Наследие предков. Часть 7 дополненная

Олег Малашонок
Тема: Восстановленная церковь Святого Духа.

(Бывший кафедральный Петропавловский собор).

   Добрый вечер, благасловенные судари и сударыни!

   Находясь в состоянии- А где же я?- и выходя из него ветерком лёгкого вдохновения, вы неожиданно для самих себя обнаружили необъяснимое преображения вашей разрозненной сути в единство неразделимости. Это светлое состояние нашей преображённой души возникло тайно и явно. Оно распространилось на вас светлой памятью светлого Храма Святого Духа из старого города Менска. Под впечатлением созерцаемого Вы прошептали чуть слышно: "А где же Храм?"- и глянули на меня с удивлением, желая продолжения нашего безмолвного диалога на двух царственных языках,- белорусском и русском. Я оторвался от нашего внутреннего созерцания Света Истины и поглядел на вас жизнерадостно, понимая суть вашего сокровенного желания...

   Былая царква Святога Духа. ( Былы кафедральны Петрапаулаускi сабор ).

   Унiяцкая царква Святога Духа была паставлена у пераяд жорсткага супрацьстаяння памiж праваслаунымi i унiтамi. Першыя змагалiся за захаванне сваiх правоу, другiя, пасля Берасцейскай царкоунай унii 1596 года,- за атрыманне уласнасцi праваслауных.

   Царква у сярэдзiне Рынка побач з ратушай згадваецца у 1598 годзе у дакуменце, што захоуваецца у архiве Iнстiтута гiсторыi Расiйскай акадэмii навук Санкт-Пецярбургу.

   23 жнiуня 1616 года жыхары Менска з ведама магiстрата учынiлi напад на цвiнтар царквы Святога Духа, ганяючыся са збруяй за манахамi. На наступны дзень супраць базылян паднялося "амаль усё места", у вынiку чаго былi папсаваны будаунiчыя матэрыалы на пляцоуцы, дзе ставiуся храм. У вераснi з iнiцыятывы магiстрата была зроблена спроба падпалiць царкву. 4 кастрычнiка магiстрат накiравау людзей да храма: яны папсавалi муры, забралiся званiцу, званiлi у званы. 5 кастрычнiка 1616 года менскiя унiяты скардзiлiся каралю Рэчы Паспалiтай Жыгiмонту Чацвёртаму Вазу, што цяпер ад мяшчан ("od pospolstwa") "абразы, уцiскi", "гвалтоуныя напады са зброяй на могiлкi i царкоуныя будынкi".

   Тым не менш, 18 кастрычнiка 1616 года з замкавага сабора у галоуны храм манастыра Святога Духа быу перанесены абраз Мацi Божай Менскай.

   У 1636 годзе манастыру Святога Духа быу перададзены пляц, якi называуся Лужа, для будоулi мураванага храма замест драулянага.  Храм быу пастаулены у стылi рэнiсанса з рысамi готыкi, якiя увасобiлiся у вялiкiх стральчатых аконных праёмах. Спалучэнне рысау готыкi i рэнесансу- адна з асаблiвасцей дойлiдства Беларуci у тую эпоху. У 17 веке дах пакрывала пляскатая чарапiца. Барочны франтон быу размаляваны фрэскамi (хутчэй за усё, як мяркуе гiсторык У.Дзянiсау, у 18 стагоддзi).

   У час вайны 1654-1667 гадоу з Маскоускай дзяржавы базылянскi кряштар эвакуiравауся з Менска у вёску Лауна (цяпер у Мастоускам раёне). Маскоуцы увашлi у Менск улетку 1655 года. У будынку кляштара размясцiлася чужаземнае войска. Манахi вярнулiся назад пасля вызвалення места у 1660 годзе.

   Маскоускi дыпламат П.Талстой у 1697 годзе быу уражаны хараством "мураванай вялiкай" царквы, у якой скляпеннi "изрядные", "гэтакiх скляпенняу мала у Польшчы знойдзецца у каменным будаунiцтве".

   Як сведчыу iгумен мiнскага манастыра базылян Ян Аляшэускi, калi у канцы лютага 1708 года на горад напалi "з пякельным шаленствам" калмыкi, то яны "адразу ж кiнулiся высякаць дзверы у прытворы нашай царквы (Св.Духа), якiя былi замкнёныя". Выбiушы дзверы, рабаунiкi увалiлiся "на конях у царкву, а калi там мала пажывiлiся, выбiлi дзверы у рызнiцу i, ухапiушы там два багата пазалочаныя келiхi, iншыя скрынi i склянкi пасеклi."

   Вiдарыс царквы Святога Духа пасля 1793 года, калi Менск быу далучаны да Расiйскай iмперыi, адлюстраваны на малюнку, знойдзеным не пазней за 1992 год на паддашку колiшняга кляштара базылян (цяперашняя вулiца Энгельса, 1). Царква Святога Духа адлюстравана з барочным франтонам.

   У 1795 годзе унiяцкая царква Святога Духа была пераасвечана у праваслауны Петрапаулаускi сабор.

   У вайну 1812 года храм быу ператвораны у лазарэт французскай армii. Былi ушчэнт разбураны звонiца i алтар сабора.

   Расiйскi чыноунiк А.Башняк у кнiзе "Дневные записки путешествия в разные области Западной и Полуденной России" у 1815 годзе адзначыу, што у Мiнску "огромностью своею привлекает российский собор".

   У клештары бернардзiнак (вул. Кiрыла i Мефодзiя, 5) 30 мая 1835 года а 9-й гадзiне пачауся пажар, якi перакiнууся на кляштар бернардзiнцау, а адтуль- на Петрапаулаускi сабор. Пасля пажару царква была перабудавана. Рэканструкцыя адбылася у 1840-я гады: да галоунага фасада прыбудавалi звонiцу з дзвюма невялiкiмi вежамi. Частку скляпенняу разабралi i над храмам паставiлi купал на чатырохгранным барабане. Работамi кiравау у 1846-1850 гадах архiтэктар Густау Валерт. У аздабленнi iнтыр"ера будынка бралi удзел расiйскiя мастакi Ф.Брунi, I.Ксенафонтау, Сарокiн. Новы унутраны выгляд храма уразiу У.Сыракомлю, якi адзначыу тут абраз Збавiцеля, выкананы I.Ксенафонтавым "у вiзантыйскам стылi": "Абраз гэты апраулены у прыгожую разьбяную раму работы пана Ягорава". Таксама У.Сыракомля звярнуу увагу на абраз I.Ксенафонтава з выяваю Божага Уваскрэсення i палатно Сарокина "Праабраженне (Пераувасабленне) Божае".

   Паводле праекта 1893 года, сабор быу яшчэ раз перабудаваны. З аднанефнага ён стау трохнефным, быу зменены выгляд званiцы.

   У будынку было выяулена надмагiлле Марыi Маслянкi. У 1878 годзе член Маскоускага архелагiчнага таварыства Руф Iгнацьеу зафиксавау надпiс на плiце: "Памяць понеже гласить. Труба духоуная. Покайся. Днесь. Мне. Утро. Тобъ. Неомыляйся. Размышляй. Собъ. О писменахъ. Законных. Главъзны. Достоитъ. Бо искать оное. Небесное. очизны. Для которое. Представiся. Раба Божiя учьстивая Марья Филиповна. Панi Андреева Масленъ чинная. Бурмистровая. Менская. Лъто. Бож. Нарож. а... Зекгарь. Мнъ. Годины. Выбiлъ. Пейчокъ 7. Гласъ. Свой. Вывелъ Смерть приму". Настаяцель сабора Павел Афонскi вывучау плiту у 1887 годзе. Ён адзначыу, што "увесь надпiс складаецца з 19 радкоу, пры гэтым увесь ён зроблены старославянскiмi лiтарамi, абрыс якiх дастаткова правiльны, лiтары, што змяшчаюцца у першых радках, крыху буйнейшыя, чым у апошнiх чатырох радках". П.Афонскi высветлiу, якiм чынам надмагiлле трапiла у Петрапаулаускi сабор. Першапачаткова плiта была умаравана у сцяну царквы Ушэсця Божага. Пасля заняпаду гэтага храма плiту перанеслi у базылянскую царкву Святога Духа. Муж М.Малянскi у дакуменце 1590 згаданы як менскi бурмiстр, ён быу названы "рочным" (выбраным на рок- год) бурмiстрам на 1592-другi. Пад 1612 годам у дакументах менскага магiстрата у якасцi бурмiстра фiгуруе ужо Васiль Маслянка, мабыць, Андрэеу сын.

