Заметки. Де Сад - целомудренный вариант

Валерий Кувшинчиков
Упорно некоторые авторы на Стихи.Ру "стучат" на меня модератору и сегодня я получил письмо об удалении двух Заметок - О Боге и Нравственности.  Перед этим опять же по доносу убрали - Маркиз де Сад Заметки для лентяев, и - Маркиз де Сад. Жюстина и Жюльетта...
Браво - трусливые и мерзкие жалобщики! Спасибо - патологоанатом Михаил! У тебя отлично получается! А сами тайком своих слюнявых глаз от сисек Авторш на Стихи не отводите!
Вы для меня также отвратительны, как раздавленная автомобилем лягушка на асфальте...

2018 07 03
Валерий.

Заметки. Маркиз де Сад. Жюстина и Жюльетта

Случайно, совершенно случайно с чьей-то умной подсказки или упоминания о значении прозы Маркиза де Сада я обратился к чтению его произведений.
Теоретически мне, наверное, как и многим другим читателям, знакомы слова «садизм…садо-мазохизм… Соддом и Гоморра…содомия…». Также знакомо имя Маркиза де Сада. Через упомянутые в интернете названия наиболее известных книг де Сада скопировал и прочитал Жюстину и Жюльетту.
Книги объемные и не простые. Наверное, а я читал отклик одного автора-девушки на Стихи.ру о Жюльетте, что ее очень возбуждали сцены, описанные де Садом, для определенной категории читателей тексты книг де Сада и будут источником волнительного, щекочущего тело и сознание чувства похоти и вожделение. Возможно. Для некоторых же других де Сад может предстать совершенно в ином обличии и значении.
Я прогуглил и провикипедил. Все-таки личность автора лучше понимаешь, если знакомишься с той исторической эпохой, когда он жил. Итак, если коротко, Донасьен Альфонс Франсуа, граф де Сад, писавший впоследствии произведения под именем Маркиз де Сад, родился в 1740 году. Прожил достаточно яркую и бурную жизнь, активно изучал действительность и тела попадавших под руку красоток, арестовывался за подозрение в изнасиловании одной или нескольких дам, за то, что в июне 1772 года в родовом поместье Лакост вместе со своим лакеем поднялся в комнату девицы Борелли, по прозвищу Мариетт, где были еще три девушки и предавались в комнате с де Садом следующим занятиям: активная и пассивная флагелляция, анальный секс.
Кому-то этот факт даст повод считать де Сада неким извращенцем. А мне, забегая несколько вперед, приходит в голову мысль, что де Сад был настоящим ученым, исследующим свои реакции, чувства, людей вокруг, их поведение, мысли, проверяющим свои предположения и идеи несколько может и необычным образом – через сексуальные отношения. Но задайте себе вопрос – может ли де Сад считаться более безнравственным ученым и вообще не ученым только потому, что его метод был заключен в сексуальной свободе, разве слово «секс» есть синоним чего-то неприемлемого, чем, например, ученый, испытывающий на себе вакцину, лекарство или даже радиационное излучение лучше или как бы «выше» де Сада?
Задайте себе этот вопрос, найдите в себе ответ, а я пока продолжу:
Приговорен к отрублению головы, сидел в заключении, но повезло, убежал в Италию, в Италии по приказу короля Сардинии де Сада вместе со слугой арестовали в Шамбери и поместили в крепость Миолан, где они провели около пяти месяцев.
В 1773 году в ночь с 30 апреля на 1 мая де Сад, Латур и барон Алле де Сонжи совершили побег из этой крепости. В осуществлении этого им помогла мадам де Сад.
Это, конечно, скрытая временем тайна – участие мадам де Сад в жизни Маркиза де Сад, она ведь позже с ним развелась, но подозреваю, что с различными девицами, с той же мадам де Сад их связывали опыты в сексуальной жизни, его друзья – слуга, Латур и барон Алле де Сонжи были его «собутыльниками» в похождениях и сексуальных приключениях, они были молоды – по 33-35 лет, возраст физической активности, и они экспериментировали, пробовали все, что позволял им кошелек, случай, дерзкий и любопытный характер самого де Сада, ищущего в жизни подтверждение своим богатым философским идеям о приоритете свободы, Природе и ее значению в человеческих отношениях, сексуальной свободе, полном отрицании веры и религии, отрицании любых нравственных устоев, морали, добродетели.
Кстати – есть сведения, что в 1781 году мадам де Сад навещала находившегося в заключении де Сада и у него были приступы агрессии и ревности к мадам де Сад. Если правильно оценить этот факт, то я с удивлением и глубоким, наверное, уважением, думаю о том, какова же была любовь де Сада к мадам де Сад, какие тайные отношения, эмоции, чувства и воспоминания связывали этих двух людей, когда сам де Сад поменял, наверное, десяток-другой любовниц, да и мадам де Сад не была думаю целомудренной бывшей женой, какие прежние переживания так соединили этих двоих, что по происшествии достаточного количества лет их брака он так чувствительно относился к ней.
И ведь мадам де Сад после прекращения этих встреч с де Садом получила решение суда о разводе и потом постриглась в монахини. Разве не вызывает этот факт желания склонить голову перед этой женщиной, которая, прожив часть жизни с де Садом и расставшись с ним, встречаясь с ним в заточении, испытав что-то такое, чего не могла забыть, и, сознавая невозможность быть с ним, свободе предпочла монашеский сан. Ведь чем-то де Сад так покорил ее, что другого мужчины она и не думала искать. Он был для нее всем – жизнью, телом, богом и философией, я так думаю. Разве этому поступку есть другое название чем любовь?
Позже его опять арестовали, а это были уже 1790 год, в революционной Франции головы рубили быстро и без апелляций, просидел девять месяцев, продолжал писать скандальные произведения, театры ставили ( вот уж не представляю себе – как можно было ставить произведения де Сада) спектакли на его книги, в него стреляли, он позже присоединился к одной из революционных группировок, участвовал в деятельности якобинцев, опять же чуть не лишился головы, проживал у президентши де Флерье ( это имя упоминается во всех почти интернетных источниках, но кто была эта женщина – мне не удалось узнать), которая была его любовницей, позже Маркиз де Сад знакомится с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей до последних дней его жизни.
Да, дополнительно следует упомянуть еще об одном эпизоде из жизни де Сада.
В 1776 году де Сад нанял в свой дом несколько молодых служанок, которые вскоре бежали, за исключением одной девушки — Катерины Триле (Catherine Trillet), которую Донасьен – де Сад любил называть Жюстиной. Запомните это имя, я думаю, что незабываемые впечатления от близкого и не очень близкого общения с этой девушкой родились мысли и впечатления, послужившие основой одного из самых известных романов де Сада - «Жюстина, или несчастья добродетели».

