Власть

Игорь Ситник
Власть. О власти сказано и написано немало. О ней ещё будут много, очень много писать, спорить и обсуждать её.
Я бы хотел рассмотреть власть с моральной и духовно-нравственной  точек зрения. Рассмотреть те изменения, которые происходят в психике, чувствах, восприятии окружающего мира обладателей власти, будь то отдельные личности или группы оных.
Я не являюсь приверженцем той идеи, адепты которой утверждают, что в начале зарождения человеческого социума: бытовых, экономических взаимоотношений между отдельными личностями и группами Хомо сапиенс, власть в свои руки брали ради защиты и процветания своих соплеменников особо сознательные, справедливые и бескорыстные личности, склонные к самопожертвованию ради общего блага.
Наоборот – считал и всегда считаю, что природа человеческая так устроена, что власть изначально привлекала алчных, циничных и жестокий людей, психика и морально-нравственные устои которых уже были далеки от общечеловеческих норм поведения.
Время-река текло – развивалась и человеческая цивилизация. Зародились такие институты власти, как: парламент; сенат; муниципальные органы власти городов, деревень, областей и автономий; возникали политические партии, профсоюзы и общественно-политические объединения. Они стали своеобразной преградой и историческим концом для абсолютной власти монархий прошлого. Да, там, так же были личности, больные властью. Но именно это противостояние: между высшей исполнительной властью и законодателями ограничивала возможности и тех и других на пути к абсолютизму.
Со временем, в большей части цивилизованного мира методом проб и ошибок, ценной которым были сотни тысяч, а, зачастую и миллионы ни в чём неповинных людей, наступило равновесие – власть была равномерно распределена среди множества людей и организаций: политических партий, общественных организаций, органов власти различного уровня и так далее. Это позволило избежать сосредоточения критической «массы» этой специфической субстанции (власти) в руках одиночек или узких групп людей. Ведь, чем большее количество власти скапливается в чьих-то одних руках, тем больше риск того, что обладатель этих загребущих рук превратится в подобие человека-мутанта, монстра, которого неограниченная ничем и никем власть изменила на сознательном и подсознательном уровне, сделав опасным для миллионов соплеменников.
Наверное, многие, если не все, смотрели замечательную киносагу «Братство Кольца». Там есть весьма интересный и трагический персонаж – голлум. Бывший когда-то симпатичным и добрым хоббитом Смеаголом, он волей случая получает кольцо всевластия и со временем превращается в ужасное и одновременно жалкое существо, чьей целью является обладание и любование данным предметом. Ради кольца он убивает ни в чём неповинных созданий.
Кольцо всевластия и есть аналог неограниченной власти в реальном мире.
Так и с политиками, в разное время и в разных странах получившими доступ к абсолютной власти на длительное время.
Были в истории и исключения, конечно: Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер в Великобритании, генерал Де Голь во Франции. Есть и ещё несколько исторических примеров. Эти великие деятели при неоднозначной внешней политике, бесспорно, служили интересам народов, их избравшим и ушли из власти именно тогда, когда настало время для этого – отдали власть с достоинством. Во всех остальных случаях избыток власти и концентрация этого «избытка» в одних руках несёт проклятие не только тому, кто получил неограниченную власть, но и народам, допустившим такое безрассудство.
Рано иди поздно всё заканчивалось большими бедами: обнищанием людей, многочисленными войнами с соседними странами, многократно завышенными ни чем не обоснованными амбициями, повальной коррупцией власть имущих и, самое главное – пренебрежение жизнями собственного населения.
Со временем, повторюсь, люди научили ограничивать такое жестокое, но и одновременно необходимое явление человеческого социума, как власть. Беда лишь в том, что остались на планете весьма влиятельные и могущественные страны, где власть продолжает концентрироваться в руках тиранов-одиночек, единолично распоряжающихся этой властью по своей прихоти. Лишённые адекватного восприятия действительности эти правители могут подвести весь мир на грань, за которой лежит пропасть самоуничтожения человеческой цивилизации.
И весь вопрос заключается в одном – как лишить этих реальных голлумов неограниченной власти, не уничтожив всё человечество.