Славянский пояс. Истоки традиции

Георгий Радуга
Опоясок-оберег
Ольга Завьялова 2 http://www.stihi.ru/2018/04/01/4817
Опоясок-поясок, чудное плетение -
в дар прими его, милок, в Вербно воскресение(на день Рождение).

Ты ходи, мил, с кушачком, и не распоясывай!
Для тебя плела, тайком... Никому не сказывай.

Мой подарочек возьми, ненаглядный (ясно солнышко)дролюшка,
Ночку дай, судьба, взаймы, нагляжуся вволюшку.

Опоясок-оберег - чудное Берегини плетение.
Не забыть тебя вовек, друг мой - заглядение.

Фото Марии Белоцкой плетение пояса на странице Ольги Завьяловой 2.

Славянский пояс: истоки традиции

Славянский пояс традиционно носил несколько функций. Первая очевидна – подпоясанная рубаха (или кафтан) удобнее и эстетичнее. Вторая функция – статусная. В Древней Руси мужчина отличался от мальчика наличием трёх предметов – нож(меч, кинжал, шашка), шапка(шлем, головной убор, очелье) и пояс. Разумеется, эти предметы служили лишь внешними атрибутами, тем не менее, на их основе можно было ясно – кто стоит перед вами, младой отрок или парубок, который уже владеет азами воинского искусства и готов стать неотъемлемой частью рода.

Третья функция славянского пояса – обережная (защитная). Плетение славянских поясов представляло собой чуть ли не сакральный процесс, но глупо думать, что этим занимались исключительно женщины. Вообще, мужчина в славянском обществе потому и занимал позицию «хозяина», он умел выполнять не только сугубо мужскую работу, но также при необходимости мог легко справиться с женскими обязанностями. Мужчина, к примеру, умел отлично готовить, шить и расшивать одежду.

 
Строгих правил относительно плетения славянских поясов до нас не дошло. Поэтому вопрос «как плести славянский пояс?» может иметь лишь один ответ: так, как считаете нужным. В том смысле, что можно использовать любую доступную методику, в том числе – любую современную, которой не существовало в Средние Века. Речь идёт о том, что тип плетения не имеет значения, как минимум – нет никаких исторических свидетельств, которые могли бы утверждать обратное. Однако принципиальное значение имеют узоры на славянских поясах.

Мужской славянский пояс, равно как и женский, включал в себя свастичные узоры самых разных вариаций. Это могла быть и традиционная правосторонняя четырехлучевая свастика. Это могли быть Громовики и Грозовики, Инглии и прочие символы солярного плана. При этом, очевидно, что мужской славянский пояс не мог иметь в своем узоре Валькирию. Просто потому, что у каждого воина должна быть своя реальная Валькирия(Берегиня, Муза, Хранительница). Также мужской славянский пояс не мог включать в себя такие символы как Свадебник, Вайга, Дый и так далее. Чтобы понять, какие знаки не могли стать узорами в таком поясе, достаточно узнать их значение.


Разумеется, обережный славянский пояс, скажем, жреца или волхва кардинально отличался от обычного мужского пояса. Такой пояс мог включать в себя такие символы как Ведаман(ведающий мужчина) и Ведара(ведающий Даром), каковые имели исключительно жреческую семантику. Кроме того, нужно понимать, что оборот «обережный славянский пояс» справедливо отнести к любому поясу, даже без вышивки. Даже обычная веревка, которой можно подпоясаться, олицетворяет волю человека, которую не могут превозмочь различные негативные эманации («злые духи»). Вообще, символ пояса у славян многогранен и его трактовка во многом сходна со средневековым европейским Уроборосом, змеем, глотающим собственный хвост и 8-кой вечности и Анкхом Египта О(точка .) + Т + треугольник.


Кроме того, чтобы сплести славянский пояс, необходимо понимать, какой цели он будет служить. Ведь, скажем так, среднестатистический славянский мужчина имел, как минимум, три пояса. Бытовой – который он носил всегда и везде. Обрядовый – который он одевал во время праздников и обрядов. Воинский – обычно наиболее широкий, массивный, с бляхами, с самоцветами, на котором крепилась перевязь с оружием. Каждый из этих славянских поясов – обережный, но каждый служит своей цели. К примеру, на бытовом логично увидеть Багодар(Богодар, Благодар), на обрядовом – Знич, а на воинском – Громовик(Молненосец-Дорджу).

Использование тех или иных узоров всегда логично и на самом деле очевидно. Славянские пояса, значение которых заключалось в их многофункциональности, могли «разбавляться» символами, обозначающими варну, ремесло, которым занимается человек, его родовые знаки или какие-то локальные символы. Славянский пояс с этой точки зрения сродни европейскому гербу, который зачастую рассказывал о своём владельце очень многое, если не всё.

Если же обращаться к практической стороне вопроса, то чтобы сплести славянский пояс (мужской или женский – не имеет значения), достаточно захотеть этого и потратить немного времени на изучение славянской свастичной символики. И очень скоро все вопросы отпадут сами собой. А тип плетения, как уже отмечалось, не имеет значения, главное Хотеть и Познавать.