1793 год начался с казни короля Людовика XVI, которому 21 января отрубили голову с помощью гильотины. Де Сад стал председателем революционной секции «Пик», позже де Сад публично зачитывает в Конвенте своё «Воззвание к душам Марата и Лепелетье», памфлет «Прошение секции Пик, адресованное представителям французского народа».
Затем резвые революционеры арестовывают его, опять чуть не отрубают голову, но от топора его спас переворот 9 термидора и приговор не был приведён в исполнение.
6 марта 1801 года арестован как автор порнографических сочинений и заключен в тюрьму Сент-Пелажи. 14 марта 1803 года, по обвинению в развращении заключённых, переведён в тюрьму Бисетр, а 27 апреля — в лечебницу для душевнобольных в Шарантоне, куда за ним едет мадам Мари Констанс Кене (в девичестве Ренель) — единственная привязанность его последних лет. Там он снова смог полностью посвятить себя написанию комедий и даже ставит их на сцене для обитателей приюта, умер в Шарантоне 2 декабря 1814 года от астматического приступа.
Вот так, описав несколькими словами жизнь де Сада, что можно сказать? А ведь ответ напрашивается – блестящая, да – блестящая оттенками и событиями, поиском себя и ответов на те вопросы, которые де Сад задавал себе, - жизнь. В эпоху социальных потрясений, зарождения идей свободы и равенства, переворотов и революций, гильотин и террора, отрубленных тысячами голов, в эпоху смелых, отважных, безрассудных людей, ведь именно в это время Наполеон уже держал флаг на своем победном мосту и создавалось уникальное французское общество с его римским гражданским кодексом и любовью к Императору и брезжила идея Александра Великого покорить мир и на горизонте истории в тумане лет появлялась Российская кампания, которая также в 1814 году закончилась крушением Наполеона, именно в эту эпоху творил де Сад.
Парадоксально и символично, что смерть де Сада и крах Наполеоновской Республики случились в один год – 1814-ый. В этом совпадении, просто совпадении есть некая общая закономерность, они не связаны объективными условиями и фактами, но в 1814-ом умер де Сад, писатель и философ, чьи шокирующие идеи индивидуальной свободы способны перевернуть общественное сознание, и в 1814-ом умерла Французская идея свободы общества, рожденная кровавыми событиями 1792-1795 года.
Так кто же все-таки был де Сад? Извращенец? Философ? Личность с больным воображением и сознанием? Писатель? Авантюрист? Пошляк? Гений?
Кто может ответить сейчас на этот вопрос?
Для себя я нашел ответы. Опять же – признаюсь честно (только никому не говорите), ни один атом, ни одна молекула моего тела и души никаким образом не реагировала на жестокое, натуралистическое описание де Садом жутких оргий и сексуальных утех героев его произведений. Для кого-то это описание будет главным содержанием этих прочитанных книг, и они с необъяснимой жутью и подсознательным глубочайшим интересом будут читать эти страшилки, неосознанно сопереживая, сживаясь с героями в их утехах, пытаясь представить себя на их месте и ужасаясь от тайной мысли, что они этого хотели бы.
У меня нет абсолютно никакого сексуального интереса к тем описаниям. Для меня метод и способ де Сада изображать сексуальную жизнь так как он это делал, это метод и способ изучения души человека. Парадоксально, но в этом де Сад находится на одном уровне с Чеховым (тут есть опасение, что ортодоксальные поклонники Чехова готовы будут уничтожить меня за якобы опошление любимого им Антон Павлыча), ведь писатель – прежде всего исследователь той или иной области человеческих отношений и его сознательно-подсознательного мира. Де Сад в его произведениях такой же исследователь объекта, как Гегель, Фрейд, Юнг.
И если Гегель, Фрейд, Юнг – гениальнейшие личности, оставившие мощнейший след в мировой культуре, то для меня лично и де Сад - гениальнейшая личность. У кого будет иное мнение – рад буду его прочитать.
Замечу, что объектом исследования де Сада является читатель, герои и он сам. Тут уже выводы пусть делает каждый самостоятельно.
Логично спросить: сексуальные сцены де Сада – это фон или главное содержание, суть его романов? Или – глубочайшие взрывные, способные ломать сознание, сносящие «крышу» философские рассуждения де Сада - фон или главное содержание, суть его романов?
Логично и ответить на этот вопрос – все зависит от интересов, вкусов, приоритетов самого читателя. Произведения де Сада – это то зеркало, которое ищет сам читатель и в котором хочет увидеть свое отражение. Так что – выбирайте сами.
