Свободу козлам Марокко!

Любовь Черм
   Сегодня у нас экскурсия в городок Эссувейра. Он находится на берегу океана в 180 км от Марракеша. Регион, по которому лежал наш путь, засушлив, и пейзажи за окном проплывают, наконец-то, африканские, на мой неискушенный взгляд.

   Именно здесь подходящие почвы и климатические условия для произрастания арганового дерева, или "дерева жизни", как называют его марокканцы, так как  аргана дает топливо, строительный материал, масло и лекарства. Это вечнозеленое дерево с красивой раскидистой кроной, высотой до 10 м и продолжительностью жизни 150-200 лет. Дерево свободолюбиво и независимо. Посылает хомо сапиенса подальше, не поддаваясь возделыванию человеком, и произрастает только в диком виде там, где само захочет. Размножается тоже самостоятельно. Тем не менее, аргановые рощи выглядят очень цивильно и привлекательно. Деревья разбросаны редко и живописно. Видимо, каждому дереву нужна определенная  площадь для харчевания (Шариков почему-то вспомнился). После всего услышанного я прямо зауважала это дерево. Этот регион Марокко объявлен ЮНЕСКО биосферным заповедником. Кроме Марокко аргана встречается еще только в Мексике. Но в Мексике (как и в Марокко до французов) не знают, что с этим деревом делать. А искушенные в косметике французы сразу смекнули и открыли марокканцам "золотую жилу". Аргана дает работу 3 миллионам человек. Все деревья пересчитаны, занесены в реестр (их около 2 миллионов).

   Раз в 2 года аргана дает плоды, похожие на оливки, но величиной со сливу. Мякоть плодов горькая, внутри находится 2-3 косточки с оболочкой более твердой, чем у лещины. Из этих косточек и получают аргановое масло. Масло по цене сравнимо с трюфелями, устрицами и черной икрой, так как производство его очень трудоемко, а само масло очень ценно по своим свойствам.  Когда аргана от старости перестает плодоносить, ее древесину используют для строительства или как топливо.

   По дороге, конечно же, встречаем аргану, на которой "развешены" козлята-аргана-вты. Этими фото пестрит интернет. И мы радостно высыпаем на обочину, чтобы увидеть козлиное чудо. Оказывается, не так всё и чудесно. Козлята, хоть и питаются плодами арганы, но не сами вскарабкиваются на дерево, а их туда подсаживают "злые дядьки", которые за мучения козлят собирают с открывших рот туристов деньги за просмотр. Для козлят в развилке сучьев положен хворост "для удобств", а чтобы козлята не сбежали, а вернее, просто не посваливались, их привязывают. Делать это запрещено, но... Так нам поведал эту козлиную историю Юнис.

   Веревок мы не заметили. Но выражение козьих морд было несчастное, и никакие дорогущие плоды с дерева они аристократично не ели. Не до еды бедолагам было - не свалиться бы. Единственный, кто выражал свое "фу" мучителям был черно-белый козел на одной из веток. Он, не переставая, возмущенно блеял, надеясь поднять на восстание остальных покорных козочек. Хотелось встать рядом с ним с плакатом "Свободу козлам Марокко!"

   Дальше у нас остановка в кооперативе по производству арганового масла. В кОО-перативе, как говорит Алексей, работают только женщины. Они очищают от волокон собранные и подсушенные на солнце плоды арганы. Затем вручную разбивают скорлупу косточек камнями и с помощью ручного пресса отжимают масло.
   
   На получение 1литра масла идет урожай с 6-7 деревьев, и на его производство уходит полтора дня. Для кулинарного масла косточки слегка обжаривают. По вкусу оно напоминает тыквенное масло с ярко-выраженным ореховым привкусом. Для косметических и лекарственных целей используют "зеленый отжим". Масло хорошо увлажняет кожу, оказывает омолаживающий эффект, защищает от УФО, укрепляет ногти и волосы. В медицине на основе масла приготавливают препараты от многих болезней. Вот такое чудо природы. Весь товар сертифицирован.

   Так как я вчера уже купила масло и даже с утра уже намазюкалась им, то местный магазин проигнорировала, а погуляла по окрестностям кОО-ператива.

   При подъезде к Эссувейре делаем остановку на смотровой площадке. Вон она там на горизонте, на берегу океана. Тут тоже тусуются предприимчивые берберы со своими верблюдами. Это не совсем верблюды - у животных только один горб и называются они как-то трудновыговариваемо. Но это и не имеет значения: верблюд - он же и в Африке верблюд.

   Кататься на верблюдах у нас никто не захотел, но и фотографировать их можно только за деньги. Предприниматели за этим зорко следят.

   Один верблюд оказался очень любознательным, незаметно так отделился от суетливой толпы и засунул голову в открытую дверь автобуса.
Петрик с Мариушем сразу засуетились, закричала, замахали руками. И бербер прибежал, бросив бдить за туристами.  Верблюд удивленно посмотрел на всю компанию и величественно-презрительно отошел в сторону.  Хорошо хоть, не плюнул. Интересно, что бы было, если бы он все-таки зашел в автобус?

   Вопрос остался без ответа, и в автобус вместо верблюда на законных основаниях залезли мы, помахали любознательному ручкой и помчались навстречу с пиратским логовом - Эссувейрой.

июль 2018