увлечённо, жаль только бросает, не доиграв. Хотя, может, эффект небрежности и недосказанности - это и есть его цель.

2.Погасший очаг

                .

                Ты бросал зажженный факел в здание,

                а когда оно сгорело, садишься на развалины

                и сокрушаешься о нем.

                Мэри Шелли

.

Осенние листья – страницы альбома –

взлетают и кружат в воздушных потоках.

Незрячие окна холодного дома,

и грязная, в лужах, кривая дорога...

.

Так ярко горели слова на закате,

азартно трещали нескромные фразы.

Растаяли воском оковы объятий

под солнцем свободы, невидимым глазу.

.

Когда же сгорело последнее слово,

захлопнулась дверь, и посыпался пепел

из туч снегопадом тяжёлым свинцово.

И не было света внутри и на небе.

.

Дождём размываются краски, и кисти

рисуют туманно-белёсые фрески.

Промокли альбома осеннего листья,

на них силуэты бледны и не резки.

.

Погасший очаг опустевшего дома,

где нет ни огня, ни тепла, ни пространства.

Вздохнёшь – а в ответ шелестит невесомо

забытое давнее тёплое "Здравствуй!"

---

Замечательное стихотворение. Неплохие рифмы, техничное. Богатые эпитеты, не все я принимаю однозначно, но выбраны они не случайно. Образы вторичны, однако в тему и стиль укладываются гармонично. Многие ключевые слова (листья, дом, слова, горели,...) повторяются ровно два раза, что создаёт интересный эффект эха, отголоска. Третья строфа эмоционально самая сильная на мой взгляд. Драматургически это не очень хорошо. Может быть стоит поменять местами 3 и 4 строфы, или 4-ю совсем убрать, чтобы поместить кульминацию в правильное место. Ну это, разумеется, только моё частное мнение.

3.Ничего не пропадает

     "Для исследования причины жизни

      мы вынуждены обращаться сперва

      к смерти" (Мэри Шелли «Франкенштейн,

      или Современный Прометей»)

Ничего не сохранится -

ни события, ни лица,

ветер камни изотрёт -

быть былому небылицею.

Жизнь - горящая страница.

Прогоревшее - не в счёт...

Ничего не пропадает -

смерть своё пересчитает,

ей из этого потом,

по канонам несжигаемым

(чьи каноны - не узнаем),

собирать на жизнь геном.

 ---
Мастерски написано, ёмко и чётко. Первая строфа почти идеальная, вторая немного уступает в убедительности, но стихотворение в целом очень интересное. Автор тонко чувствует звук, строки имеют ощутимый тембр. Первая строфа давит на фонему "и", что соответствует смыслу и поддерживает тон печали и безысходности. Вторая строфа напирает на "а", создавая тон торжественного спокойствия, опять же поддерживая смысл. Блеск!

4.****

«Мы стоим не пороге множества открытий, и единственной помехой является наша робость и леность.»(с)

«У меня нет друга, Маргарет; никого, кто мог бы разделить со мною радость, если мне суждено счастье успеха; никого, кто поддержал бы меня, если я паду духом. Правда, я буду поверять свои мысли бумаге; но она мало пригодна для передачи чувств. Мне нужно общество человека, который сочувствовал бы мне и понимал с полуслова.»(с)

– Мы на пороге множества открытий…

А внутренний мой мир постигнет кто?

Мне, Маргарет, важнее всех событий

Лишь человек, который как щитом

Загородит меня, коль пал я духом,

Поднимет кубок, будь я на коне,

И радость – пополам… и – меньше мука…

Та близость, словно мы одних кровей.

– Духовный мир у каждого – планета.

А ты пытался боль принять других?

Вокруг орбиты совершать ракетой

Полёт и думать с риском за двоих?

Родство такое таинству открытий,

Не повредит ничуть, друг милый мой,

Оно есть счастье, и других событий

Важнее не бывало под луной…

---

Мысль этого стихотворения мне близка, подана стильно и достойно. Цитаты раскрыты. К сожалению, я не очень понял конфликт, который автор хотел обозначить. Есть вопросы двух героев друг к другу, но говорят они при этом об одном. Хотя так и в жизни часто бывает...

Технически текст не идеален. Рифмы простоваты, "открытий-событий", да ещё 2 раза!, прямо бросается в глаза. "Вокруг орбиты совершать ракетой / Полёт и думать с риском за двоих" - странное во всех отношениях место. Орбита и ракета выпадают из стилизации под 19 век. "Вокруг орбиты" - это как? Орбита она и есть вокруг. "Совершать ракетой / полёт" - канцеляризм, неудачные инверсия и разрыв фразы. "Думать за двоих" - понимаю, "думать с риском" - не очень понимаю, "думать с риском за двоих" - совсем не понимаю. Есть и другие шероховатости, особенно во второй строфе. А вот первая строфа лучше.

