Таинственный портной

Ирина Белявская
 Сентябрь привычно смешивал палитру, лёгкими мазками ваяя образ осени. Березы и клёны нехотя сбрасывали листья. Они уже привыкли к своим эффектным нарядам, мастерски сшитым весной. Всё лето их потрясающим дефиле любовались горожане. Теперь их яркие платья порядком поизносились, изумрудный цвет поблек и бесцеремонный ветер окончательно бросил к подножию меланжевым ковром. Придется ждать следующей весны, чтобы сшить новые.

Эта история случилась во времена моего студенчества. В те годы была
обязательна летняя работа на благо государства. Мы, студенты политеха, трудились на консервном заводе, перетаскивая грузы.

После полутора месяцев непосильного труда, у нас с приятелем оказалась в кармане некая сумма денег и мы решили, что ее вполне хватит на модные брюки «клёш» из настоящей шерсти. Говорят, что хорошо одетый человек лучше спит.

Сокурсник посоветовал нам обратиться к известному в определенных кругах портному. То, что его услугами пользовался лишь «узкий круг» мы убедились, долго и безуспешно пытаясь отыскать его дом среди многочисленных еврейских двориков в центре города, словно виноградной лозой обвитых старыми улочками.

Наконец, мы нырнули в тенистый двор, сплошь увешанный сохнущим бельем и домоткаными цветастыми ковриками. Его единственной симпатичной достопримечательностью была шелковица, щедро раскинувшая пышную крону. И тут и там были во множестве рассыпаны дровяные сарайчики. На первый взгляд они ничем не отличались от обветшалых домишек, примостившихся тут же и в беспорядке липнущих друг к другу ласточкиными гнёздами, в которых на самом деле жили люди. Именно в одном из таких домишек мы отыскали Мойшу, - так звали нашего портного. Тщетными оказались усилия извлечь из звонка какой-либо звук и мы забарабанили в дверь, покрытую облупившейся краской.

На настойчивый стук, она со скрипом открылась и на пороге появилась маленькая женщина преклонных лет, простоволосая, в кухонном переднике, с испачканными мукой руками.
«Видимо супруга портного,- подумали мы и попросили позвать его.

Обстановка в квартире была такой же старой, как и все, что мы успели рассмотреть снаружи и только два приземистых окна украшали белоснежные кружевные занавески. Было видно, что они сшиты ловкой женской рукой. На подоконнике стояла кудрявая герань – неизменный спутник кухонного интерьера. Женщина не стала громко звать супруга, а исчезнув в арочном проеме, через минуту появилась вместе с ним.

Мойша оказался колоритной фигурой. Именно таким представляешь себе настоящего портного. Это был лысоватый еврей весомых достоинств, лет шестидесяти. Его безалаберный, немного чудаковатый вид вызывал невольную улыбку. На нем были широкие и почему-то короткие (сапожник без сапог) брюки, и настолько ветхие тапочки, что удивительно было как они вообще держались на ногах. Брюки были схвачены подтяжками, какие носили, наверное, еще до Революции. На рубашке отсутствовали по меньшей мере три пуговицы, придавая нелепый вид ее владельцу. Для полноты образа не хватало только мерной ленты через шею. Его облик напоминал «храброго портняжку» Чарли Чаплина, а необыкновенная подвижность и плутовской вид еще больше добавляли сходства с королем немого кино.
 
Поприветствовав хозяина, мы сказали, что по рекомендации знакомого пришли сшить брюки, если можно, по сходной цене. Мойша сверкнул внимательными бесцветными глазами на двух скромно одетых студентов из-под толстой роговой оправы и молча удалился.

Довольно быстро он вернулся с огромным портретом Карла Маркса, написанным, по-видимому, маслом. Портрет был обрамлен в деревянный багет, покрытый золотистой краской. Он был бы достойным украшением кабинета какого-нибудь чиновника или стены актового зала дворца, а по габаритам - уместен даже на первомайском параде. Сказать, что мы были удивлены мало, мы с приятелем онемели, обескураженные.

Портной открыл рот и вымолвил:

                - Вы, ребята, ошиблись. Я не шью брюк. Я рисую портреты классиков марксизма-ленинизма.

С этими словами он моментально исчез в глубине дома.
Переглянувшись и едва скрывая улыбки, мы покинули обветшалый домишко.


1 мая, 2018 г.      



На фото: И. Пэн. Старый портной.
2-я половина XIX века