Другой логичный вопрос: а все эти ужасные сексуальные сцены, описанные де Садом, это – отражение реальности и фактического опыта самого де Сада или фантазия его творческого ума?
Ответ опять же пусть ищет каждый в себе, но для меня логичный ответ – это все-таки фантазии. И через эти фантазии де Сад проверяет читателя, насколько он готов, во-первых, к свободному поведению в сексе и, во-вторых, насколько читатель готов самостоятельно мыслить и осмысливать этот винегрет из крови-спермы и философских рассуждений автора.
Да, это – сложная задача, учитывая абсолютно нестандартное изображение темы и ее философского содержания. Возможно, что логика де Сада была в том, что личная свобода индивида приходит только через освобождение нравственных и других оков, окружающих личность.
Де Сад – Философ. Да, именно с большой буквы. Потому что он прежде всего философ, смелый, ломающий стереотипы, в своих работах начавший прежде всего с отрицания прежнего опыта и устоев человечества и выстраивающий свое видение мира. А такая смелость доступна только гениальным личностям.
Кстати – де Сад любимый автор С.Дали. Тот же гений, художник, смелый, ненавидящий любые оковы для личности, почитающий де Сада за его свободу. И ведь именно под влиянием де Сада С.Дали писал такую замечательную вещь «О Пуке». Нет, нет, вы не ошиблись, Дали целую работу посвятил проблеме пука. Т.е. как люди пукают и что это значит. Смешно? Я бы тоже смеялся, если бы думал только о конкретном описании этого тривиального физиологического процесса. Как ни парадоксально, но, задумываясь о значении философии де Сада с его описанием крови, льющейся спермы, трупов, розгах, анусах, должен признать, что Дали в своей работе, хоть и не достиг уровня философии де Сада, но говорит о том же и пожалуй тем же языком. Он говорит о свободе личности воспринимать любое человеческое действие как имеющее право на жизнь, не может быть хуже, лучше поступка и действия, это Природа, и Природа – главный двигатель жизни и главный их критерий ( правда - «О пуке» читал достаточно давно, после близкого знакомства с де Садом надо бы заново перечитать и взглянуть под новым углом зрения).
Вернусь к де Саду. Итак – лично для меня де Сад предстает гениальным и смелым философом. Его идеи свободы личности пожалуй опередили Сартра ( если память не изменяет, то Сартр якобы считается в Европе глашатаем идей индивидуальной свободы), да и всех других философов, исследующих под тем или иным углом зрения идею свободной личности, де Сад вообще чрезвычайно уникален, никто другой не решался в своих работах так писать о Боге, вере, религии, нравственности и добродетели. Ни – до, ни – после. Де Сад – это знамя свободы, символ, революция в мозгах. Одно мешает повесить его портреты на каждом углу – смешение, подмена понятий свободы личности и сексуальной свободы, уникальный, неординарный способ исследования темы и изучения объекта, производимый де Садом, спермно-кровавое отображение событий, которое большинству людей затмит фигуру философа де Сада и на первый план выдвинет порнографичность, эротизм и жестокость в его произведениях.
Да, чтение де Сада способно покоробить сознание и ум любого неподготовленного, живущего стандартной сексуальной жизнью «под одеялом в миссионерской позе» обывателя. Таких, к сожалению, большинство. Подняться над описанием инцеста, убийств, сношения с трупами, анального секса, кровожадных священников и похотливых старцев, членов и вагин, развратных и пошлых девиц, разных иных жутких событий, увидеть за чередой этих кровожадных событий мысль – не каждому по силам.
Да, де Сад жуткий, кровавый, беспредельный, не знающий слова «нет» и «табу», полностью подчиняющий обстоятельства единственной идее – удовлетворение любых изысканных, извращенных и порочных желаний человека. Но для де Сада нет запретов, все, что желает тело, подсознание, Природа человека – естественно и поэтому морально, нравственно и допустимо.
В этом, пожалуй, заключается идея свободы личности у де Сада. Но самое главное, а это присуще только философскому складу ума, это идея свободно мыслить. И де Сад неоднократно доказывает это, излагая свой взгляд на идею веры и Бога, добродетели и нравственности изящным, богатым литературным языком (даже в переводе на русский), глубиной и смелостью мысли.