   У 1864 годзе сабор наведау расiйскi мастак Дзмiтрый Стукау, якi намалявау напрастольны крыж 16 стагоддзя, што тут захавауся, з надпiсам:" Княжна слуцкая 1580 Юрий Юрiевiч Олелко". Таксама Д.Стукау намалявау убачаны iм вобраз Мацi Божай Менскай, што захоувауся у храме.

   14 (27) студзеня 1906 года ля царквы быу здзейснены няудалы замах на минскага губернатора Курча. Сярод тых, хто нёс труну, быу i П.Курлоу. У той момант, калi дамавiну паставiлi на катафалк i губернатар стау апранаць шынель, у яго паляцела бомба. Яе кiнуу минчанин Иваноу Пулихау, якi такiм чынам выканау прысуд партыi сацыялiстау-рэвалюцыянерау. Побач з П.Курловым былi мiнскi архiепiскап Мiхаiл i палiцмайстар Норау. Курлоу потым згадвау: "Я паглядзеу унiз i убачыу каля маiх ног чытырохвугольны скрутак у шэрай паперы"...

   У час расследвання высвятлiлася, што Пулiхау кiнуу бомбу уверх з разлiкам, што яна упадзе на зямлю и разарвецца. Але бомба краем абдзерла мне галаву, а затым па рукаве мундзiра скацiлася да маiх ног i неразарвалася. У Норава у той момант двойчы мiма стрэлiла Аляксандра Измайлавiч, актыуная дзяячка партыi эсэрау. I.Пулiхау быу пакараны смерцю, А.Измайлавiч- катаржнымi работамi.

   22 кастрычнiка 1914 года сабор наведау расiйскi iмператар Мiкалай Другi: "Подъ звонъ со всъхъ церквей и костеловъ и пънiи гимна "Боже, Царя храни" Его Императорское Величество изволилъ прослъдовать въ переполненый молящимися кафедральный соборъ. В соборъ Его Величество былъ встръченъ Преосвященнъйшимъ Митрофаномъ, Епископомъ Минским и Туровскимъ, и Преосвященнъйшим Феофилактом, Епискапом Слуцкимъ, съ сонмомъ духовенства".

  У час вiзiту у Менск 19 верасня 1919 года кiраунiк Польшчы Юзаф Пiлсудскi наведау сабор (пасля 9.30). На уваходзе яго сустрэу архiепискап Менскi i Слуцкi Мельхiседэк.

   У 1930 годзе сабор быу зачынены i пераданы арганiзацii "ЗаготЗерно". З гэтага часу i да знiшчэння храма богослуженнi тут праводзiлi прадстаунiкi гэтак званай абнауленчай царквы.

   У 1934 годзе з сабора быу знят звон, якi яшчэ у 1870 годзе даставiлi са Слуцка (гэта быу дар слуцкiх князёу Алелькавiчау тамтэйшаму Свята-Траецкаму манастыру).

   15 сакавiка 1936 года на пасяджэннi Бюро ЦК КП(б)Б абмеркоувалася пытанне "Аб зносе сабора на пляцы Волi". Дакладвау старшыня Савета Народных Камiсарау Беларусi Мiкалай Галадзед. Аднагалосна пастанавiлi: таварышам Галадзеду, Чарвякову, Рыскiну, Любовiчу i Ляплейскаму (народны камiсар унутраных справ) рыхтавацца да зносу царквы. Выбух прагрымеу у другой палове мая. Моцныя муры не паддавалiся падрыунiкам i iм давялося правесцi аперацiю уначы за два прыёмы.
   Як сведчыу вiдавочца протаиерэй Барыс Васiльеу, пасля другога выбуху засталiся горы друзу, але часткова ацалеу усходнi мур з выяваю Узнясенне Хрыстовага.

   У 1978, 1988-1989, 2009 гадах правадзiлiся архелагiчныя даследваннi храма. Былi выяулены пахаваннi святароу у драуляных трунах 17-18 стагоддзяу. Знойдзены фрагменты падлогi- кiрамiчна квадратная плiтка з узорами, пакрытая зялёнай палiвай.