Простите за категоричность, см. вступление.

5. Папа может.

«Если вам действительно жаль меня, лишите меня чувств и памяти, превратите в ничто; если же вы этого не можете, исчезните и оставьте меня во тьме.» (с)

“Папа может!” - кричали они. Да, да, да.

Папа может - изучено - всё, что угодно.

Выпить водки бутылку без булки. Воздать

за любовь своим детям блевотиной. Сходу

взбить посуду, как смузи, о стены и пол.

Прополоть полки с книгами пыльным поленом.

По иконам ногами долбиться, что лбом

иной набожный. Лезвием ползать по венам.

Не суметь. По сусекам сыскать пистолет.

Зарядить без зазрения. Мчать на участок,

где в день выборов кипами маме в толпе

бюллетени раздать случай выпал. Впечатать

пару пуль в никуда, жадно целясь в жену.

От охранника в брюхо поймать их ответно.

Залатать. И на зоне с прожженными джин

из заварки варить. В нужник прятать предметы.

Вшам шкатулки из хлеба на память творить.

Ждать свиданки. Сжирать при родне передачки.

И квадраты дворов, как свои алтари,

дважды в день обходить. Дочерям в передачах

низкопробных не пробуйте то показать.

Они мёрзли зимой в куртках в голой квартире.

Они ели конфеты раз в месяц. А мать

почему-то их папку взяла и простила.

Мне исполнилось семь. Мы бежали с сестрой

по сугробам от папы в лихой лихорадке,

спрятав кошку в шкафу. Нет, меня не трясло –

я не верила, что это всё было правдой.

 - - -
Динамично и насыщенно. Эмоционально. Шероховатостей много (если автор захочет, на номерном можно будет разобрать потом), если постараться их зачистить, может получиться совсем круто.

6. Ойкумена*

.

                ...в жизни путешественника наряду с удовольствиями

                существует много невзгод. Ведь он постоянно находится

                в напряжении, и едва начинает отдыхать, как вынужден

                покинуть ставшие приятными места в поисках чего-то

                нового, что снова занимает его внимание, а затем в свою

                очередь отказываться и от этого ради других новинок.

                Мэри Шелли

Ойкумена богата на чудеса,

где и тайны древние, и красоты.

Я, колёса меняя на паруса,

поезда меняя на самолёты,

устремлялся в пустыню искать обман

деревень потёмкинско-бедуинских.

И мелькали Каир, Тель-Авив, Амман,

хороводом – храмы и обелиски.

От сафари из Африки и на дно,

где кораллы, в золото пляжей Гоа.

Словно глобус раскручивал мир цветной:

карнавалы, маски, каналы, горы...

Я из моря Мёртвого да в океан,

от арабов к туркам, болгарам, грекам.

И монеты горстями в моря кидал,

и сплавлялся даже по горным рекам.

Помню камни Помпей и песок пустынь.

сладкий вкус воды из фонтанов Рима,

автобаны и питерские мосты...

Всё, что видел, просто неповторимо.

И пока есть возможность и силы есть,

буду дальше ехать, лететь и плавать.

В нашем мире так много прекрасных мест,

всё запишет в быстрых нейронах память.

---
Складный такой манифест путешественника. Начало очень приятное и многообещающее. "колёса меняя на паруса" - это ёмко и круто звучит. Если хотя бы треть стихотворения была из такой ткани. Или вот "я монеты горстями в моря кидал" - это же отлично сказано! Поменьше сухих перечислений, больше живых деталей, не пытайтесь обнять весь мир в одном стихотворении. Удачи Вам и приятных приключений, уважаемый автор!

7.Домой!

                Свежий воздух и яркое солнце почти всегда

                восстанавливали в какой-то степени мой душевный покой.

                М. Шелли

Безумные вопросы бытия –

не пёрышко.

И навалились разом.

И так легко случайно потерять

свой ослабевший, но пока что разум.

Подсчётом ям подвеска занята,

с обочин борщевик в поля уходит.

Машина мчит в село моё, а там

найду себя в саду и огороде.

Примерит тело солнечный загар,

а чистый воздух голову закружит.

Там речка от задворки в двух шагах

и овощи на завтрак и на ужин.

В колодце очень вкусная вода.

А чай из самовара! А варенье!

И  убегают в панике года,

и ангелы садятся на колени.

Я знаю, что меня там ждут всегда

И добрым словом душу успокоят.

Она опять научится летать…

Да где ещё возможно вот такое?

Меня простят, что не звонил давно,

что приезжал последний раз на пасху.