Сейчас вылью ушат ледяной воды на ваше сознание. Готовьтесь, соберите в кулак свои эмоции и разум. Философ де Сад заставит вас непроизвольно содрогнуться и ужаснуться, напрячь мозговые извилины и сжаться вашей морали и существующему опыту. Почитайте только маленькую часть описаний де Сада. Я специально буквами «ххх» отмечу авторский текст.

хххххххххххххххххххххх

- Не стесняйтесь, - сказал ему д'Эстерваль, видя, что тот осторожничает, - режьте в свое удовольствие; самое обычное дело - выпускать кровь из задницы женщины, потому что от этого она чувствует себя лучше.

Графиню поставили в соответствующую позу, заставили сосать член мужа, в это время Доротея сношала содомита в зад клитором, Брессак овладел своим дядей, лобзая ягодицы Жюстины. Эту причудливую группу окружили ганимеды, одним подставляя для поцелуя члены, другим - очаровательные зады. Жернанд, сунув фаллос в рот жене, с удовольствием хлестал ее по щекам: она всегда служила жестокой похоти этого ужасного человека, и казалось, что честь принадлежать ему одновременно давала ей титул его жертвы, злодей возбуждался собственной жестокостью только по причине брачных уз, придававших ему силы.
Рейнберг, не менее развратный, чем Генрих, был извращенцем иного рода: он сношал Жозефину во влагалище, а в это время две женщины изо всех сил пороли его, и третья мочилась ему в рот.

Я покинул зад Элоизы и бросил безумный взгляд на окровавленный труп Альберони. Я спустил с него панталоны, он был еще теплый; я увидел превосходные ягодицы и осыпал их поцелуями; я языком подготовил себе проход; я вторгся в него и испытал такой восторг, что моя сперма хлынула потоком в задницу убитого мною любовника как раз в тот момент, когда губы мои впивались в зад любовницы, которую я должен был пристрелить в следующую минуту.

