4. Учимся, любя. Блогерство и литература

Единомышьленники
Привет всем авторам площадки.
С вами Злобный Мышалет.
 Предлагаю обсудить тему «Блогерство и литература».


Представлю на ваш суд несколько мнений.



 Критик Валерия Пустовая опубликовала в свое время статью « Антология скриншотов» в журнале «Октябрь» 2011, № 12. Там она высказала достаточно актуальную ммысль.
Бум книгоиздания, который переживает литература блогеров – авторов сетевых дневников в Живом Журнале, – сегодня мало заметен на общем фоне новинок.  …  массовое освоение сетевого высказывания – революция в языке, литературе и социальной коммуникации, равная по значимости изобретению книгопечатания.
Интересно увидеть плоды этой революции в литературе. Поэтому поговорим о литературе, которая вышла из блогов, – как русская классическая проза из «Шинели» Гоголя.
Блог сделал актуальным сетевой стандарт высказывания – быстрого и емкого, рассчитанного на ответную реакцию и в то же время самоценного, не требующего для понимания контекста. Литература, вышедшая из блогов, похожа на антологию мгновенных снимков экрана. Она бессвязна, не предполагает определенного пор...  У блогерской литературы, выросшей из дневниковых записей, часто нет героя, кроме автобиографического, реальность в ней отражена подчеркнуто субъективно, с точки зрения частных интересов автора. Наконец, она настроена на коммуникацию, экспрессивность – пишется не наедине с чистым листом бумаги, а в виду реальной аудитории подписчиков (так называемых «френдов» автора).
В дни, когда пророчат скорую гибель газет и переход журналистики на язык иероглифов, может казаться, что форма блога уничтожит литературу. На самом деле Сеть повлияла на прозу скорее благотворно, вернув актуальность многому из того, что забыто и утеряно литературой традиционного образца.
И прежде всего это возвращение в литературный процесс здоровой конкуренции. В блоге, где нивелированы все статусы и иерархии, читателя получает тот, кто вызвал у него живой интерес. Это не значит, что аудиторию, измеряемую в десятках тысяч, можно считать показателем качественной прозы. Но сама возможность быстрого и явного отклика делает авторов куда более внимательными к сути и цели высказывания.
В мире Глобальной Сети престиж чтения упал – зато интерес к высказыванию возрос....
 …  в интересах блогера не отвлекаться, бить сразу в цель и скорее поражать воображение, чем аргументировать. Однако в прозе яркая метафоричность, так называемые «вкусные» детали Кетро отдают манипуляцией, намеренной красивостью.
Зато блог помогает в эссеистике, прививая навык доверительного общения и здоровой оглядки на читателя. .
..Культ литературы в России вытеснил культ творчества, а после советских десятилетий, когда писателя приравняли к госслужащему, в литературном деле привыкли видеть не призвание, а общественный статус....
Блог возвращает литературе не только радость игры, но и власть. Как слово наше отзовется – никогда еще автор не узнавал это с такой быстротой и очевидностью. Равно как и то, что «предугадать», подстроить отклик аудитории – ему дано.  …
В литературе, заточенной на успех, мне не понятна именно цель автора: вокруг чего суета, ради чего изучать аудиторию, зазубривать «формулы», осваивать «технологии» …
Жанр «записок», «заметок», «осколков», «дневников» придуман, конечно, не сегодня. Однако блог придал ему новый статус, ввел в число мейнстримных жанров литературы. Популярность литературы нон-фикшн (в отличие от докучной условности романа), доверие к мнению частного очевидца (в отличие от оценок эксперта, судящего «объективно», то есть со стороны), фрагментарность восприятия в Сети (при чтении интернет-страниц требуется одновременно осмыслять информацию разных уровней и направлений, быстро переключаться от ссылки к ссылке, пробегать тексты частями, часто ограничиваясь одними заголовками и первым абзацем) – все это сделало короткое, вырванное из контекста свидетельство о реальности достаточным по объему и смыслу.   
 ***
 Грань между литературой и блогом остро ощущается сегодня, когда издание книги все еще веха на пути писателя. Но что если очередная техническая революция довершится и все искусства переместятся в цифровое пространство, оставив аналоговый мир на попечение декоративно-прикладного дизайна? Тогда роман окончательно уравняется в правах с блогом, который станет еще одним литературным жанром. Соединяющим в себе черты философской эссеистики и монодрамы, журнальной колонки и новостного сообщения. А конкуренция традиционной литературы и электронного дневника покажется мелкой по сравнению с боем за подписчиков, который развяжется между мультимедиаблогерами и текстовиками.
Пока же можно сказать, что мутационные процессы в литературе: распад цельного повествования, гибель героя, фрагментацию картины мира – блог только доводит до конца. Но что – кончается?
Наша способность воспринимать всерьез кого-то, кроме себя. Навык глубокого погружения в одну тему. Привычка доделывать, как дочитывать, до логической точки. Представление об уникальности писательского дара.
Словесность как способ осмысления мира и личности вряд ли погубит электронная эпоха. Но очень хотелось бы знать, какими покажутся читателю, воспитанному на блоголитературе, безусловные шедевры традиционного повествования. Хватит ли у него дыхания, чтобы прочесть «Войну и мир», – или существование героев, которые живут, думают, верят и любят дольше, чем это теперь принято, вызовет только ревнивое недоумение?
 *****************************
;
А теперь послушаем блогеров, которых, в том числе, упоминает знаменитый лит.критик.



 Марта Кетро.  Блогер и писатель, автор книг «Улыбайся всегда, любовь моя», «Горький шоколад. Книга утешений», «Московские фиалки» и др.

Посоветовать что-то начинающим блогерам нетрудно, я даже целую книжку написала о сетевой популярности, «Как сделать, чтобы вас любили». Совет ужасно простой: много, интересно и регулярно писать. Все остальное за вас сделает талант — притянет читателей, а потом издателей.
Где грань между блогером и писателем? Блогер может работать как ньюсмейкер, колумнист и даже собрать свои записи для публикации и отдать издателю — но это будет не более чем сетевой дневник на бумаге. За последние 10 лет многие русскоязычные блогеры сделали себе одну-две такие книжки. Писательство начинается, когда приходит ежедневная работа над связным текстом. Автор может по-прежнему выкладывать в сеть истории, но наступает качественный прорыв и некоторое изменение формы. Вообще же писатели, имеющие блог, почти никогда не публикуют там свои большие произведения по ходу работы, разве что отдельные ознакомительные главы для рекламы — не тот формат, да и процесс слишком живой и сложный, чтобы его демонстрировать. Но в целом читателю все равно, кто его развлекает, это важно только для самоидентификации пишущего.


 Максим Малявин.  Психиатр, блогер и писатель, автор книг «Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счет заведения», «Новые записки психиатра» и «Психиатрию — народу! Доктору — коньяк»

Я стал блогером в 2010, послушавшись жену. Она познакомилась с блогами немного раньше, чем я, и решила, что это дело перспективное. К тому моменту я уже более 15 лет работал в психиатрии, так что вопроса «откуда брать байки?», просто не возникало. После одной из баек я стал популярным — в тот день топ-блогер Слава Сэ, вместо того, чтобы запостить свою очередную историю, написал «Да что там, почитайте лучше вот это» — и дал ссылку на меня. И у меня сразу почта обвалилась из-за большого количества комментариев. Молодым авторам я бы посоветовал писать интересно, своим языком и без штампов, которые в зубах навязли. И — не знаю, насколько этот совет можно принять на вооружение — я бы посоветовал вслушиваться в стихи, чтобы уловить чувство ритма. Если текст проговаривается, воспринимается на слух хорошо, то он и читаться будет отлично. Для этого самому надо попробовать хотя бы пару-тройку раз что-то написать в рифму — и тогда получится изложить мысль так, чтобы она звучала приятно.

*********************
Жду ваших мнений на поднятую тему.

Рубрика обновляется по вторникам и пятницам.