Путевые заметки. Тарифа-Гибралтар-Танжер

Любовь Черм
    Остаться бы в Севильи до утра. И не в том тараканьем отеле у чертей на куличках, а в пешей доступности от центра. Пораспутывать клубок улиц Санта Круз, блуждая в них до зажигания фонарей. Прислушаться к чьим-то шагам в узеньком переходе при загадочном переплетении ночных теней. Посидеть в уличном кафе, наслаждаясь звуками, запахами, вкусами города. Посмотреть на шумную толпу, проплывающую мимо столиков, на целующихся влюбленных, на уличных музыкантов. И вдруг в какой-то миг почувствовать тот самый севильянизм города, о котором писал Петр Вайль.

   Но... мечты, мечты... а мы уже едем. Нас ждет паром в Тарифе, а вечером Африка. Алексей закончил тему Испании и начал готовить нас к Марокко.

   А через два часа за окном на поворотах замелькала скала Гибралтар.

   Эта скала - один из геркулесовых столбов. Второй столб на расстоянии 14 км через Гибралтар стоит на африканском берегу на скале Абила. На этих скалах по словам Платона были установлены две статуи на высоких колоннах. В античные времена геркулесовы столбы были краем света, правда, за ними Платон расположил в океане Атлантиду.

   А еще по одной из версий символ доллара - это геркулесовы столбы, пересеченные знаком бесконечности, которая лежит за этими столбами. Красиво. Но интересна и другая версия: испанцы помечали золото, вывозимое из Америки буквой S, то есть Spain. Букву перечеркивали при отплытии из Америки одной чертой, а второй - при прибытии в Испанию. Так круто они контролировали золотооборот.

   В 711 году арабское войско перебралось из Африки в Испанию. От гордости, что они сделали это, и во славу Аллаху статую разрушили вместе с колоннами. Оценив стратегическое положение скалы, арабы построили на ней крепость - свой первый форпост в Европе, откуда совершали набеги на испанские земли. А в 18 веке здесь высадились англичане и практически без боя заняли скалу. Теперь здесь находится английская территория с песчаной косой, городком Гибралтар, скалой Гибралтар и базой НАТО, скрытой в пещерах и тоннелях скалы. И после этого англичане ("борются "за звание дома высокой культуры быта"? (с) выражают нам свое "фи" по поводу Крыма?

   В хвосте автобуса у нас сидели два молодых человека. Один из них, Валерий, во всех пунктах нашего турне придерживался собственной программы. На фоне скалы Гибралтар он по-соседски описал нам прелести английского городка с красной телефонной будкой и красным же автобусом, быстрого получения визы, изумительных видов со скалы на Африку и знакомства со свободно живущими полудикими вороватыми обезьянами на верхотуре. Хвост автобуса возбудился на обезьян и на красный цвет, как бык, и тоже захотел увидеть английскую телефонную будку в ущерб чему-нибудь испанскому из поездки. Но Алексей зарубил наши мечты на корню, как кот Матроскин:

   -("Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас на это нет денег") времени ни сейчас, ни по возвращению из Африки.

   Вот так вот мы получили еще одно разочарование от поездки после недостаточного времени в Севильи - гибралтарские обезьяны не стырили у нас на английской скале сумки с документами. В общем, оставили без драйва.
https://www.youtube.com/watch?v=MLjvYRNbz3U

    Как серпантину не виться, но конец ему нашелся. В Тарифе, небольшом городке, где наш паром уже стоял под парами.

    Прошли паспортный и таможенный контроль. В паспорта нам поставили какой-то штамп Марокко с персонально присвоенным на веки вечные номером для каждого гостя.

   Паром отчалил. Отчего в душе восторг? От того, что я впервые в жизни покидаю Европу? От того, что немного ощущаю себя Колумбом? От того, что это Гибралтар? Тот самый Гибралтар из Античного мира и из школьного учебника истории? Далекий, неизвестный Гибралтар из новостных передач?

   С открытой кормы не хочется уходить. Паром идет вдоль пролива, а мы кидаемся от борта к борту:слева - Европа,а справа - Африка.

   Неужели та холмистая территория в дымке Африка? Африка из "Доктора Айболита"? Помню: мне 5-6 лет. Я болею. Со мной нянчится дедушка. На обед приходит мама с новой книжкой Чуковского и успевает почитать ее мне. И я впервые слышу про Африку...

    А Африка все ближе и ближе. Атлантика остается впереди в туманной дали.
А мы смотрим на приближающийся Танжер.

    Белой, пенной полосы прибоя, от которой произошло название Африки, не видно. Причаливаем в танжерском порту и после прохождения границы (все по-серьезному, по-взрослому), оцифрованные, вступаем на африканский материк и.... ничего африканского не чувствуем. Потянула носом воздух. Такой же, как был в Испании. Африканская жара? Нет жары. Даже прохладно. Но все равно улыбаемся:

Ах, здравствуйте реки вот такой ширины,
А здравствуйте горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!

   Никакие попугаи с крокодилами на пирсе нас не встречали, но зато встречал местный гид-сопровождающий Юнис в национальной одежде (джелябе) и обуви (бабушах). По-русски Юнис, что называется, ни бэ-ни мэ. Его переводил Алексей. Пока наш автобус досматривали, Юнис с Алексеем, чтобы не терять время, раздали нам ключи от номеров.

   Отель стоял на набережной недалеко от порта. Город порадовал чистыми фасадами домов со сдержанными вывесками магазинов.

   Отель тоже оказался неплохим. Но когда зашли в номер, я вскрикнула, напугав Иру. Некто, шурша крыльями, пролетел над моей головой и скрылся за решеткой вентиляции. Что? Летающие кукарачи? И здесь? Но у страха глаза велики. Этот некто, попривыкнув к нам и к свету, вылетел из-за решетки и оказался большущим мотыльком, которого Ира успешно выгнала на балкон.

   Ну, здравствуй, Африка!

июль 2018