о критике и невежестве. об этике и правах

Ксения Никитина Вишня Вечер
нередко сталкиваюсь в последнее время с моментом критики, проявляемой в самой разнообразной форме - развернутые рецензии, синтаксические анализы, похабные выражения, саркастические картинки, однобокие фразы. читаю, обдумываю. чаще - недоумеваю.

в любой форме взаимодействия с внешним миром человек прежде всего показывает себя самого. свой уровень нравственности, интеллекта, гармонии.
давно известная истина - что внутри, то снаружи.

если у тебя внутри чернь, ты закоптишь небо. если у тебя внутри свет, на этот свет придут люди. тут каждый сам решает, как себя проявить.

следовать за толпой всегда было проще, чем иметь собственное мнение. под формулировкой "мнение" в наши дни почему-то чаще всего встречается неприкрытый эгоизм. но, как говорится, чужая слабость не делает тебя сильнее.

нашедший в себе смелость выйти к этой толпе, обратиться к ней, встав на парапет, часто обречен быть ее изгоем. он знал, на что шел.

человеку всегда легче списать все на обстоятельства, чем посмотреть внутрь - сегодня это создало непоколебимую массовость в отношении искусства.

стремясь принадлежать к "высшей материи", мы втаптываем ее в грязь.

снижаем планки, сужаем двери, ломаем нормы - все бы хорошо, но все хорошо в меру.

и о каком искусстве могут говорить люди, таящие в себе столько бесчувственности?

тонкая грань между высокоразвитым индивидом и абсолютным невеждой - это две стороны одного абсолюта.

первый часто настолько одинок в своем отличии от толпы, что бросается под ноги близстоящему, второй, будучи опустошенным, и не зная, куда идти, нередко шагает по головам.

дело даже не в этом.

дело в том, что, чтобы судить - действительно судить, оценивать, нужно быть богом. "трудно быть богом", как говорили стругацкие, более того, это крайне ответственно.

в современных условиях рыночной экономики, конкуренции, финансов, постоянной спешки, глобального неведения мы же оказываемся погребенными на дне пирамиды, где, чтобы отбросить навязанное современный миром восприятие, надо обладать недюжинной волей и силой духа.

удивительно, что вместо того, чтобы заниматься духовным самоочищением, люди предпочитают рыться в грязном белье. впрочем, так было всегда.

как у шекспира: "ворона грязью перемажет крылья, никто и не заметит все равно. а лебедь, несмотря на все усилия, отмыть не сможет с белизны пятно".

наши субьективные мнения, которые нередко являются отголосками расколотого сознания, реже бывают проекцией сознания более целостного, мирового.

поэтому всегда, прежде чем судить кого-то, стоит хотя бы попробовать поставить себя на место этого человека, представив, какой эффект произведут ваши слова, и какого эффекта вы хотите добиться.

никто не говорит, что критика - это плохо, напротив. но критика должна быть исключительно конструктивной, иначе она перестает выполнять свою главную роль - подталкивать к улучшению, становясь банальным резонансом вышеупомянутых "отголосков расколотого сознания" о чьи-то чувства, являет собой процесс нередко весьма болезненный.

потому что правду, как говорил марк твен, нужно подавать вежливо и с достоинством, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце.

9 сентября 2015

(с)

Ксения Никитина ВишняВечер