Когда есть, что вспомнить!

Зелёная Колючка
   Азишская пещера. (Фото из Интернета)

Давно это было.
   Большая страна, дружный народ, уверенность в завтрашнем дне.
   На этот раз Лагерь комсомольского актива было решено организовать на туристической базе в Хаджохе. Побывать в Адыгее, да ещё на зимних каникулах, я даже и не мечтала. Ехать должна была другая девушка, но, по семейным обстоятельствам, она не смогла, и начальником лагеря райком комсомола назначил меня, молоденькую студентку-третьекурсницу. Чтобы не испугалась и не отказалась, мне в помощь определили парня из комитета комсомола нашего универа - здоровяка и балагура, в которого были влюблены все девчонки. Не успела я поверить в своё счастье, как очутилась в поезде, который вёз нашу группу из 32 человек (30 старшеклассников и двое нас - "взрослых") к месту будущей дислокации. Решимости мне придавало то, что вместе с нами была представительница туристического бюро и ещё две группы школьников. Значит, не пропадём.

На вокзал Белореченска мы попали в семь часов утра. Мороз - 10°С! Помещение большое, но неотапливаемое. А автобус за всеми приехал только один!!! Пришлось ждать, мёрзнуть. И настроение начинало потихоньку портиться. Вторым заходом водитель забрал всех остальных, в нарушение всех норм и правил, поскольку оказался человеком сердечным.
   И вот - мы у ворот турбазы. Никто даже не подозревал, какие приключения ждут нас впереди!
   Учёбе и отдыху комсомольского актива никто не должен был мешать, поэтому вместо комфортабельных домиков, в которых повезло жить остальным отдыхающим, мы оказались
на отшибе, в самом дальнем углу турбазы, в деревянном бараке с умывальниками в конце коридора и "удобствами" во дворе. Мой помощник сразу предложил разделить обязанности: он занимается хозяйственными вопросами, а вся воспитательная работа - моя. Но мне было не до того, точнее, я на всё была согласна, потому как возникли другие проблемы. На турбазе не было воды, света, еду нам выдали сухпайком на два дня, мороз крепчал, сквозь щели сильно сквозило. Сразу приходили на память слова любимой песни "комсомольцы-добровольцы, мы сильны нашей верною дружбой" и "всё, что есть, испытаем на свете"!
   Но назревающий бунт был сравнительно легко подавлен, потому как все понимали, что на наши призывы о помощи 2 января никто не откликнется, тем более к вечеру холодную воду всё же дали, включили электричество. И засыпали мы в своих комнатах (на 4-6 человек) сдвинув железные кровати и тесно прижавшись друг к дружке под одеялами с надеждой, что завтра всё может измениться к лучшему...

Утром выглянуло солнце, ветер стих, температура повысилась, а чистый, упругий снег хрустел под ногами. Нас ожидала первая экскурсия в Азишскую пещеру. На белый свет мы теперь смотрели совсем другими глазами.
   По дороге поломался автобус. Нам было предложено вернуться обратно на турбазу, пока ещё отъехали недалеко. Но замечательная, безветренная погода, огромные снежные завалы вдоль идеально вычищенной дороги сквозь лесок, придали нам решимости двигаться только вперёд! Вскоре автобус нас догнал, но на следующем подъёме вновь заглох, и пришлось опять идти пешком. Потом мы свернули с дороги, следуя указателю, прямо в лес, и по широкой тропе устремились к Пещере!
   Ура! Мы дошли!
   Вход в пещеру преграждала массивная цепь с табличкой "НЕТ СВЕТА"!
Пройдя столько километров, такого развития событий никто не ожидал. И поднялся страшный вой, от которого вздрогнули бы и бывалые охотники. Вот тогда-то и пошёл в наступление мой помощник! До сих пор загадка, как Володьке удалось уломать смотрителя, но вскоре цепь была снята, табличка исчезла, и появились керосиновые лампы. При их тусклом свете мы спустились в пещеру. Думаю, что никому так не везло до нас и после нас. Но это было чудо! Железная лестница вела вниз, к протекающей по дну пещеры, речушке с холодной и чистейшей водой. Мы пили её из алюминиевых кружек. Впереди были сталактиты и сталагмиты, которые казались в полумраке пещеры огромными великанами. Но были и совсем ещё маленькие - от них ребята пытались отломить кончики на память, прикрывая друг друга от зоркого ока смотрителя и не обращая внимания на все мои запреты и уговоры.
   Это было необыкновенное и незабываемое приключение!

На следующий день нас ожидала поездка на местную фабрику, где изготавливали сувениры. Потом была экскурсия на водопады, конный поход, лыжная прогулка, песни под гитару у костра и многое другое. Всего 7 счастливых и весёлых дней.
   Отдых получился на славу! А вот учёбу комсомольского актива пришлось отложить до лучших времён. Сами понимаете - ни до лекций, ни до диспутов! Но узнав про наши приключения, в райкоме комсомола решили нам это простить, а очередных комсомольцев-активистов отправить на отдых и учёбу в загородный лагерь, поближе к дому.
   Из этой замечательной поездки я привезла фото (я верхом на лошади), маленький кусочек сталактита (подарок одного из пацанов) и вот эти воспоминания!

СПАСИБО ВСЕМ, КТО СМОГ ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА!