Конопля

Дмитрий Муравкин
O tempora! O mores!

Наверное, многие слышали о том, что конопля в России на протяжении веков была очень ценной сельскохозяйственной культурой и продукция на ее основе составляла изрядную долю экспорта. Ее полезные свойства даже сравнивают с нефтью. В самом деле, чего только не изготавливали из ее семян и волокон! Говорят, что количество наименований изделий из конопли исчисляется тысячами.
Основным продуктом коноплеводства считалась пенька. Из нее плелись веревки, канаты, упряжь для лошадей, рыбацкие сети, оснастка речных и морских судов. Из пеньки ткались материалы, используемые для пошива одежды, постельного белья, корабельных парусов. Говорят, что это была единственная натуральная ткань, которая не портилась от контактов с морской водой. Петр Первый даже ввел государственную монополию на экспорт пеньки, и чуть более века назад доходы от ее продажи занимали второе место в казне Российской Империи.
Советский Союз стал достойным продолжателем русских традиций. К 1936 году посевы конопли в нашей стране занимали 80% мировых угодий под этой сельскохозяйственной культурой. Не зря в знаменитом фонтане «Дружба народов» на ВДНХ конопля занимает верхнее положение среди других символов растениеводства. Удивительно, но один гектар посевов конопли за год дает 5-6 кубических метров древесины, в то время как лесные породы деревьев – вдвое меньше. Поэтому выращивание конопли гораздо целесообразнее для изготовления бумаги.
Конопляная бумага в прошлом была превосходного качества, волокна растения даже входили в состав долларов США, пока нефтяное и деревообрабатывающее лобби не уничтожило промышленную переработку конопли. Из семян конопли варили кашу, делали масло,  используемое как в продовольственных, так и лечебных целях.
Из биологической массы растения можно получать этиловый спирт, метанол, фурфурол, лигнин, бензин, топливо для котельных, по калорийности равное длиннопламенному углю. Одна из малоизвестных областей применения конопляного сырья – изготовление конструкционных материалов. В общем, действительно полезные свойства растения практически безграничны. Некоторые исследователи утверждают, что на Земле не существует других видов флоры, со столь высоким экономическим и экологическим потенциалом.
Ну и что, воскликнет скептичный читатель, все это ничего не значит, по сравнению с тем вредом, который наносит человеку употребление наркотиков, содержащих каннабиноиды. Что тут скажешь, управление миром осуществляется через управление информацией. Во-первых, большинство видов растения не содержит психотропных веществ и не годится для производства гашиша или марихуаны. Над выведением сортов, полезных для народного хозяйства, долгое время колдовали селекционеры, и были получены такие образцы, которые никак не могут быть использованы в теневом бизнесе и при этом иметь огромную рентабельность в традиционных производствах. Во-вторых, сотни лет растение применялось в европейских странах, и никому не приходило в голову употреблять его себе во вред. В-третьих, сам вред, наносимый здоровью человека курением «травки», по некоторым данным, существенно ниже пагубного влияния алкоголя, который, как известно, в большинстве стран не запрещен. Но это сегодня не предмет нашего внимания.
Мы говорим о древности и широте возделывания конопляных культур по всему миру, и в поддержку этого утверждения может свидетельствовать сам язык, а вернее языки. Многие слышали, что на латыни конопля называется cannabis, но далеко не все способны усмотреть в этом слове общие черты с нашим «конопля». Однако эти слова обрели современный вид, произойдя от общего предка. Действительно, некоторые славянские аналоги уже имеют характерный суффикс «ль», но не все. Так, в чешском и словацком находим kоnорe, в польском kоnор или kоnорiе. На литовском слово пишется kanapes, на латышском – kanape. И в этих словоформах узнать «научное» cannabis уже много проще, да к тому же и на латыни слово писалось через глухой «п» – canapis, о чем можно прочесть в этимологических словарях.
Некоторые лингвисты видят источником всех этих слов шумерское kunibu – «конопля», что предполагает тысячелетнюю древность аграрного использования растения.
В современном русском тоже имеются некоторые производные, которые не все носители способны связать с «запрещенной» травой, ведь в их морфемном составе нет пресловутого суффикса. Например, еще недавно наравне со словом «веснушки» употреблялось «конопушки», а описать человека, «отмеченного прикосновением солнца», удобнее прилагательным «конопатый» нежели «веснушчатый», которое и выговорить-то непросто. Очевидно, что слово сформировалось ввиду цветового сходства веснушек с семенами конопли. Народ по-разному обыгрывал этот корень: «конопатина», «коноплюшка», конопаточка (пестрая курица). Иногда конопатками назывались не только веснушки, но и шрамы от оспы. Птичку, живущую в полях и питающуюся семенами конопли, народ прозвал «коноплянка».
Как мы уже отметили, из волокон растения делали различные жгуты, веревки, паклю. Последняя называлась «конопать» (с ударением на первом слоге). Так как она не гнила от сырости, то с ее помощью уплотняли древесные соединения в различных конструкциях, например палубы и обшивки кораблей, швы между бревнами срубов. Даже когда для этих целей стали брать другие материалы, слово осталось, и теперь еще кое-где говорят: «проконопатить баню или избу».
Можно заметить, что в упомянутых производных нет суффикса «ль», а это значит, что и в русском языке начальной формой было «конопь». От нее, кстати, образовалось два варианта: «конопля» и «конопель». Последний, правда, сохранился только в народном творчестве: «Повадился журавель на зелену конопель».
Есть в русском языке производные, которые также восходят к обозначению растения, но узнать их практически невозможно, ведь появились они в нашей речи через иностранное посредство. Например, «канва». Сегодня слово имеет прямое и иносказательное значения. Во-первых, это сетчатая хлопчатобумажная ткань, применяемая как трафарет для вышивания, а во-вторых, так называют основу каких либо событий («Канвой для сюжета произведения послужило реальное происшествие»). Так причем же здесь конопля?
Оказывается слово «канва» заимствовано в начале XIX века из французского, где canevas – «грубая холщевая ткань» – производная от итальянского canapo, в котором уже не сложно узнать знакомый нам корень. В английском мы также знаем прямого наследника этого материала – canvas – «холст, полотно, брезент» и даже «паруса».
Все это свидетельствует о распространенности возделывания конопли в Европе.
Однако русский язык сохранил некоторые обозначения, связанные с коноплей, которые не поддаются этимологическому толкованию. Например, упомянутая «пенька». Лингвисты не признают родства со словом «пень», хотя не могут объяснить происхождения ни того, ни другого. Если вспомнить, что конопля – обильный источник получения древесины, то схожесть этих существительных будет представляться менее странной, и останется только прояснить их семантику.
Конопля – двудомное растение, то есть подразделяется на мужских и женских представителей. Первые назывались «посконь», а вторые «матерка». Матерка, как женское растение, без труда связывается со словами «мать», «матерь», «материя», а вот выявить происхождение слова «посконь» ученые не могут. Может быть, ответ на вопрос следует искать в отличиях сбора урожая мужских и женских растений. Известно, что коноплю, в отличие от льна, убирали («тягали», «дергали») в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле – «донашивать» маслянистые семена. Тогда «матерка» – то, что дозревает, матереет, а посконь – от «посыкать», «поскать», то есть вытаскать раньше срока. Не зря другие названия пыльниковой (бесплодной) конопли: «дергавцы», «бранцы».
За последние десятилетия традиционная культура стремительно летит в небытие. За ненадобностью исчезают и слова, столетиями хранимые в народных языках. Сегодня само упоминание конопли у многих людей вызывает неприятные ассоциации или же ментальную идиосинкразию. Доходит до того, что вводятся запреты на изображение листьев конопли, имеющих характерную форму. Распространение предметов одежды или брелков с подобной символикой может быть приравнено к пропаганде наркотических средств и повлечь административную ответственность. Из конопли сделали пугало, превратив ее из главного народного достояния в атрибут греха и порока. Думаете, так произошло случайно?