Френк Брэнгвин... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Офорт: "Пильщики на корабельной верфи".



Фрэнк Уильям Брэнгвин (англ. Frank William Brangwyn; 12 мая 1867, Брюгге — 11 июня 1956, Дитчлинг, Западный Суссекс) — британский художник, колорист и дизайнер.

Фрэнк Брэнгвин обладал универсализмом поистине ренессансного масштаба: он обращался к станковой и монументальной живописи, к технике масляной краски, к темпере и акварели, к офорту и мозаике. Он работал как дизайнер: по его эскизам создавались мебель, ткани, ковры, витражи, изделия из стекла и керамики.
Брэнгвин не получил профессионального художественного образования, однако природный дар рисовальщика и упорство позволили ему достичь необычайно высокого уровня.
Френк Брэнгвин - уроженец Бельгии. Его отец, архитектор, содержал в Брюгге
мастерскую по реставрации ковров и вышивок. Ребёнка окружала атмосфера ста-
минных вещей и восточной экзотики.
Когда Брэнгвину было восемь лет, семья переехала в Лондон. Здесь он учился
в художественном училище при Южном Кенсингтонском музее, а затем в течение
трёх лет работал в мастерской Уильяма Морриса, много сделавшего в своё вре-
мя для развития декоративного искусства.
Однако молодость и жажда новых впечатлений естественно приводят его к мысли
о путешествиях. На шхуне "Лора Энн" он сначала огибает Англию, а затем от-
правляется в страны Востока.
После его первой выставки в Королевской Академии в 1885 году за Бренгвином установилась репутация художника энергичного темперамента, пишущего морские пейзажи и восточные сцены.
Впечатления Востока и художественная атмосфера детства определили колорит его живописи - яркий, сочный, пылающий всеми красками восточной палитры.
Картины принесли художнику известность в Англии и на континенте, однако его индивидуальность лучше всего выражена в графике, и в частности в офорте. Именно графика выдвинула его в первые ряды художников начала века.
На протяжении XIX столетия офорт пользовался большой популярностью в Англии.
Эскизная лёгкость рисунка, возможность световых эффектов, богатство градаций
при переходе от чёрного к белому побуждали многих живописцев обращаться к
этой технике.
Как правило, офорты представляли собой небольшие изысканные листы, тщательно
хранившиеся  папках коллекционеров. Офорт был искусством камерным, предназна-
чёрным небольшому количеству знатоков и любителей.
Брэнгвин  наделил офорт качествами монументального искусства. Он видел его на стене дома, он предлагал его массовому зрителю. Одним из первых Брэнгвин стал
пользоваться тоновым пятном и дополнительным нанесением краски на доску,
расширив, таким образом, технические возможности офорта.
В его графике чувствуется темперамент живописца, влюбленного в игру света и
тени, в вибрации воздуха, обобщающего предметы. Брэнгвин занимался офортом с
1900 по 1926 год. За это время он создал более трёхсот произведений.
   Во время Первой мировой войны Брэнгвин создал более 80 плакатов на военную тематику, в 1925—1926 годах занимал пост президента Королевского общества художников Бирмингема.
Его привлекает мир цивилизации, сложные структуры лесов и металлических
сооружений, огромные подъёмные краны. Его интересуют мотивы, где объединена
жизнь старого и современного города, как в офорте "Церковь Санта Мария делла
Салюте", где здание церкви расчерчено сложным переплетением лебедок, якорей
и мачт корабля на переднем плане. В 1906 году этот офорт был показан на между
народной выставке в Милане, где он получил золотую медаль, а его автор - миро-
вую славу гравера.
Успехи Брэнгвина привлекли внимание франко-германского издателя и арт-дилера Зигфрида Бинга, сыгравшего ключевую роль в формировании и распространении стиля модерн. По заказу Бинга Брэнгвин принял участие в оформлении помещения для его легендарной галереи Maison de l'Art Nouveau. Интерьеры и мебель для галереи проектировал архитектор Анри ван де Вельде. Предметы из стекла были созданы в мастерских Эмиля Галле и Луиса Тиффани. Для галереи Бинга Фрэнк Брэнгвин исполнил две созвучные новому стилю настенные росписи — «Музыка» и «Танец». Шесть витражей, выполненных по его эскизам, изготавливаются затем у Тиффани. Навыки работы с декоративно-прикладным искусством, полученные у Уильяма Морриса, Брэнгвин использовал также в дизайне ковров, тканей, посуды и мебели. Брэнгвин никогда не работал с керамикой самостоятельно, однако создавал эскизы для таких компаний, как Royal Doulton.
Хорошо знающий жизнь простого народа, Брэнгвин выделяет в своём творчестве
тему человека-труженика и заставляет звучать её монументально.
Выразительные фигуры пекарей, пильщиков сделаны с натуры, полны свежести и
живого ощущения труда("Пильщики на корабельной верфи"*).
Блестящая техника офорта, мощь рисунка, богатая игра разнообразных оттенков чёрного, смелые контрасты и свободное экспериментирования увлекли по следам
Брэнгвина многих молодых художников начала века.
Брэнгвин - художник необычайно широкого диапазона и неистощимой энергии. Он
оставил около 12000 самых различных произведений искусства. Его монументальная живопись находится сейчас о многих зданиях Лондона. Он писал станковые картины и акварели, создавал витражи и керамику, конструировал мебель, работал во
многих техниках графики.
В 1925 году Брэнгвин подарил Музею изящных искусств в Москве триста графических работ - офортов, литографий, гравюр на дереве - дар восхищения перед русским искусством.



                @