Меланхоличный рыцарь Алистер Кроули

Владимир Микушевич
      Поэма Кроули строго церковна и даже канонична. Литургические параллели в ней откровенно подчёркнуты. Чувствуется, что автору такой поэмы предстоит написать пусть гностическую, но всё же католическую (кафолическую) каноническую мессу на православной основе. Вся поэма – вдохновенное сочетание литургического песнопения с уединённой, глубоко личной молитвой:

     Блажен тот, кто страданий не избег,
     И, ноги окровавив, шёл весь век,
     Чтоб измождённое склонить чело,
     О Роза роз, на Твой святой ковчег,
     Пока пришельца кротко и светло
     Сияние Твоё не облекло.

     Но Кроули не был бы Кроули, если бы не смутился от благоговейных стихов, которые сам только что написал. Срезу же после написания поэмы распространяются слухи о том, что её не следует воспринимать всерьёз, что это всего лишь повод для виртуозного стиха. Говорят даже о скрытом кощунстве в поэме, что опровергается, впрочем, самой поэмой. Сам Кроули настаивает на своей роли язычника-волхва, проживающего не одну жизнь и от гимнов языческим божествам переходящего к воспеванию Девы Марии.

     Так или иначе поэма "Благодатная Мария" занимает центральное место в жизни поэта. Жизнь Кроули делится на период, предшествующий написанию поэмы, и на последующий остаток жизни, когда поэтический дар Кроули постепенно угасает и его привлекательность как блестящего денди и мага идёт на убыль. Участь царя-волхва, о которой говорит Рильке в своей поэтической легенде, действительно, повторяется в жизни Кроули. Свои поэтические книги Кроули всегда издавал за свой счёт. И они, вызывая восхищение немногих, оставались нераспроданными. Кроули никогда не умел обращаться с деньгами, и от отцовского наследства, в конце концов, ничего не осталось. С Болескином пришлось расстаться. Кроули пытается основать новую Телемскую обитель на Сицилии, в Чефалу, но его оттуда выдворяют как члена тайного общества, запрещённого при Муссолини. И стареющий Кроули скитается по Европе, утешаясь то развратом, то наркотиками, пока не умирает 1 декабря 1947 г. от сердечной недостаточности, усугублённой, по-видимому, передозировкой героина.
Но поэма его говорит сама за себя. Многогрешная жизнь Кроули оправдана его покаянным обращением к Пречистой Деве:

     Меня, Мария, успокой!
     Твой лик рассеивает страх.
     Меланхоличный рыцарь Твой
     Ждёт милости в Твоих мирах.

     Мария, мой последний вздох
     Прими, как чистый фимиам,
     Чтоб смерть, застав меня врасплох,
     Не затемнила звёздный храм.

Как тут не вспомнить А.С.Пушкина:

     Но Пречистая сердечно
     Заступилась за него
     И впустила в Царство Вечно
     Паладина Своего.