Птица Феникс

Таня 5
Птица Феникс известна по многим сказкам, былинам, легендам. Существовала ли она на самом деле или это просто иносказательный образ, который никакого отношения не имеет к орнитологии?
 
Феникс, Фо’йник — греч. < греч. слово, обозначающее огненно-красный цвет / совпадающее с греч. названием пальмы — дерева солнца /лат. phoenix/
Приобщенность к космическим сферам и знание о сроке собственной кончины сближает Феникса с лебедем. Прослеживается также связь Феникса с образом огороженного места и райского сада; во всех вариантах последнего Феникс связан с розой.(Роза-зара-заря-рассвет)
Феникс — это священная птица из Гелиополиса, древнеегипетского «города солнца». Феникс служил символом солнца, заходящего вечером и снова появляющегося утром, и вечной жизни души, покидающей тело после смерти.

Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок (Ф.Вольф). В разных странах феникс был известен под разными именами. В Аравии его называли «анка», в Персии – «симург», в Индии – «гаруда».

В бестиариях, средневековых книгах легенда о фениксе символизирует воскрешение Христа.


                Птица из мифа

Феникс присутствует во многих культурах народов, которые, казалось бы, разделяют не только времена, но и расстояния. Эта птица представляется всегда в красном или золотом оперении, не зря в переводе слово феникс означает пурпурный. 

По преданиям мифическая птица не питается никакими живыми существами, как остальные ее собраться. Она пьет только росу.Она посланник Богов.

Птица связана, в первую очередь, с культом солнца, возрождением новой жизни(Сокол Игорь мифы Египта) и обновлением. В древности она всегда восставала из пепла( тело, кувшин, глина) или сгорала в тот момент, когда рождалась новая жизнь – появлялся птенец. Поэтому Феникс существует только в единичном экземпляре. Сгорание, согласно легендам, происходит следующим образом. Феникс всегда ощущала приближение смерти и в этот момент она свивала гнездо из древесины и смолы, которые под горячим солнцем возгорались, унося с собой жизнь легендарной птицы. А из останков возрождалась новая жизнь.


В «Книге мертвых» (Глава 17) задается вопрос: «Кто он?.. Я великий Феникс из Гелиополя… Кто он? Он — Осирис…», и это практически не оставляет сомнений, кем на самом деле является египетский Феникс.

Феникс также выполняет очень важную функцию: эта космическая птица приносит в Египет из отдаленной волшебной страны, находящейся за пределами земного мира, дающую жизнь эссенцию «нике». Согласно Рандлу Кларку, эта страна «остров огня»… место вечного света за пределами мира, где были рождены боги, где они возрождаются к жизни и откуда они посылаются в мир». Допуская, что феникс имеет отношение к душе Осириса, можно предположить, что место «где были рождены боги и где они возрождаются к жизни», это —Дуат.


В Китае верили, что птица улетает по приближении смерти в пустыню и там поет до последнего момента своей жизни. Те, кто услышит ее песни, не могут оторваться, насколько неповторима мелодия. После того, как последние звуки исполнены, птица бросается в костер и сгорает в нем. Но уже на третий день происходит возрождение Феникса, и он становится еще более сильным и великолепным. ( Процесс Реинкарнации)

Тайная доктрина гласит, что природа этой птицы символизирует жизнь на земле( жизнь самой Вселенной- Сына), когда мир попеременно то разрушается под огненным потопом, то возрождается вновь. Это своеобразный символ человеческой души, которая уходя, возвращается на землю вновь. В древние времена Феникс являл собой символ божественной царской власти.
Согласно китайской мифологии, существуют четыре священных животных, одним из которых является Феникс. Это красное существо воплощает сразу два начала – инь и янь, солнце и красоту окружающего мира, его тонкость и женскую кротость.
Дух и Душа - едины.
Состоит Феникс из разных элементов, которые являются символами окружающего мира, и расцветка его включает пять цветов – пять добродетелей. Появление данного существа связывается с миром на земле, богатством и процветанием, великой мудростью.

В японских сказаниях с Фениксом были связаны такие характеристики, как верность и справедливость, солнечное начало.
Первый человек создал для птицы специальную музыку, которая притягивала ее на землю. С этим героем было связано множество примет. Например, явление птицы во сне беременной женщине означало рождение здорового малыша, которого ждет большое будущее.
Талисман в виде Феникса дарует людям силу в сложных жизненных ситуациях, когда кажется, что уже ничего не сможет помочь. Птица учит человека выходить победителем из любой трудности, самостоятельно преодолевать препятствия и даже предсказывать некоторые события.
Мифическое существо сопровождает каждое сказание. Внешне оно напоминает орла, но оперение у него очень яркое, красочное. Но существует и еще одна категория мифических птиц. Феникса здесь представляет Жар-Птица и Финист Ясный Сокол.

Именно Жар-Птица является прямым прототипом Феникса из мифологических преданий. Эту птицу принято разыскивать главным героям русских сказок, чтобы добыть красивое перо из ее хвоста. Недаром эта птица являлась главной добычей искавших. Она символизировала огонь и исполнение желаний.  Связана она с Фениксом потому, что Жар-Птица заканчивала свою жизнь осенью, а весной снова возрождалась, чтобы радовать людей своим пением и красотой. В отличие от нее, Финист Ясный Сокол засыпал на это время. Он олицетворял счастье и вечную молодость, становясь на ночное время прекрасным молодцем.

Финист Ясный Сокол считается воплощением мужского начала, силы, доблести, смелости. Эти характеристики свойственны двум стихиям – огню и воздуху. Финист считался защитником Руси, справедливым воином, который олицетворяет заветы предков.
Образ молодого мужчины, способного обращаться в сокола, считается заимствованным из западной мифологии, наподобие  чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.

Феникс предстает в образе мифической птицы: у нее клюв петуха, горло ласточки, хвост рыбы, шея змеи, лоб журавля, спина черепахи, а голова утки. Перья у Феникса пяти разных цветов: синие, красные, желтые, белые и черные. Каждый из цветов символизирует одну из людских добродетелей: долг, верность, знание обрядов, пристойность и человеколюбие. Так как происхождение Феникса неотделимо от огня и солнца - Птица Феникс символизирует тепло и богатый урожай.

Феникс – воплощение милосердия и добра. Он не питается насекомыми, его пища – семена бамбука. Пьет Феникс только из чистого родника. По одним легендам птица живет 500 лет, по другим – 1460 или даже 12954 года.

Предвидя свой конец, доживая до преклонного возраста, птица устраивает гнездо из редких трав (алоэ, миро, кофе). Гнездо самовозгорается, и вместе с ним дотла сгорает и Птица Феникс. Спустя некоторое время из пепла появляется создание, похожее на молодую саламандру или змейку. Постепенно вновь родившееся существо вновь превращается в Феникс, возрожденный из пепла ...

По другой версии, Феникс вдыхает ароматы разнотравья, и умирает. Из его семени рождается птенец, который в яйце переносит тело Феникса из Аравии в Илиополь для погребения в храме Ра. Еще одни источники утверждают, что Феникс прилетает в Илиополь сам. Здесь местные жрецы сжигают его в благовониях. Из пепла возникает гусеница, которая затем превращается в птицу.

Выше было сказано, что в нашей, славянской мифологии аналогом Птицы Феникса стали Финист-Ясный Сокол и Жар-птица. На раннехристианских надгробиях также можно заметить картинки Феникса как символ воскресения Иисуса Христа и победы жизни над смертью.

Жар-птица

То, что люди называли по наивности любовью,
То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,
Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу,
Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу.

Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,
Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.
То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,
Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда.

День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская,
Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая.
И меня поймут лишь души, что похожи на меня,
Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

Константин Бальмонт.

                Феникс это:

смерть и возрождение (воскресения) из мертвых, самовосстановление;
огонь, очищение огнем;
Солнце — обычно Феникс рассматривается как солнечный символ, но его трёхдневная смерть наделяется лунной символикой;
воздуха, буря;
божественность царской власти, благородство и единственность — как «огненная птица»;
долговечность, вечная молодость, бессмертие;
цикличность, смена эпох или эонов (частиц «эфира»);
посвящение;
девственность, чистота, самозарождение;
неутомимость;
изменения, перемены; сна, красного камня;
мужество, мужественность, андрогинность — Феникс считается птицей либо только мужского пола, либо двоеполой.
кротость, умеренность, справедливость, надежда — как воплощение «смиренных» добродетелей может противопоставляться орлу.



Согласно Геродоту, египтяне почитали феникса как священную птицу. Сам он не видел птицу и описывает ее по фреске из гелиопольского храма: «Феникс похож на орла с красными и золотыми перьями».

Вот история, изложенная Геродотом: «Молодой феникс прилетает в Египет из Аравии один раз в 500 лет, в когтях он приносит забальзамированное в мирре тело своего предка, которое хоронит в Храме солнца в Гелиополисе.»

Библейский пророк Иезекииль называет феникса царем птиц и восхищается его чудесной песней. Диоген Лаэртий (III век н. э.) упоминает о фениксе, как о единственной птице, которая не нуждается в партнере для рождения потомства.

Первое описание возрождения феникса находится у Плиния Старшего (I век н. э.). Он пишет: «Феникс живет в Аравии 540 лет, а затем умирает в гнезде, источающем аромат. Из костей и костного мозга мертвой птицы появляется маленький червь, из которого вырастает новый феникс. Со времен Плиния мифологические черты феникса остаются практически неизменными: птица живет очень долго, она является людям только незадолго до смерти, после смерти рождается заново и, наконец, феникс — птица солнца.

Сильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия. По Овидию, феникс бессмертная птица, ее жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.

