Бес, демон- тайны образа...

Таня 5
Бес (праслав) — зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближаясь и смешиваясь с поверьями о чёрте, дьявол, сатане. В религиозных верованиях «вселением бесов» могут объясняться различные пороки и болезни, в частности, «бешенство».

Слово, писавшееся в дореформенной орфографии как «бiсъ», родственно укр. бiс, болг. бесъ;т, серб. б— «ярость», словен.  — «злой дух», чеш. bes, польск. bies. Родственно лит. bais; — «страх», baiss — «отвратительный, мерзкий, ужасный», лат. foedus — «мерзкий», греч.  — «обезьяна». Возможно восходит к лит. baidti — «пугать» и рус. «бояться».
Бес: ярость, гнев, страх, мерзкий, отвратительный.( качества которые думается, знакомы многим из нас.)
В славянской* дуалистической мифологии( следует подчеркнуть это понятие- дуальность, это постоянное соизмерение: инь и янь- света и тьмы, добра и зла, Такое мировоззрение создаёт мышление, включающее кармические узлы) бесы были олицетворением темноты( Духовной, отсутствие знаний божественных) и холода( Огня духовного в сердце)», тоесть они являли отрицательную сторону дуальности.
Следует заметить, что впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати»,( именно в христианском писании) в XII века и в других летописях, как обзывание всех языческих божеств и духов, в частности Велеса, то есть было синонимом слова демон. Слово бес взаимозаменяемо с понятиями: чёрт и дьявол.
Позднее в образе беса были явлены, с  позиции дуальности боги древней Руси, в том числе - Велес: бог мудрости, хранитель " Вещего леса".
Бог-мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства, сын коровы Земун. По легенде Велес был единственным богом из всех Ясуней и Дасуней, который в равной степени познал как силы Света, так и силы Тьмы. Именно поэтому Велесу нет равных во владении тайными знаниями, благодаря которым этот бог способен подчинять себе стихии и изменять законы мироздания. Считается, что Велес подарил миру движение, тогда как до него мир был абсолютно статичен.

Легенда, повествующая о рождении Велеса, гласит, что однажды Лада, богиня любви и жена Сварога, выловила в Сметанном озере, которое располагается в небесном саду Ирии, волшебную щуку( царица, богиня- хранительница Нави: воды, информационного поля ). Лада приготовила щуку и съела ее, а кости бросила в поле. Вскоре небесная корова Земун, прогуливаясь по полю, натолкнулась на кости волшебной щуки( информация гармоничная, прошедшая в лад) и съела их. После этого по велению Рода у Земун родилось странное создание, напоминающее в равной степени и человека, и медведя, и даже немного быка. Вскоре оказалось, что это создание, нареченное Велесом, способно менять обличия и подчинять себе законы природы.

Мудрый, как Вселенная( Сын ), и могучий, как жизнь и смерть вместе взятые, Велес бог почитался славянами особо. Велес бог плодородия, богатства и семейного хозяйства. Некоторые авторы по ошибке называют Велеса «скотьим богом», хотя это не так. Дело в том, что по одной из легенд, когда на Явий мир на несколько веков легла тьма, люди растеряли весь свой скот. Тогда Велес бог подарил жителям Яви огонь( Духовный Огонь любви- кристалл Чинтамани) и помог найти потерявшиеся стада( аллегория коров, лошадей: божественный луч мудрости. Вспомним о Персее, подарившем Огонь Духовного тепла и любви людям.Кстати, за этот свой поступок Велес был нелюбим остальными Ирийскими богами.
Именно коров пас Велес( корова: Го- божественный луч) и играл Велес на Гуслях.Здесь стоит напомнить о маленьком пастушка Кришне( Кришени), играющим на свирели.

Явив ключи к чтению пророческих и духовных текстов, можно многое узрить.
Сливки( сметана)- мудрость.
Молоко- знания, информация.
Земун- звезда, корова, Го: дающая молоко( информацию) Мать Го( корова Зимун рождает Дитя Велеса)
Медведь: мёд Вед;
Мёд есть обретенная золотая( цельная) мудрость.
Веды- мудрость.
Медведь: ведающий мудрость.
Бык- являет образ божественного луча, о плод ответы благо мудростью.
Тур- есть бык, тур: щит( армянский, язык)Щит- защита в мудрости.Тоесть Велес- тот кто являет, ведает мудрость. Тем самым даруя через мудрость оберег- щит.
ВеЛес: Вещий Лес( хроники Акаши) лес( ступени, лестница мудрости ..)
С древних веков мудрые предки сохранили для нас знания, что именно Навь- являет собой ячейки с информацией, и силу для реализации информации. Намерение( Воля),и  Мыслеобраз, в любви Огня духовного потенциала, озаряют ячейку Нави. А,
Та - творит реальность, явный мир.
Именно движение образов Души( духа и Души), Нави озарённой в любви Духовным потенциалом творения, есть -бог.
Бог - есть лучи Света и Звука, рождающие явленный мир.

"Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.
— Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — С. 442—445"

В церковнославянских и синодальном переводах Библии этим словом переведено греч.- демон.

        Позволим себе взглянуть на образ понятия - Демон( бес, чёрт).

"Демон (ст;слав. демонъ от др.-греч.  — даймон, «дух, божество»— собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение, и бывающих как хорошими, так и плохими.
Неправда ли интересно?
У древних греков существовало философское понятие Даймоний. Сократ и его последователи — Платон, стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, совесть. В римской мифологии им соответствует гений,  в христианстве — ангел-хранитель."

Так , выходит внутренний голос( Логос) есть:  дух - бог, опустившейся в материю( тело). Рассмотрим далее этот образ, продолжая рассуждать.
"В ранней античности различие между терминами «даймон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь даймонов исключительно с силами зла или добра.( наше с вами сознание,являет обе грани целого: тьму и свет. И владея мыслью и разумом, мы вправе выбирать путь: к свету или во тьму. Именно мы - пожинаем "плоды" своего выбора, что и являет момент познания себя, через явленую реальность.Так наша Душа( Дух и Душа: сознание) обретает мудрость.
" Считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро."

"В диалоге «Послезаконие» (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью»."

Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов.



Ведая, что бог -дин , но многопроявлен, являет множество лучей( богов), творящих реальность. Зная так же ,что Боги( Лучи) являют собой вибрации различного ритма.И то,что  каждый бог - связан вибрацией с нашими эмоциями, вызванными  нашим мышлением. Поэтому какого" волка кормом, тот и побеждает". Каковы мысли и эммоции, таковы внутренние вибрации. Такой лик бога ( Луча) в нас.
Именно лунные боги- боги мудрости и знаний. Они являют материальный мир. Бог един , как материя и дух.
Можно сказать, что именно благодаря уплотнению материи, возможно совершенствование и развитие Духа. Именно их взаимодействие, основанное на Любви- рождает Сына: Вселенную - саму явленную жизнь.
Мы с вами должны понимать. Что прежде чем родить, что- то являя это в мир. Мы должны обрести мудрость, информацию. Вспышка мыслеобраза, в ячейке информационного поля Нави- явит реальность.

     В целом можно выделить несколько основных групп Демонов( бесов):

Гении — демоны- хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора  вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф и дриад, хранители дворцов древних культур, наподобие шеду.
Не привязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов, гномов, эльфов, русалок, сатиров, чертей, суккубов и т. п.
Архонты — демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены деканы.



                Сократ о Демоне:


Но интересно, что, например, знаменитый Сократ словом «даймоний» называл свой таинственный внутренний голос, который повелевал ему воздерживаться от неправильных поступков, например, удерживал его от занятий политикой. Вот что он, например, рассказывает о себе в «Апологии Сократа»: «Мне бывает какое-то чудесное божественное знамение … Началось у меня это с детства: вдруг – какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и не допускает меня заниматься государственными делами. И кажется, прекрасно делает, что не допускает. Будьте уверены, о мужи афиняне, что если бы я попробовал заниматься государственными делами, то уже давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам. И вы на меня не сердитесь, если я вам скажу правду: нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве."


Образ и понятие: чёрт, появился совсем недавно.

Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831) А. С. Пушкина, «Шабарша» и «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, это «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и т. д. Он предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалку. Так сказать : учит нас.