Давайте сношаться, друзья! - продолжал Брессак, вторгаясь в задний проход Виктора, испачканный испражнениями. - Да, будем сношаться! Пусть этот феномен природы, одно из простейших проявлений ее движущей силы, не испортит нам удовольствие. Чем больше эта потаскуха открывается перед нами, тем сильнее надо оскорблять ее: только так мы разоблачим ее секреты.

Эти оргии сменились непродолжительным отдыхом. Участницы окружили Родена и стали сообща ласкать его: одна старалась вдохнуть в него энергию жаром своих поцелуев, другая сжимала обессилевший член и, обнажив натруженную головку, легонько массировала ее, третья щекотала задний проход, четвертая предлагала ему свой обольстительный зад и провоцировала его, а юный Фьерваль вставил ему в рот свой орган. Эти трогательные хлопоты скоро оживили нашего умирающего героя: Марта, занимавшаяся его членом, продемонстрировала присутствующим состояние пациента и поздравила всех с успехом.
- Вы хотите, чтобы я умер от восторга и наслаждения, - сказал Роден. Ну ладно, я согласен; разве плохо скончаться таким образом? Я прошу тебя, Селестина, совокупляться на моих глазах с Фьервалем, а его сестра опустится перед тобой на колени и будет сосать тебе клитор; в это время Розали и Марта будут ублажать меня: одной я поручаю свой зад, другой - член, и будь уверена, что твой оргазм станет сигналом к моему.
Но Роден слишком понадеялся на свои силы: его сестра извергнулась уже шесть раз подряд, прежде чем угрюмый фаллос Родена только на одну четверть обрел твердость, необходимую для пролития семени.
- Тогда сосите меня все по очереди, - распорядился он, - когда чьи-нибудь губы заключат в объятия мой член, другая тут же прильнет своими губами к моим, а третья будет лобзать мою задницу, чтобы все самые чувствительные места моего тела были обласканы и чтобы только ваши языки исторгли из меня сперму.
План был приведен в исполнение, но Роден плохо рассчитал продолжительность процедуры. Целый час его целовали, сосали и даже покусывали в самых разных местах, и только после этого природа одарила его, в конце концов, своей благосклонностью: он сбросил пыл в рот своей дочери, впиваясь языком в рот Леоноры, ощущая в своем заднем проходе горячий язык Фьерваля и стискивая обеими руками ягодицы сестры и Марты.
- Если есть на свете что-нибудь приятное, - проговорил Роден, отдышавшись, - так это распутство. Где еще встречается страсть, которая так сладострастно щекочет все наши чувства? Есть ли на земле занятие, которое приносит такую радость? Только либертинаж способен разбить погремушки, которыми нас тешили в детстве, только он зажигает факел разума и наполняет человека энергией, так не сделать ли из этого вывод, что природа сотворила нас для наслаждений? Сравните с ним все прочие занятия, и вы увидите, что нет других, которые могли бы вдохнуть столько жара в человеческое сердце. И такова эта власть, что едва распутство овладеет нашим сердцем, как оно напрочь забывает обо всем остальном

ххххххххххххххххххххххххххххххх

Я мог бы цитировать и цитировать де Сада, но поберегу вашу нервную систему и эстетические чувства, пусть ложный якобы чистый образ Наташи Ростовой, лживой, подлой, эгоистичной «толстой самки» будет вам Путеводительной звездой, может иллюзия обмана и самообмана на самом деле такая сладкая, что лучше оставаться в неведении?

Конечно – интересно, как сам де Сад относился к тому, что создал. Осуждал ли, соглашался или всем сердцем и разумом был «ЗА» подобное мышление и образ жизни.
Тут конечно уместно вернуться к истории его жизни. И как мы помним – его личные сексуальные опыты были настолько разнообразные и достаточные делать вывод, что своим опытом и жизнью он нашел подтверждение своим идеям, будучи одновременно и исследователем, и объектом исследования, реализовал их, и сжился с ними. По современной терминологии де Сад – самодостаточный, реализовавший в жизни свои теоретические установки и идеи. По-другому – он человек-Счастье. Разве есть большее упоение чем победа своих идей и чувств в жизни?
Возможно – сомнительный вывод. Смерть в одиночестве и трагическое существование на закате жизни все-таки оставляет открытым этот вопрос. Спросить некого, остаются предположения.

И вернусь к теме. Я прочитал два романа де Сада – «Жюстина" и "Жюльетта", и их надо оценивать вместе и параллельно по нескольким соображениям. Ведь по смыслу этих двух романов де Сад описывает жизнь этих двух девушек, их опыт, исходя из установки, что Жюльетта и Жюстина, четырнадцати и пятнадцати лет, дочери очень богатого парижского банкира, разорившегося, умершего и оставившего без наследства дочерей, разные по своей нравственной распущенности и моральным ценностям. Вот как де Сад характеризует обеих:
«»Жюльетта, живая, легкомысленная, в высшей степени прелестная, злая, коварная и младшая из сестер, испытала лишь радость оттого, что покидает темницу, и не думала о жестокой изнанке судьбы, разбившей ее оковы. Жюстина, более наивная, более очаровательная, достигшая, как мы отметили, возраста пятнадцати лет, одаренная характером замкнутым и романтичным, сильнее почувствовала весь ужас своего нового положения; обладая удивительной нежностью и столь же удивительной чувствительностью в отличие от сестры, тяготевшей к искусствам и к утонченности, она вместе с тем отличалась простодушием и добросердечием, которые должны были завести ее во множество ловушек.
Эта юная девушка, обладательница стольких высоких качеств, обладала и красотой известных всем прекрасных девственниц Рафаэля. Большие карие глаза, наполненные сиянием чистой души и живым участием, нежная гладкая кожа, стройная гибкая фигурка, округлые формы, очерченные рукой самого Амура, чарующий голос, восхитительный рот и прекраснейшие в мире глаза - вот беглый портрет нашей младшей прелестницы, чьи необыкновенные прелести и нежные черты недоступны для нашей кисти; если даже наши читатели представят себе все, что может создать самого соблазнительного их воображение, все равно действительность окажется выше.»»

Для дополнения и иллюстрации образа Жюльетты приведу ссылку на текст романа. Жюльетта в разговоре с Жюстиной рассказывает ей, что не стоит ни о чем печалиться в этом мире; что в самой себе можно найти физические ощущения достаточно острые и сладострастные, способные заглушить голос моральных угрызений, которые могут привести к болезненным последствиям; что этот метод тем более заслуживает внимания, что истинная мудрость скорее заключается в том, чтобы удвоить свои удовольствия, нежели в том, чтобы увеличивать свои горести; что не существует ничего на свете запретного, если это поможет заставить замолчать свою коварную чувствительность, которой преспокойно пользуются другие, между тем как нам самим она доставляет одни лишь печали.
- Смотри, - сказала она, бросаясь на кровать перед сестрой и заголяясь до пупка, - вот как я делаю, Жюльетта, когда меня одолевают печальные мысли: я ласкаю сама себя... я кончаю... и это меня утешает.
Тихая и добродетельная Жюстина пришла в ужас от такого зрелища; она отвернула взор, а Жюльетта, продолжая массировать свой маленький восхитительный бугорок, говорила сестре:
- Ты - дурочка, Жюстина; ты красивее меня, но никогда ты не будешь так счастлива, как я.
Скоро, не прекращая своего занятия, юная распутница испустила вздох, и ее горячее семя, выброшенное перед опущенными глазами добродетели, мгновенно осушило источник слез, которые, без этого поступка, она возможно пролила бы по примеру своей сестры.
- Глупо беспокоиться о будущем, - продолжала между тем сладострастная дева, садясь подле Жюстины. - С нашими фигурами и в нашем возрасте мы ни за что не умрем с голоду.»»»