Птица Феникс упоминается еще в двух произведениях: «Анналах» Тацита, римского историка I века н. э., который засвидетельствовал последний прилет Феникса, и на поэтической поэме «Птица Феникс», которая приписывается Лактанцию (III — IV века н. э.мифа.



     В средневековой «Физиологии» повествуется христианский миф о фениксе:

«Божественная птица прилетает в Гелиополис и знаками указывает жрецу, в каком месте следует развести костер. Феникс погружается в огонь и сгорает дотла, но на следующий день из егопраха выползает червь( змий) который еще через день превращается в птенца( Вселенная рожденная) Когда жрец приходит в храм на третий день, он видит взрослую птицу, которая затем улетает в неизвестном направлении.»
 

Описание символа птицы в Древнем Египте дает Рандл Кларк:

«Вообразите жердь, торчащую из вод Аббиса. На ней сидит серый Феникс, предвестник грядущего. Он раскрывает клюв и разрывает тишину первобытной ночи призывом к жизни и началу хода событии, «определяя, что должно быть, а что не должно». Феникс служит воплощением первоначального Логоса( Иисус- Сын-Логос- Голос-рожденная Вселенная), слова, которое служит промежуточным звеном между божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь… В каком-то смысле, когда Феникс издает свой крик, он устанавливает все [календарные] циклы, так что именно он определяет все деления времени, и потому его храм в Гелиополе стал центром определения календарных дат».



                Подарок Прометея.


«Вечность скучна. И если тебе вдруг выпало несчастье быть бессмертным, то, чтобы не умереть от скуки, нужно найти себе занятие достойное вечности.
Моя память простирается в прошлое до того дня, когда атлант Прометей преподнес людям свой великолепный подарок – огонь.
Мне кажется, что на свет я появился именно в тот день. Хотя, наверняка, я существовал и много дольше до этого. Но, видимо, ничего достойного в моем существовании прежде не было, и вот, за ненадобностью, все произошедшее до того дня память моя отбросила прочь.
Да и это уже не важно. Ведь ничего более увлекательного и бессмысленного, чем мое нынешнее занятие, просто не может быть.
Боги послали меня отобрать подарок Прометея у людей, а его самого низвергнули во тьму земли, и обрекли на тяжкие муки.
Да вот только подарок атланта оказался ох уж как непрост. Если бы его можно было просто так отобрать, я думаю, мудрый атлант не стал бы идти против воли богов. Но Прометей знал, что делает. Он подарил людям не просто огонь, он им отдал птицу Феникс. Да только мало кто из людей знает, что огонь – это и есть та самая легендарная птица Феникс. Боги и те долго были в неведении, потому как просто не могли поверить, что древний атлант способен на это. И каждый раз, зажигая огонь, человек дарит жизнь огненной птице. И маленькая искорка, и стоящее до небес всепоглощающее пламя – все это птица Феникс. Она везде и нигде. И поймать ее намного сложнее, чем заполнить бездонную бочку, неся воду решетом.
И все же при всей бессмысленности этого занятия, поймать птицу Феникс вполне возможно. Достаточно лишь оставить в мире один единственный огонь, и тогда птица Феникс будет поймана.
Сказать просто, да сделать совершенно невозможно. Сколько раз я уже гасил огонь во всем мире всеми возможными способами, да только всегда находился хоть самый слабенький огонь свечи, которого было достаточно, чтобы птица Феникс ускользала из моих рук.
И все же я продолжаю свое дело. С упорством и тщательностью, доступным только бессмертным. Я сделал все, чтобы огонь птицы Феникс не возгорался снова. Именно я придумал свет, который не является огнем. Я помог людям создать тепло, у которого можно греться, не разжигая огня. Я научил людей создавать видимость огня, чтобы при этом самого огня не было. И сколь бы ничтожен ни был мой труд, я радуюсь каждой своей маленькой победе, ведь это значит, что я все ближе подбираюсь к неуловимой птице Феникс.

И пусть боги уже давно перестали надеяться, что мне однажды удастся словить птицу Феникс, и сам атлант Прометей смеется надо мной с небес, глядя на бессмысленный мой труд. Пусть, важно совсем не это. Важно совсем другое. Что боги, сами того не ведая, подарили мне то, о чем мечтает любой бессмертный – они нашли мне занятие, достойное самой вечности. Нет занятия более увлекательного и бессмысленного, чем попытка поймать птицу Феникс, и я рад, что именно мне суждено целую вечность охотиться на неуловимую огненную птицу.»

                Цвета в древних учениях:

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах. Индия Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны»
В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии. На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.). Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др. Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider — 1946). Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата).
 Цвет богини любви — белый,
смерти (Кали) — черный и красный,
богини материнства — красный, т.к.

Белый цвет:
Цвет богини любви.
Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность.
Белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод,
Наиболее легкая часть пиши становится мыслью (белый).
Прана- цвет (белый). ( пища в организме распадаясь ,превращается в Прану).