Кулайский шаман

Татьяна Грига
Снова пляшет шаман, его звуки -
То ли стон, то ли крик  - угадай-ка,
И в экстазе как крылья руки,
И в тумане бледном Кулайка*.

Путь далёкий в миры  до небес,
Вдоль по мёртвой реке, всё сбылось,
Жизнь и Смерть раздаёт "детям леса"**
Прочь бегущий Трёхглавый Лось.

Как змея извиваются космы,
Взмах орлиный и лебедя клёкот,
И на бубне - таинственный космос,
И гремящий в подвесках "щёкот"***.

Завершает круг седьмой бубен,
Ты последний, твой тёмный чум
Не отстроен заново будет.
Век дожил "камытырыль кум"****

Их теперь сосчитать по пальцам
В чумах брошенных ветер свищет
Там, где тысячи лет кулайцы
Воздвигали свои городища.

Почернели от старости "мЫраки"*****
Всё труднее к духам пробиться,
Победили шамана иноки,
В мир кедровый забыты границы,

И рыбацкие  сгнили пологи,
Обласок в камышах валяется,
Но по-прежнему археологи
Ищут встречу с тобой, кулаец.


*Кулайка - гора на берегу реки Чаи в Томской области, давшая название (кулайцы) древней культурной общности людей населявшей эти места с 4 века до н.э по 4-5 вв нашей эры.
**Дети леса - селькупы, в переводе на русский язык "селькуп" - лесной человек
***Щёкоты - полые трубочки-подвески, наполненные мелкими камешками, на костюме селькупского шамана.
****Камытырыль кум - "темный чум" - место камлания шамана
*****мЫраки - антропоморфные, зооморфные и орнитоморфные литые фигурки, пришиваемые к верхней части костюма шамана, символизирующие образы духов рода у селькупов.