Почему один роман переплетается с другим? В книге показан путь Жюльетты и Жюстины, т.е. путь испорченной и развратной одной, и путь другой – нравственной, ценящей добродетель и с христианской моралью – Жюстин. Если мне мозг подсказывает правильный вывод, то по мнению де Сада эта разница в мировоззрении и моральных устоях нисколько не повлияла на качество и образ жизни каждой, обе испытали массу приключений, были насилованы, участвовали в диких оргиях, с той лишь разницей, что Жюльетта это делала с радостью, а Жюстин при этом мучила себя вопросами к героям романов и собеседникам, лила слезы и страдала, просила о помощи Бога.
Итак – каков же вывод де Сада? Ответ в «Жюстине» на последней странице. Окруженная богатством и роскошью Жюльетта видит свою сестру Жюстину униженную, страдающую, обездоленную, нищую и измученною своей жизнью.
Какой жизнью? А вот ответ де Сада – добродетельной, нравственной, с верой в Бога, жизнью, приводящую к трагическому существованию индивида.
«»»Жюльетта говорит:
- Друзья мои, это моя сестра... да, моя сестра скрывается под этими жалкими лохмотьями. Впрочем, такой и должна была быть ее участь - я сама предсказала ее. Она была кроткой и послушной, так разве могло у нее получиться иначе?
- О глупая дева, - ответила Жюльетта, - не надо удивляться: я давно тебя предупреждала. Я шла по дороге порока, милое дитя, и находила на ней одни лишь розы; у тебя нет много философского ума, твои проклятые предрассудки ослепили тебя химерами, и вот куда они тебя завели!
- Да, - заметил один из распутников, тот самый, кто скоро будет фигурировать в приключениях сестры Жюстины, - да, друзья, вы видите перед собой "Злоключения добродетели", а это, - продолжал он, показывая на Жюльетту, это, дорогие мои, "Торжество порока".»»»

Итак – порок победил добродетель и нравственность. Нравится вам или нет этот вывод де Сада. И также независимо от вашего личного мнения вам придется соглашаться с де Садом, пусть не везде и не во всем.

Оба романа выстроены как череда различных событий и философских диалогов различных героев романов с Жюльеттой и Жюстин.
Философские вставки де Сада – это жемчужина его мысли и смелого духа. И поскольку меня самого подталкивает мысль скорее закончить эти заметки, то перейду непосредственно к текстам де Сада. Читайте, наслаждайтесь глубиной его мыслей, неординарностью и талантом писателя.
Его рассуждения касаются нескольких основных вещей и объектов – вера, религия, Бог и нравственность.
Начну с его изложения взгляда на добродетель и нравственность. Опять же выделю буквами «ххх», чтобы авторский текст был нагляден и понятен. Это – отрывки. Все-таки роман почти 300 страниц. Можете перескочить и не читать, если эти тексты оскорбляют ваши чувства:)

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

МАРКИЗ ДЕ САД О ДОБРОДЕТЕЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

... добродетель, как бы прекрасна она ни была сама по себе, бывает тем не менее наихудшим выбором,.

Воздержание в женщине - это никому не нужная добродетель
- О чем идет речь, мадам?
- Мы будем спать вместе, Жюстина, и ты будешь ласкать меня.
- О мадам, выходит в этом заключается добродетель?
- Как! Ты еще не выбросила из головы свои химеры?
- Химеры, мадам?.. Добродетель вы называете химерой?
- Естественно, мой ангел, и нет на свете более отвратительной. Добродетели, религий - все это элементарные цепи, над которыми смеются философы и сокрушить которые им ничего не стоит. Единственные законы природы - наши страсти, и как только они сталкиваются с добродетелью, она теряет всякую реальность.

 Оставь своего презренного бога, девочка. Его божественная справедливость, наказания или награды, которые он раздает - все это глупости, достойные лишь дураков, а ты слишком умна, чтобы верить в них.

…человеческая жизнь подчиняется тем же законам, что и жизнь животных, и все живые существа являются частью вечного круговорота, состоящего из материи и движения.

Ах, Жюстина, поверь мне, что жизнь самого выдающегося из людей имеет не большее значение для природы, нежели жизнь улитки, что мы оба для нее безразличны.


Самая здоровая мораль - та, которую диктуют нам наши наклонности, мы никогда не впадем в заблуждение, если будем подчиняться им.

- Цель природы исполнена в тот момент, когда женщина беременеет...

…уродливый человек старается найти зеркало, которое сделает его красивым.

Любовь к ближнему - это химера, которой мы обязаны христианству, а не природе.
Но если плотские желания таковы, что женщине одного мужчины совершенно недостаточно, а ему, в свою очередь, требуется много женщин, я надеюсь, вы согласитесь, что в таком случае любой закон, сковывающий эти желания, можно назвать деспотическим и противным Природе.

хххххххххххххххххххххххх

МАРКИЗ ДЕ САД О ВЕРЕ И БОГЕ

...никакого Бога не существует. Только из колодца невежества, тревог и несчастий смертные почерпнули свои неясные и мерзкие представления о божественности!

Забудь своего фантастического Бога, дитя мое, потому что он никогда не существовал. Природа отличается самодостаточностью, и никакой двигатель ей не нужен; этот двигатель, если рассуждать здраво, представляет собой распад ее сил или то, что философы называют логической ошибкой.

