Орнаменты трав повсюду

Нонна Пряничек
Тема травничества - если только прикоснуться к ней, сразу захватывает! - может и статью тематическую нашептать, например такую:
Орнаменты трав повсюду
     Даже в праздничных салютах и фейерверках люди повторяют формы волшебных цветов, и конечно именно растительные орнаменты встречаются на бытовых изделиях, на тканях, в мозаике, витражах, предметах искусства. Почему? А ведь без растений человек и жить-то не сможет!
     Растения дают человеку: в материальной сфере - кислород, пищу, одежду, жилище, лекарства, краски; а нематериально - примеры красоты, вдохновения, необыкновенной силы к жизни, адаптивности к внешним условиям.
     В этой статье собрано несколько точек зрения на травы и травничество, она – своеобразный гимн царству флоры и тем людям, которые хранят, открывают заново, исследуют, развивают, передают знания о растениях и их применении в различных аспектах человеческой жизнедеятельности.
Ребёнок родился!
Ребёнок родился! В его окружении полагаются обережные травы, для молодой мамочки – травы восстанавливающие, вдохновляющие, травы-помощники по уходу за ребёнком. Если даже «простой» свежий капустный лист приложить на пять минут к груди после кормления, и к животу, – уходит усталость, появляются дополнительные бодрость и лёгкость. А сколько существует рецептов по травяным ванночкам, настоям, притиркам, пищевым добавкам – и не счесть, практически на все случаи жизни.
И дальше – в деревне больше, в городе меньше, - человека окружает мир растений. Ушло то время, когда каждая травинка-былинка почиталась священной, но остались его отголоски и потрясающие научные исследования о том, что растения лучше растут, например, слушая музыку Моцарта, или, когда человек, за ними ухаживающий, произносит добрые слова.
Дикие травы – самые сильные. С людьми, знающими силы трав, всегда советовались о многих жизненных событиях и обстоятельствах; первичное знание трав было обязательным для женщин – в помощь ведения семейного хозяйства, для мужчин – в ратном деле и дальних путешествиях.
Для врачей, докторов прошлых времён знание растений и умение приготовить снадобья из них  - были первоочерёдны; более половины лекарственных средств изготовлялись только из растений, остальные – из животных компонентов и минералов.
Может быть, травники отличаются чем-то от остальных людей?
- Ещё как отличаются! – Они знают, как собирать цветы папоротника! – Они растения собирают, только помолившись и надев чистую одежду – Ой, как у них нюх, память и наблюдательность развиты, - все цветы, травы могут определить, знают, где какие растут. - Они долгожители, знают секреты молодости. – Они бережно очень с растениями обращаются. – Чудесные, смешные и грустные истории про травы могут рассказать. – И чародеями, и кудесниками, и знахарями их раньше называли.
А между тем, есть отдельно, травники-собиратели и травники-целители. Любой садовод или любитель домашних растений – уже приобщён частично к травничеству; своими секретами травничества владеют современные кондитеры, повара, мастера чайного дела, косметологи, массажисты, банщики, художники, флористы, туристы, военные, космонавты!..
- И апостол Лука был врачом-травником!
- Да и монахи во  многих странах прекрасные аптекарские  огороды держали.
И в России всего какую-то сотню лет назад в каждом поместье круглогодичные оранжереи процветали. Да и сейчас – у каждого второго на садовом участке и теплицы, и лекарственные растения специально выращивают.
Редкая всё же профессия это, травник. А может, и не профессия это, а больше – образ жизни? Потомственными травниками иногда становятся. Иногда - классическое образование получают врачей-фитотерапевтов. А больше всего, люди, как почувствуют тягу к травознанию,  сознательно и со всей определённостью, где только могут – знания о растениях собирать начинают, любимые травы у них в особенном почёте, в экспедиции ездят, свои коллекции растений создают, с другими травниками знаниями обмениваются… Так хобби может перерасти в глобальную увлечённость, а со временем и увеличением практики – и в профессию.
Особенности терминологии
В разных местностях одни и те же растения носят различные названия. Конечно, травник будет изучать все, - иногда в названиях и лечебное свойство сразу услышать можно: зверобой, девясил. А иногда и потребителю хорошо о разных названиях быть осведомлённым. Есть на прилавках эко-магазинов вкусный ароматный тонизирующий чай с таинственным названием саган-дайля. Благодаря тому, что автор была в горах, и знает, что подручные листья рододендрона альпинисты-туристы добавляют себе в чай для активности и тонуса, при покупке чая произошло безошибочное узнавание, что саган-дайля – это дикие рододендроны!
А ещё при изучении трав придут новые термины: «фармакогнозия» – классическая система определения растений, их заготовки и сушки.
Покупочки
В Дивеево впервые закупила в качестве сувениров подушки с ароматным разнотравьем. Как они всем понравились! И спровоцировали посмотреть, как сделать подобные подушечки самим. Оказывается, для подушек нужны травы, держащие форму (пух иван-чая, вереск, солома) и сами ароматные травы (из самых доступных: чабрец, мята, мелисса, роза, шиповник.) А ещё я услышала рассказ от давнего путешественника на целину, что студенты с собой брали отдельные большие мешки, в них накашивали себе трав, подсушив их, заправляли в мешок, - и получали ароматнейший и полезный… матрас!)
Монетку, конфетку, печенье
«В знак благодарности туда, где росла вербена, зарывали в землю соты с мёдом». Ну да, и сейчас похожее практикуется. Лесным духам оставляют подношения не только травники, но и поисковики, охотники за фотосюжетами, да и просто любители лесных прогулок.
Да, кстати, а откуда на московских ландшафтных площадках, украшающих город, появились в последние годы эффектные дикоросы? Чья это идея изначально?
Откуда в городской ландшафтной архитектуре появились дикие травы?
В Великобритании, которая часто выступает законодателем мод в садовом искусстве, и только через десяток лет – в Москве! В 1985 году британский садовод Крис Бейнс предложил идею природных садов, позже написал книгу-бестселлер «Как сделать природный сад» и представил первый в мире сад дикой природы на выставке цветов в Челси. Само собой, что эти травы выполняют основную эстетическую функцию, и ни о каких дополнительных – пищевых или лечебных свойствах городских растений, речи пока что идти не может. Но кто знает, вдруг и большие города когда-нибудь смогут стать образцами экологичности?
Чем лучше экологическая обстановка в местности, где собирают травы, тем сильнее и длительнее желаемые эффекты от собранных трав. Поэтому все травники все же предпочитают уезжать за черту города, и подальше.
Город спасается мечтами о травах
Веяния времени – психологи советуют горожанам мысленные прогулки по прекрасным садам, лесам, ландшафтам. Можно представить себя и любимым растением, и садовником. Можно мысленно прорастить из косточки целое дерево! Скоро, наверное, появятся специальные медитации «представь себя травником». А может, они и всегда были – для развития образности, чутья, быстроты реакций – травникам очень хорошо уметь крепко держать намерение, цель; запоминать рецептуры; хорошо представил образно – значит, хорошо запомнил!
«Будь как цветок!»
Мотив цветка можно встретить не только в статических медитациях, а даже в единоборствах. Проведение приёма – раскрылся бутон; готовность к следующей схватке – новое растение появилось, снова бутон. Красиво! Так и любое действие можно соотнести с началом затеи – зёрнышком, развитием – вплоть до прекрасных цветов и полезных плодов.
Цветы питают радостью человека, служат ему, даже, бывает, исполняют его желания.
Цветик-семицветик
Прототип цветика-семицветика в сказке Валентина Катаева - огненный цветущий папоротник, да и аленький цветочек русских сказок тоже рядом.
В контексте травничества, кто владеет мастерством-цветком волшебным, и желания свои должен уметь правильно загадывать, и ответственность на том высокая.
Например, захотели энтузиасты новый школьный музей о растениях создать, - и появился в Москве, в Южном Бутово, на улице Адмирала Лазарева, дом 68, корпус 3, в школе № 1492, новый Зимний сад, а заодно и музей с названием «Царство растений»; стали проводиться в нём ботанические экскурсии и олимпиады для сторонних школьников и посетителей.
Но не всем можно, оказывается, о травах рассказывать, - о том повествует писатель
Владимир Солоухин в своём сборнике рассказов «Трава»:
«Александра Михайловна Колоколова, врач, травница и замечательный во всех отношениях человек, однажды, несколько лет тому назад, постучалась в мою комнату, где я жил тогда в доме отдыха в Карачарове. Не успел я моргнуть, как эта на седьмом десятке женщина оказалась передо мной на коленях. Впрочем, не успел я моргнуть второй раз, как она быстро встала с пола и начала говорить:
- Видели? Хотите встану  на колени ещё раз?
- Но помилуйте, Александра  Михайловна! Что с вами?
- Я слышала, вы собираетесь  писать книгу про целебные  травы.
- Это не совсем так. Про целебные травы,  вернее, про  целебные свойства трав я писать  не собираюсь и не могу. Я  же не знахарь, не травник, не  народный лекарь. Я просто хочу  написать…
- А! Значит, и правда, хотите!
- Да что тут плохого?
Александра Михайловна сделала новый порыв опуститься на колени.
- Владимир Алексеевич, дорогой, прошу вас, не пишите про травы.
- Почему?!
- Я читала вашу книгу  про грибы, знаю, как вы пишите. Получается очень наглядно и  убедительно. Не пишите. Хотите ещё  раз на колени встану? Вы не представляете, что будет. Все ринутся  в леса, на луга, на поля. Истребят всё, уничтожат цветы, траву, всякую зелень.
- Кажется, вы преувеличиваете  силу убедительности моих книг. Грибы ведь никто не истребил.
- Грибы собирают испокон  веков. Создалось равновесие. Потом остаётся грибница. Она в земле. За травами пока что охотятся только некоторые знатоки и любители. Многие травы приходится брать с корнями. И ежели хлынет масса… поверьте мне, истребят зверобой, истребят кипрей, истребят подорожник, истребят каждую целебную траву…
Так вот, Александра Михайловна, я действительно не буду даже упоминать про целебные свойства трав, но вовсе не потому, что разделяю ваши опасения, но потому, что действительно не имею права. Я не доходил до этих свойств своим умом или опытом. Я только читал о них в травниках и других специальных книгах. Зачем же я буду теперь переписывать из чужих книг в свою сведения, вроде тех, что ромашкой хорошо мыть голову, подорожник надо прикладывать к нарывам и ранам, а спорыш замечательно пить от камней в почках?
Просто у меня, за полвека почти, накопились некоторые личные отношения, некоторые чувства к тому или другому цветку, а выражать чувства – моя основная профессия».
Итак, виват травничеству во всех его прекрасных проявлениях!

http://stihi.ru/2021/04/17/799 "Растение, которое привело меня к травничеству"