   Праект аднаулення будынка колiшняй царквы Святога Духа быу распрацаваны яшчэ в 1979 годзе пад кiраунiцтрам С.Багласава. Ажыццявiлi iдэю толькi у 2009-2011 гадах. За аснову узялi выяву фасада 1800 года, абмеры 1843 года.

   У аднаулённой царкве размясцiлася канцэртная зала "Верхнi горад". 10 верасня 2011 года сюды прыйшлi першыя наведвальнiкi-маладажоны, якiя узялi тут шлюб...

   Бывшая церковь Святого Духа. (Бывший кафедральный собор).

   Униатская церковь Святого Духа была поставлена в период жёсткого противостояния между православными и униатами. Первые боролись за сохранения своих прав, вторые, после Берастейскай унии 1596 года,- за за получение собственности православных.

   Церковь в середине Рынка, рядом с ратушей, упоминается в 1598 году в документе, который сохранился в архиве института истории Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

   25 августа 1616 года жители Менска с ведома магистрата совершили нападение на церковный двор церкви Святого Духа, гоняясь со зброей за монахами. На следующий день против базилиан поднялось "почти всё местечко", в результате чего были испорчены строительные материалы на площади, где ставился новый храм. В сентябре по инициативе магистрата была совершена попытка подпалить церковь. 4 сентября магистрат с ратуши направил людей до храма: они повредили фундамент, забрались на звонницу, звонили в колокола. 5 сентября 1616 года менские униаты жаловались королю Речи Посполитой Жигимонту 4 Вязу, что терпят от мещан "оскорбления, ограничения", "криковые нападения со зброей на могилки и церковные строения".

   Тем не менее, 18 сентября 1616 года с замкового собора в главный храм монастыря Святого Духа было перенесена икона Богоматери Менскай.

   В 1636 году монастырю Святого Духа был передаден земельный участок, который назывался Лужа, для строительства кирпичного храма вместо деревяного. Храм был отнесён к стилю ренесанса с чертами готики, которые были воплощены в больших, вытянутых в виде арки,  оконных проёмах. Сочетание черт готики и ренесанса- одна из особенностей архитектуры Беларуси в ту эпоху. В 17 веке крышу покрывала плоская черепица. Баррочный фронтон был разукрашен фресками (скорей за всё,как размышляет историк В.Денисов, в 18 веке).

   Во время войны 1654-1667 годов с Московским государством базилианский католический монастырь эвакуировался из Менска в село Лавна (сейчас в Мастовском районе). Московцы вошли в Менск летом 1655 года. В здании кляштара разместилось чужеземное войско. Монахи вернулись назад после освобождения места в 1660 году.

   Московский дипломат П.Толстой в 1697 году был впечатлён красотой "каменной огромной" церкви, у которой дугообразные перекрытия "изрядные", "таких перекрытий мало в Польше найдётся в каменном строительстве".

   Как свидетельствует игумен минского монастыря базилиан Ян Олешевский, когда в конце февраля 1708 года на город напали "с пекельным безумием" калмыки, то они "сразу же кинулись высекать двери в прикворе нашей церкви (Св.Духа), которые были закрыты". Выбивши двери, грабители ввалились "на конях в церковь", а когда там мало поживились, выбили двери в ризницу и, схвативши там два богато позолоченных кубка, иные коробки и коробочки посекли".

   Изображение церкви Святого Духа после 1793 года, когда Минск был присоединён к Российской империи, показан на рисунке, найденном не поздней за 1992 год на чердаке минулага католического монастыря базилианок (сегодняшняя улица Энгельса, 1). Церковь Святого Духа изображена с баррочным фронтоном.

   В 1795 году униатская церковь Святого Духа была переосвящена в православный Петрапавловский собор.

   В войну 1812 года храм был превращён в лазарет французской армии. Были до основания разбурены звонница и алтарь собора.

   Российский чиновник А.Башняк в книге "Дневные записки путешествия в разные области Западной и Полуденной России" в 1815 году отметил, что в Минске "огромностью своею привлекает российский собор".