Нальют малины сладкое вино,

уложат спать, укутывая лаской.

И будет сон, как в детстве, невесом,

разбудит утро птицами и светом.

А солнце – золотое колесо –

Помчит меня за уходящим летом.

---
Доброе, солнечное, сентиментальное. Сюжет простой и понятный. Очень правильный баланс между бытовыми трюизмами (про чистый воздух, вкусную воду, добрые слова и проч) и интересными точными и ироничными выражениями. "Подсчётом ям подвеска занята, / с обочин борщевик в поля уходит" - супер! "И убегают в панике года, / и ангелы садятся на колени" - душевно. Спасибо!

8. Душа твоя...

«В моей душе живет нечто непонятное мне самому.»(с)

Душа твоя — любовный водоём,

где водомерок  дерзкое скольженье,

бестыжий рыбий шёпот день за днём

и ночью стрекозиное   круженье...

А где-то там  на самом дне страстей

как будто скрытый за семью замками

томится одержимый  Франкенштейн,

усердно оживляя злую память.

---
Задуманный образ интересный, компактный размер тоже выбран правильно, на мой вкус. Уверенное стихотворение. Только для такого объёма надо бы точнее, тщательнЕЕ (по Жванецкому) подбирать слова, не оставляя смысловые пустоты. Аллитерация неплохая, но и здесь максимум не достигнут. Перспективный стих.

9.До морковкина заговенья

          Мы можем спать — и мучиться во сне,

          Мы можем встать — и пустяком терзаться,

          (Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»)

Ты меня никогда не разбудишь –

Сон смотрю про морковки говенье –

Здесь какие-то странные люди

Овощам идут в угощенье...

Что, мои все ужастики вздор?

Просыпаться смотреть на затменье?

Да Луну твою - съел помидор!!!

В этом нет никакого сомненья.

---

Очень сырое упражнение. Интересный замысел - поиграть с цитатами и пословицами, но реализация неубедительная. И технически тоже, кроме рифмы "разбудишь-люди", ничего примечательного.

10.Волчица.

Пролог.

«Ты бросал зажженный факел в здание, а когда оно сгорело,

садишься на развалины и сокрушаешься о нем.»

Мэри Шелли

«Франкенштейн, или Современный Прометей».

Огонь смывает все грехи…

Твоя любовь была похожа

На вдохновенные стихи,

Что, сокровенны и легки,

Снуют мурашками на коже.

А я, счастливый иль несчастный,

Погрязший в сладостных мечтах,

Не замечал в девице страстной,

Ни цвет ногтей кроваво-красный,

Ни вкус полыни на губах.

Лишь полуночное светило

Огни заката гнало прочь,

Звала неведомая сила.

Ты незаметно уходила

Волчицей в пасмурную ночь.

И возвращалась утром ранним,

Едва забрезжит солнца свет.

Я часто видел, как в дурмане,

Скользящий в утреннем тумане

Твой обнажённый силуэт.

В слепом окошке промелькнула,

Привычно вызвав в сердце жар.

В глазах мелькает жерло дула.

Вмиг серебро перечеркнуло

Мой затянувшийся кошмар.

Уютный дом среди чащобы,

Где я читал тебе стихи,

Где жить с тобой мечтал до гроба -

Кровавая обитель злобы!

…Огонь смывает все грехи.

---
Это отлично! С первого же прочтения однозначно в шорт. Pure gothic.
Всё очень гармонично: форма, лексика, сюжет. И грамматические рифмы ни капли не портят, а скорее наоборот. Респект автору!

11. Дружба детства всех других живее

          Друзья детства, даже когда они не пленяют вас

          исключительными достоинствами, имеют над нашей

          душой власть, какая редко достается друзьям позднейших лет.

          (Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»)

Когда наивность детства на излёте,

поймёте инь и янь - куда вам деться?!

И друга навсегда себе найдёте,

нет, не лелеять пустяки амбиций,

а просто, чтобы с кем-то поделиться

эмоциями раненого сердца.

Прошла влюблённость первая, как будто?!

Судьба всех разбросала не жалея.

Не меркнет связь душевного дебюта -

тогда друг другу поверяли боли

и чувства чистые, не траченные молью.

С ней дружба детства всех других живее.

---

Замечательно выбрана строфика/рифмовка. Мне кажется, что благодаря ей ломается пафос, которого в этих словах много, и вместо нравоучительности появляется сентиментальность и мудрость.

Интересно! Только две строки портят отличное стихотворение:

"Не меркнет связь душевного дебюта" - зачем так неестественно, фраза из репертуара второсортного тамады

"С ней дружба детства всех других живее" - с кем? со связью? с судьбой? с влюблённостью? А сочетание "всех живее" откликается у бывшего советского человека эхом ленинианы.

