Озеро. филологический роман. ч. 18

Попов Владимир Николаевич
        Владимир Попов

        ОЗЕРО

        (филологический роман)

        часть 18            


                ЛОШАДЬ ПОВОРАЧИВАЕТ ЗА УГОЛ

        – Скоро уеду, – сказала Вета, – хочу подарить на память Тихомирову свою картину.
        – Наверное, «Лошадь поворачивает за угол»?
        – А как ты догадался?
        – Она мне нравится больше всех!
        «Эту картину я написала ещё на первом курсе в Училище, на практике: мы с девочками бродили по волжским городкам. По утрам разбредались по городу, а вечером собирались в гостинице и хвалились своими "шедеврами". Мы попали в городок 19 века: церковь с колокольней, пожарная каланча, деревянные домишки с резьбой и площадь с булыжной мостовой.
        Я сделала несколько эскизов: очередь в овощную палатку, трое мужиков возле магазина распивают бутылку – это первый план, а задний – церковь, деревья, небо…
        А городок стоит на холмах и улицы, словно волны, подымаются и опускаются.
        Я подошла к большому мрачному зданию с обомшелым фундаментом, а тут лошадь с телегой заворачивает за угол. Получился такой великолепный изгиб – живописная конструкция! Я поставила этюдник на ноги и набрасываю углем, пока не ушли тени и солнечный пятна. Телега проехала, но я её хорошо запомнила.
        И тут подходят ко мне двое в форме и говорят:
        – Пройдёмте!
        Оказывается, я рисовала угол тюрьмы или чего-то вроде этого. Держали меня два часа: всю обыскали, куда-то звонили, приходили и уходили люди с погонами, то громко, то шёпотом разговаривали, то оставляли меня одну в комнате с решётками. Короче: отобрали рисунки и отпустили.
        Девки потом надо мной хохотали и ещё долго обзывали "преступницей". Вот поэтому так хорошо у меня получилась эта картина…»


                РАЗРУШЕНИЕ «ОЗЁРНОГО БРАТСТВА»

        В начале декабря Вета уехала в Канаду. Перед отъездом она была грустной и молчаливой. Долго бродила по зимнему саду. Подходила к Ивану Егоровичу и прикасалась ладошкой к его лицу, словно стараясь запомнить его навсегда.
        Свой дом она уже продала и последние дни перед отъездом жила у Тихомирова: Иван Егорович звал её «дочка». Все принимали, что больше не увидимся вместе.
        Перед Новым годом я приехал к Тихомирову. Открыл калитку, но колокольчик не зазвенел. В доме была целая куча внучатых племянников из Сыктывкара. Иван Егорович уже не вставал с кровати.
        – Вы бы чаем напоили Владимира Николаевича, – сказал он племянникам.
        Лысый амбал средних лет хмыкнул:
        – Чифир не варим! Есть пивко с воболчкой. Хошь?
        Я попрощался с Иваном Егоровичем и ушёл. Но прежде чем уйти, оглянулся: на стене над кроватью висела картина «Лошадь поворачивает за угол». Иван Егорович поймал мой взгляд, пошарил рукой под подушкой и достал «Ангела вечернего покоя»…


                ОТ АВТОРА

          Мне давно хотелось поговорить
          о моём любимом писателе,
          Иване Алексеевиче Бунине…
          Поговорить было не с кем –
          вот я и придумал собеседников:
          Ивана Егоровича и Елизавету.
         
          Роман не автобиографичен.
          И главный герой-повествователь
          на меня совершенно не похож.
         
          Места действия реальны,
          но и опоэтизированы.
          Второстепенные персонажи списаны
          с промелькнувших в жизни людей.
          Короче: сказка, выдумка, роман…
         
          Я хотел вычеркнуть подзаголовок
           «филологический роман»,
          чтобы не смущать читателя,
          но посмотрел внимательно:
           «Озеро» наполовину состоит из цитат –
          так что подзаголовок вполне оправдан.