Традиция

Адела Василой
Традиция придумана для того, чтобы меньше думать.

Начатки традиций, как и всё человеческое, надо искать в живой природе. Любые стандарты поведения, закреплённые в геноме того или иного биологического вида, можно условно назвать традициями - они способствуют эффективному общению и взаимопониманию особей вида. Они облегчают принятие решений в привычной среде и в привычных условиях - миллионнолетняя "отладка" генетической программы гарантирует оперативность и безопасность принятия решений в том или ином случае. Часто это не наилучшие решения, но вполне приемлемые, и способствуют выживанию, пока их адекватность условиям среды находится на удовлетворительном уровне. Эффективность подобных генетических программ усиливается в среде общественных животных, учитывая оперативность и слаженность действий сообщества и тот факт, что все члены группы "знают" как надо себя вести,и вдобавок принимают от лидера сигналы о возможных вариантах поведения - в итоге группа ведёт себя, как единый организм.  Излишне говорить, что в силу изменения условий среды эти генетические программы претерпевают изменения, усложняются, включают в себя всё новые и новые элементы, которые гарантируют лучшую выживаемость. Надо ещё добавить, что чем выше находится биологический вид на эволюционной лестнице, тем большую роль играют в его поведении "свежие находки" лидеров, являющиеся результатами их собственного личного опыта и креативности, либо новой удачной мутации. Стая подражает вожаку и учится у него, и новый тип поведения очень быстро распространяется  внутри вида, а впоследствии закрепляется генетически - тем быстрее, что "креативный вожак", счастливый обладатель этой мутации, оставляет гораздо больше потомства, чем рядовые члены группы. Бывают, однако, случаи, когда рядовой член группы интригует остальных необычным поведением, поражая их эффективностью или устрашая - в таких случаях они перенимают у него "находку", если могут, но в любом случае  это нередко приводит к его продвижению по иерархии группы, иногда даже ему удаётся сместить" лидера. Такой случай описывает Джейн Гудолл - одному из низкоранговых членов группы горилл удалось найти пару железок, и он запугал всех остальнх, стуча ими - в результате стая прониклась к нему огромным уважением и  признала его лидером. Единственное, что ему надо было делать, для поддержания авторитета - периодически (или в случае неповиновения) - устраивать "концерты". Дескать, "боги сердятся". Поневоле вспоминаются шаманы первобытных племён - законодатели быта племени и толкователи воли "духов", или современных религиозных лидеров, диктующих своим "прихожанам" правила поведения в быту и запугивая "небесными карами". Очевидно, что если в группе появился "шаман", то "светская власть" лидера-силовика, добившегося власти в "честном бою" с другими сильными самцами, бесспорно дала трещину. Дальнейшее развитие событий возможно по двум сценариям: либо сообразительный и смелый вождь выкрадет/отнимет у "шамана" его "орудия власти" и сам станет шаманом, и тем самым совместит в своём лице светскую и духовную власть, либо он найдёт общий язык с ним и учредит дуальную власть, при которой решения будут приниматься совместно, после ритуала апробации его богами. И только в человеческом обществе стал возможен третий сценарий - отделение церкви от государства.

Но если у животных стандартные шаблоны поведения обладают незначительным багажом приобретенных и апробированных опытом элементов, то у человека это соотношение обратное - разум активно вмешивается в этот процесс  и вносит свои коррективы в поведение конкретного человека в конкретных условиях. Чем более индивид уверен в своих умственных и творческих способностях, тем больше он склонен искать оригинальных решений. Чем более индивид уверен в своих силах и безнаказанности - тем больше он склонен действовать в обход правил/законов, или даже вопреки им, игнорируя и даже бросая вызов интересам остальных членов сообщества. Чем выше индивид находится в иерархии общества, тем больший вред он способен нанести обществу, следуя своим эгоистичеким целям.

Продолжение следует.