Прошу Вас, поработайте с этими двумя строками. У меня нет сомнений, что вы найдёте более точные и живые слова и стихотворение обретёт новую силу.

12.Верные секунды

«Свежий воздух и яркое солнце почти всегда восстанавливали в какой-то степени мой душевный покой.»(с)

«Счас-тли-вой фа-зы!» –

звонкая пичуга

затинькала на груше вечерком

и юркнула с попутными лучами,

кивнув для пущей веры хохолком!

Перекрестился робот:

— Чудо,

вижу чудо,

вернее слышал

несколько секунд…»

Колокола сомнений замигали:

— Вернись,

налей ещё разок по нотам

вдруг ставшего понятным языка –

клянусь, по-доброму,

я ученик хороший,

touch-pad сломаю,

чтобы петь с листа!

…свистела вдалеке чужая музыка.

Программы зависали и логи-

стика…

стекали слёзы или копоть

сжимала герцами процессорную грусть –

любовный вирус –

змей по всем канонам –

эмоций яблоками

пожирал "винду"…

---
Ого, как неожиданно! Эти образы я надолго запомню: робот, который крестится, потому что услышал чудо; и "налей ещё языка". Третья строфа мне даже мешает немного, пытается объяснить чудо, в которое я уже поверил.

13.Слёзное

                «Самый ветер нашептывал

                мне что-то утешительное,

                и природа с материнскою

                лаской уговаривала больше не плакать.»

                Мэри Шелли «Франкенштейн»

Если слезами плачут лошади и собаки,

Им страданья смягчают,

их утешают, гладят.

Может быть,  – всё легенды, фантазии, бредни, враки?

Много ль у боли влаги?

Я, словно пёс бездомный, стану скулить без слёз и

ветру подставлю щёки,

не побоюсь пощёчин.

Что-то меня утешит вовремя или поздно

в коконе жгучей ночи:

гибкость плакучей ивы и белизна берёзы,

капли дождя в тумане,

прочее всё, что лечит.

Я не рыдаю больше, я подавляю слёзы.

Кому от этого легче?

---
Ещё одно замечательное стихотворение. Тонкий подход к цитате, не в лоб. Подходящая форма. Эмоциональное интересное содержание. Аллитерация отличная, в первой строфе слышны капающие слёзы, а во второй свист ветра.

14.Всё тебе

                «Пусть бы человек жил со мной

                в согласии и дружбе; тогда вместо

                зла я осыпал бы его всеми благами

                и со слезами благодарил бы только за то,

                что он принимает их.»

                /  Мэри Шелли «Франкенштейн»/

Я выберусь на свет, чтоб не в тени таиться.

Я печку растоплю, я кухню побелю,

заботой окружу, шепну «люблю, люблю»,

в двух вёдрах притащу водицы из криницы.

И всюду тишина и не жужжит пчела,

и не скрипит пила, трамвай не тарахтит.

Каких ты хочешь благ на жизненном пути?

Бетховен и Шопен

пускай во всех

углах

звучат… а Холмс  грустит без дел на Бейкер-стрит.

Убийства лишь у тех – в глуши других планет,

а здесь коварства нет и пистолетов нет,

и множество утех. Вслух каждый говорит

любезные слова с шести часов утра,

чтоб комплемент готов был сотрясти пространство

и наполнял весь мир с завидным постоянством.

И яства на столе,

без примеси

отрав.

---
Отлично! Просто отлично. Мудрость, доброта и лёгкая ирония. А какие внутренние созвучия! Дорогой автор, виртуально жму вам руку и обнимаю.

15.Кружится лето яркой стрекозой...

«Мы можем спать — и мучиться во сне,

Мы можем встать — и пустяком терзаться,

Мы можем тосковать наедине,

Махнуть на все рукою, развлекаться, —

Всего проходит краткая пора,

И все возьмет таинственная чаща;

Сегодня не похоже на вчера,

И лишь Изменчивость непреходяща.»(с)

Кружится лето яркой стрекозой

Перед дождем и сильною грозой,

А белая кувшинка на пруду

Похожа на вечернюю звезду.

На берегу коварная лиса,

Слегка прикрыв раскосые глаза,

Мечтает взять луну как сувенир,

Ведь думает она, что это сыр.

"Мы можем тосковать наедине", -

Лягушки изумрудные на пне

Поют красиво, хоть и мимо нот

И водят с мотыльками хоровод.

---
Милая зарисовка про непреходящую изменчивость. Лиса вполне мультяшная. Если добавить сюжет и немного абсурда, может получиться детское стихотворение.

***
Итак, мой шорт:
2
5
7
10
12
13
14
Всем добра и плодотворного августа!