Между весной и летом

Владимир Фомин 3
            Из цикла «Наследие предков»

У нас от севера до юга
Немало верст, и не дойти.
Пока на Белом море вьюга,
На Черном – уж садам цвести.
Хоть празднеств меж весной и летом
Немало отмечала Русь,
На дни конкретные, при этом,
Я их расставить не берусь.
И в Белогорье, и в Рязани
Все отмечалось в свой черед.
Но Мать-Природу не обманешь,
Когда с погодой повезет,
Тогда и праздники гуляли,
Кутили и пускались в пляс.
Но об одном не забывали,
Что делу – срок, потехе – час.
Еще у наших предков были
Другие года времена.
Сезон считали по Яриле,
Но не как мы: зима, весна,
Там – лето, а за ним и осень,
И вновь зима замкнула круг.
Но вот сезоны, если спросим,
Сменяют ли друг друга вдруг?
Конечно нет, есть межсезонья,
Когда один сезон устал,
Другой – как бы еще спросонья,
На ноги накрепко не встал.
Сдается мне, что в древнем мире,
О чем забыли мы потом,
Сезонов было не четыре,
А больше. Вот еще симптом.
Существовал у наших предков
Определенный ритуал.
Проблемы сыпались нередко.
С чего наш предок начинал?
Всегда любые измененья
В природе, важные дела
Он начинал с поминовенья
Усопших предков, чтоб была
Надежда на благословенье,
Ну и удачу вместе с ней.
Так вот, я сделал наблюденье:
Единых поминальных дней
В дохристианском древнем мире,
Так чтимых древними людьми,
Существовало не четыре,
А от пяти и до восьми.
Сезону меж весной и летом
Давал начало Навий день*,
Когда могли бродить по свету
Усопших духи, им не лень
Вред было сделать без причины.
Чтоб защитить себя от них,
Скрывали лица под личины.
А в память умерших родных
Всем угощенья раздавали,
Пускали подойти к огню,
Скорлупки в воду опускали,
Чтобы к Русальему-то дню
Они, как весточка от близких,
К усопшим предкам по реке
Приплыли бы. А нынче – списки
Подай, держа свечу в руке.
Затем был день богини Лели**,
Когда водили хоровод,
Дары несли, плясали, пели,
Чтоб урожай был в новый год.
Дарили яйца расписные,
Как символ Солнца и весны.
Старались так, чтоб все родные
Им были бы одарены
И про запас бы яйца были
Для Живы вечно молодой,
Даждьбогу, вешнему Яриле,
Что будут следом чередой.
За Лельником – Ярило вешний*** –
Расцвет природы половой,
Не аморальный, вечно грешный,
А обязательный, живой
Толчок для смены поколений,
Подразделенье естества,
Одно из тех простых явлений
Природы, что всегда права.
Ярило росы выпускает –
Знак обновленья молодой.
А люди ту росу считают
Из века в век живой водой.
Затем шла Родоница. Знают
И христиане этот день,
Когда усопших поминают,
Придя то на погост, то в тень
Родителей родного дома,
Несли блины, кутью, кисель
И яйца, в общем все едомо
С времен старинных и до сель.
К полуночи же собирали
На горке хворост для костра
И Живы**** день потом встречали
От полунОчи до утра.
Что характерно, праздник Живы
Был чтим не только у славян,
Хотя, везде свои мотивы:
Лейлят-аль-Кадр – у мусульман,
Белтейн у кельтов – праздник чистый,
Когда гуляли сообща,
И даже, помню, коммунисты
Его не стали запрещать,
А лишь подправили названье:
«День мая, мира и труда».
Но вот, народные гулянья
Не подевались никуда.
А россказни про ведьм, про шабаш
Придуманы, что говорить,
Совсем не просто так, а дабы
Отдельных женщин усмирить.
Вот минет времени немного,
Идет по миру май румян
И наступает день Даждьбога***** –
Пра-прародителя славян.
Он, отказавшись от Марены,
Дочь Лады – Живу в жены взял.
Крестьянин в этот день степенно
Проводит в поле ритуал
Посева, выгона скотины.
Кто начинает строить дом,
Для беспокойства нет причины,
Даждьбога помощь в деле том.
На Макошье******, кто чтил природу,
С утра до ночи отдыхал,
Ни поля и ни огорода
Сохой ли, плугом не пахал,
А выходил во чисто поле
С дарами: пивом и вином,
Выспрашивали у юдоли,
Как в мире дальше жить, о том,
Что у родителей обычно
Обычно вопрошаем. Но,
Как это было поэтично,
Как это было все давно!
Ну вот. Уж солнышком согрета
Обильно мать сыра земля,
Вольготно, на пороге лето,
Засеяны кругом поля,
Во всю сажают огороды.
И настроенья через край,
Поскольку, молодые всходы
Вещают знатный урожай.

* В этот славянский праздник выходят на Явью сторону  неусопшие, неупокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять надевают личины для защиты себя от них.
** В этот удивительный праздник и еще долго после него славили Лелю, богиню весны, молодости и помощницу в получении будущего урожая.
*** В этот день производится символическое оплодотворение – Отмыкание Ярилой Земли.
**** Жива – это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через животворящий огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока.
***** В этот день славят Даждьбога, прародителя славян, Бога Плодородия. Люди выходят в поле и производят первые ритуальные засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же – приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая.
****** Это день почитания Мать-сырой-Земли и ее покровителей – Макоши и Велеса. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы – ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками.