***

Елена Маненкова-Алехина
Нежность

Ужасно, согласитесь,
когда кто-нибудь
целиком и полностью
зависит от вас.
Это рождает панику, ибо здесь
один шаг до обречённости.
Это рождает бунт,
закипающий в недрах
себялюбивой крови.
Это рождает искушение -
сложить руки и пустить жизнь
на самотёк.
Это рождает ответственность -
чувство лошади, которую
впрягли
в очередную неотвратимость.
Или нечто непостижимое –
вкус власти,
упоение собственной силой.

Нежность
рождается от других причин.
Нежность – это мотылёк
на понурой лошадиной морде.
(12 января 1994)






Ноктюрн
 
Неизвестно, в каком месте своего русла
реки впадают в транс.
Но они пребывают в нем дни и ночи,
пока их гладкую кожу не вздыбят острые,
не оставляющие сомнений, ветры.

Пока их ведёт солнце.

Приятель-дождь порой
добьётся от них пары-другой слов,
а иногда и мягкого полусонного смешка.
Порой они оба
разойдутся так, что секретничают
на всю округу сутки напролёт,
не знаю о чем.

Сквозь взмокшее стекло,
которое живёт ожиданием ветра,
я почти завидую тем двоим.
(20 января 1994)






Зима

Сезон бледной кожи
и обесцвеченных губ.
ЗИМА.
Смешно надеяться,
можно попробовать,
нельзя не попытаться -

повернуть Природу вспять:
напором двойных дверей,
тройных окон,
многократных стен,
многотрудных крыш.

И праздновать лёгкую победу
босиком, в хитоне,
в компании с домашним уютом,
всегда готовым поддакнуть.

Под бессильные донестись
стоны замерзающих дерев.

ОНА ничего не знает про стены
и стоны.
ЕЙ до лампочки.

Как верные псы, элементарные
частицы
носят ЕЁ на своих подошвах.
(24 января 1994)






Знаки

В домах этих -
папиросная бумага вместо дверей.
Ещё лучше – газетная лапша для
отпугивания мух.
Замки и ключи – по привычке,
для поддержки ритуала.
Главное, обозначить.
Знак и есть самая
жизненепроницаемая преграда.
И сразу можно
по ту сторону газетного листа
совершать нелегальные сделки
хоть с собственной совестью,
не понижая голоса,
без скидок на окрестности.
И что из того, что
всем всё про всех ведомо,
коль скоро это так же,
на полных правах,
входит в понятие Знака?
(24 января 1994)







Лампа

Получается, меня это
и не касается вовсе.
И можно не брать меня больше
в расчёт,
если всё это – так.

Получается, меня здесь
как бы и нет,
в этом круге от лампы,
если это всё так.

Получается, я не с вами вообще -
чужая.
И разве я где-нибудь есть,
если держит нас вместе только
пространство -
а время разводит,
разводит шутя?

И мы, как два сцепленные кольца –
что у нас общего?
(7 февраля 1994)





Посвящение

Когда-нибудь,
в своей прекрасной старости,
сядешь ты на крылечко
перед солнечноокими
внуками.
И пролетит над тобою птица,
и тенью закроет тебя
её секундное крыло.

И вдруг, сначала с трудом,
припомнишь ты,
что была в твоей юности
одна тихая индивидуалистка,
тяжелый человек,
невозможный.

И примешься распутывать
негнущимися пальцами
спутанный тёмный клубочек.

И горько-горько заплачешь
над всеобщей участью и
над своею
прекрасной молодостью.
(1 марта 1994)


 
Лягушке друзей

Рыба в аквариуме квакает неслышно.
Ах, простите, это лягушка плавает?..
Но не кверху же брюшком – значит,
пока всё в порядке.

Моя лягушка, зелёная, на пружинке,
на суше живёт – и так для неё,
как ни прикинь, лучше.
Я с ней здороваюсь, нажимая на нос,
и она от радости скачет, готова
за мной упрыгать, если б не  эти
технические штучки.

По пятам за мной ходит – кот!
Лежит на подушке рядом. Можно в него,
плюшевую плюшку, зарыться носом –
и прощай, взрослость!

Но всё это не то,
всё это не в точку, а рядом.
Ближе, чем слово,
но вечно какой-то изнанкой к душе.
Заживо не возьмёт – а хочется,
а надо бы.

Одно дело – живое существо рядом.
Другое дело – живой человек рядом.
А третье – мужчина для женщины
рядом.
(14 февраля 1994)



Печаль

Сахарница на столе.
Тяжёлая стеклянная
крышка.
Чтоб рука отсохла
беспрестанно лазить
за сахаром.
(15 января 1994)



Предназначение

Это когда,  доверчивый,
ты являешься на свет –
и тебя встречают
вопросительными улыбками,
которые держали наготове
уже некоторое время.
(15 января 1994)



Подражание

Птица в далёком поле мечется,
пытаясь взлететь.
Не её ли это крылья
пожелтели и высохли осенью?

Дерево жмётся к ветру,
посылая вам вслед
прерывистый вздох,
оставленный, как всегда,
без ответа.

Первый колючий снежок
с детской жестокостью заметает
чьи-то побуревшие
крылья.

Не кажется ли вам,
в тишине,
что даже опавшие листья
жалеют людей иногда?
(10 февраля 1994)




Сера (Звёзды 1)

В доме повсюду спички.
Поджигатели…
А все звёзды всё равно 
на небе.
(17 февраля 1994)




Падение 1. (Нить)

Нить пробила небо,
скользнула по пути воздуха,
пронзила горизонтальные
взгляды,
расстроила уединение венчика,
поразила воображение камня,
зацепила историю зсемли,
задела за живое пласты веков,
сроднившиеся намертво,
смутила невозмутимые
эталонные потоки,
воссияла -
и безудержно проговорилась
в промозглом центре планеты.
(25 февраля  1994)




Стрелка

Я упрямо пытаюсь
через что-нибудь провалиться…
Меня бы, кажется, устроило всё:
мёртвая прошлогодняя былинка,
булавочный укол на стекле,
неожиданный чужой окрик.

Лишь бы остановить время на миг,
чтоб зайти сюда же с  другой
стороны. Очнуться,
вместе с секундной стрелкой,
другим человеком, другой собой.
(1994, весна)




Клерк

Вышел из дому -
и встал на холодном ветру,
что-то  в карманах ища.

Был одинок. Шелестели
листья сухие тополей
на осеннем ветру.

Последних несколько,
скрюченных.

Мёртвые цепкие листья.
(19 января 1994)



Собственность на чайную чашку
(словарик)

Собственность на чайную чашку -
что сие есть, что сие означает?
Забавную подробность?
Умилительный пустячок?
Всплеск случайной зависти?
Повод для недовольства?
Неожиданное изменение границ мира?
Дополнение к собственному «я»?
 Малюсенькую прелесть, нечто
посверкивающее в тине жизни?
Одну грань миллионногранного Вкуса?
 Причуду себялюбца, художника, эстета,
педанта, гигиениста, баловня, упрямца,
вечного младенца, домашнего тирана,
маньяка, любимчика,тупицы?..
 Вполне терпимый маразм дедушки или
бабушки?
 Женский каприз? Мужской каприз?
Детский каприз?
Традицию, стершуюся до пустого места?
Точку всеобщего разлада?
 Уживчивую атмосферу цивильного
согласия?
Результат слепого подражания?
Плод осмысленного поклонения?
 Итог вселенских притязаний
индивидуалиста?
 Склонность к собственничеству
вообще?
Комплекс притеснённого?
Снисхождение к подкаблучнику?
Пункт помешательства?
(Ну не пункт же из устава ново-
явленной масонской ложи!..)
Игру, развлечение, новинку?
 Нелепость, ерунду, напраслину,
сущую мелочь, ничто?..
Нечто?..
Загадочное проявление Воли извне?
Отметину в самопроизвольном Тесте?
Знак домашней войны?
Знак домашнего мира?
Раздел – миров?
Своеобразный отблеск эскапизма?
 (Не)лишнюю квадратную единицу
почвы под ногами?
 Добавочный объем жизненного
пространства?
 Нишу в восхитительных лабиринтах
существования?
Вот такой ракурс самоидентификации?
 Проявление оригинальной натуры, импульс,
спонтанный ход?
 Не более проявление чего-либо, чем
привычка поднимать воротник в ветреную
погоду?
Обыкновенную скупость? тривиальную
глупость? банальное жеманство?
манерность?
Обыкновенное – житейское – дело?
Блуждающий электрон в Природе Вещей?
 Элемент в системе доказательств
индивидуума миру, который отнюдь в
таковых не нуждается?
Свидетельство карантина?
Капельку, без которой счастья нет?
 Первую – единственную – последнюю –
самую радость в жизни? Яблоко раздора?
Спичку у пороховой бочки?
Фишку в жизненной игре?
Узелок на полотне судьбы?
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
 Нежную привязанность, смертельную
привычку друг к другу губ и края чашки?
 Вечную взаимную ревность рук, губ, глаз
и самой чашки?
 Поиски гармонии в непосредственной
близости?
 Что в доме есть, как минимум, ещё одна
чайная чашка?
 Наконец, сияющие неземным счастьем глаза
на автопортрете с Чашкой?
(18 января 1994)



Зонтик

Ты оставила меня однажды
как зонтик в людном месте –
и я попал в Камеру забытых вещей.
Я там прижился, представь.
Нашёл приятелей и своеобразный уют.
А со временем обзавелся кое-чем
и отсюда отправляюсь теперь на службу.
   
Я стал часто думать, что весь мир –
Камера Забытых Вещей.
Всё меньше мне хочется вылезти
куда-нибудь по выходным,
и всё больше вокруг полузабытых лиц.
   
А недавно я увидел здесь тебя –
и не удивился.  Ты взглянула с некоторым
замешательством, припоминая.
Теперь мы приветствуем друг друга
как старые знакомые и довольно живо
беседуем!..

И, кажется, ждём кого-то ещё.
Я – с любопытством, а ты – с беспокойством.
   
Бедная моя!
Ты просто ещё не успела понять,
как примиряет людей между собой жизнь
в Камере забытых вещей.   
И как это порой хреново!
(21 января 1994)