… теперь я подхожу, наконец, к доктринам евреев и христиан. Первые твердят о Боге, но никак не объясняют его происхождение, не дают никакого о нем представления, не рисуют его образ; стремясь постичь природу этого сверхбожества всех людей, я нахожу лишь детские аллегории, недостойные величия того Существа, которого меня призывают принять как Творца всего сущего; более того, законодатели этого народа рассказывают мне о своем Боге с вопиющими противоречиями и используют при этом такие слова и такие краски, которые скорее вызывают отвращение, нежели заставляют служить ему.

.... Священные Книги, которые хотят всучить мне под видом мудрых изречений Всевышнего, не более, чем выдумки мошенников и шарлатанов, и вместо того, чтобы увидеть там отблеск божественного света, я нашла дешевое трюкачество, рассчитанное на доверчивых глупцов. азад религия доказывала подлинность чуда.

...вселенная движется и живет сама по себе; достаточно вечных законов Природы, без всякой первопричины или первичного толчка, чтобы появилось все, что есть вокруг нас, и все, что мы знаем; бесконечное движение материи все объясняет, зачем же придумывать двигатель для того, что и без этого находится в постоянном движении?

ххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Я не призываю вас отдаться страстям по де Саду и находить смысл жизни в его ценностях. Но свобода мышления, раскрепощенность, неординарный ум и гибкое, глубокое мышление в союзе с талантом писателя – это завораживает. Это вызывает глубочайшее уважение к этому уникальному мыслителю 18-го века.
Теперь рассуждения де Сада о Боге. Большинству они могут показаться крамольными, но тогда, если вы действительно свободная личность, способная мыслить самостоятельно и критически, задайте себе те вопросы, которые осмеливался задавать де Сад. Бог и вера – чувствительная тема, рассуждать о Боге не многим хватит смелости даже сейчас, прогибание под авторитет Церкви (не Веры, тут я оставлю пространство для рокировки и сохранения своего собственного достоинства читателю) настолько сильно и традиционно, что возникает вопрос – а действительно ли человек как личность, индивид, и общество, как сборище этих индивидов, способны на самостоятельное мышление, а может желание подчинения – слишком важно? Ведь под знаменем религии были и Крестовые походы, и Инквизиция, все президенты клянутся Богу, обещая справедливость и процветание, все преступления совершаются под именем Бога и в оправдание этих преступлений.
Задумайтесь – от имени Бога и под его прикрытием совершались и совершаются практически все преступления.

Так может де Сад прав? Почитайте. Не пугайтесь вопросов и тем более – ответов. Если Бог не покарал тех, чьи преступления нам известны, то уж точно ваши собственные мысли не дадут повода обрушиться на вас с карой:

Вот такой де Сад, возможно, кто-то из вас по-другому взглянет на его творчество. Это не простые тексты, воспринять их легко не получится, потребуется внимание и шевеление мозговых извилин.

Мне остается только напомнить, что де Сад писал много, талантливо, количество книг, написанных им, наверное, не главное.

Но то, что де Сад – фейерверк философской мысли, мне кажется, что сомнений нет. Многие критики и ученые пытались оценивать творчество де Сада. Но в своем анализе и мнениях они были также осторожны, если не сказать – трусливы, потому что тема Бога их пугает, что дает право говорить о несвободе мысли. Или они не смогли подняться выше картинок плотских удовольствий и видели в де Саде прежде всего похотливого развратника.

А напоследок мне хочется привести его цитату:
 «»«…когда мы умираем, мы умираем по-настоящему. И внутри, и снаружи бесследно и бесповоротно. Как только парки перережут тонкую нить, человеческое тело превратится в инертную массу, неспособную осуществлять те бесчисленные движения, которые все вместе составляют его жизнь. Мертвое тело уже не может перегонять кровь, дышать, переваривать пищу, думать и изрекать мысли и просто слова; говорят, что после смерти душа покидает тело, но сказать, что эта никому неведомая душа служит жизненным принципом значит, вообще ничего не сказать, кроме того, что есть некая безвестная сила, которая может быть скрытым источником каких-то неуловимых движений. Нет ничего проще и естественнее, чем считать, что мертвый человек — это бесчувственный и безнадежный труп, и нет ничего глупее, чем верить, что человек продолжает жить после своей смерти.»»»