   У кляштора (католического монастыря) бернардинок (улицы Кирилла и Мефодия, 5) 30 мая 1835 года в девять часов начался пожар, который перекинулся на кляштар бернардинцев, а оттуда- на Петропавловский собор. После пожара церковь была перестроена. Реконструкция произошла в 1840 годы: до главного фасада пристроили звонницу с двумя небольшими башнями. Часть арочных перекрытий разобрали и над храмом поставили купол на четырёхгранном барабане. Работами управлял в 1846-1850 годах архитектор Густов Валер. В украшении интерьера здания участвовали российские художники Ф.Бруни, И.Ксенофонтов, Сорокин. Новый внутренний облик храма впечатлил В,Сыракомлю, который отметил здесь образ Спасителя, выполненный И.Ксенофонтовым "в византийском стиле": "Образ этот вставлен в красивую резную рамку работы господина Егорова".Также Сыракомля обратил внимание на образ И.Ксенафонтова с изображением Божьего Воскресения и полотно Сорокина "Преображение Божае".

   Согласно проекта 1893 года, собор был ещё раз перестроен. З однонефного он стал трёхнефным, был заменен облик колокольни.

   В строении церкви 19 века было выявлено надгробие Марии Маслянки. В 1878 году член Московского археологического товарищества Руф Игнатьев зафиксировал надпись на плите: "Паметь. Понеже. Гласить. Труба. Духовная. Покайся. Днесь. Мнъ. Утро. Тобъ. Неомыляйся. Размышляй. Собъ. О писменахъ. Законньiхъ. Главизны. Достоитъ. Бо искать оное. Небесное. Для которое. Представiся. Раба Божiя учьстивая. Марья. Филиповъна. Панi Андръевая Масленъ. ... чiная. Бурмистровая. Мънская. Лъта. Бож. Нарож. а... [1...] Зекгаръ. Мне. Годины. Выбiлъ. Пейчокъ 7. Гласъ. Свой. Вывылъ. Смерть приму".

   Вот какой ассоциативный ряд появляется в памяти моей, после прочтения надгробной надписи: Память пониже гласит. Звучит труба духовная. Послушай её и покайся. Днём мне ( Ангелу Памяти ). Утром себе. Неспеши. Размышляй о Письменах Законных, Главных, Достойных. Потому что ( очень важно ) искать иное, небесное, ради которого представилась Раба Божья Мария Филиповна, госпожа чинная, бурмистровая, менская, лета Божьего нарождения ... Мой час пробил. Голос свой вывел. Смерть принимаю.

   Настоятель собора Павел Афонский изучал плиту в 1887 году. Он отметил, что "вся надпись состоит из 19 рядков, при этом вся она сделана старославянскими буквами, черты которых достаточно правильны, буквы, что размещаются в 15 рядах, чуть большие, чем в последних четырёх рядах". П.Афонский узнал, каким образом надгробие попало в Петропавловский собор. Первоначально плита была вмурована в стену церкви Вознесения Божьего. После разорения этого храма плиту перенесли в базилианскую церковь Святого Духа. Муж М.Маслянки Андрэй Маслянка в документе 1590 года упоминается как менский бурмистр, он был назван "рочным" (выбранным на рок- год) бурмистром на 1592- другой. Под 1612 годом в документах менского магистрата в качестве бурмистра фигурирует уже Василий Маслянка, может быть, Андреев сын.

   В 1864 году собор посетил росийский художник Дмитрий Струков, который рисовал настольный крест 16 века, что здесь сохранился, с надписью: "Князь слуцкий 1580 Юрий Юрьевич Олелко". Также Д.Струков нарисовал увиденую им икону Богоматери Менской, что сохранилась в храме.

   14 (27) января 1906 года около церкви было осуществлёно неудачное покушение на минского губернатора Павла Курлова. Этот произошло во время выноса тела атеиста генерала Курча. Среди тех, кто нёс гроб, был и П.Курлов. В то мгновение, как гроб поставили на катафалк и губернатор стал одевать шинель, в его полетела бомба. Её кинул минчанин Иван Пулихов, который таким образом исполнил приговор партии социалистов-революционеров. Рядом с П.Курловым были минский архиепископ Михаил и полицмейстер Норов. Курлов потом вспоминал: "Я посмотрел вниз и увидел около моих ног четырёхугольный свёрток в серой бумаге".

   В час расследования стало известным, что Пулихов кинул бомбу вверх с расчётом на то, что она упадёт на землю и разорвётся. Однако бомба краем поцарапала мне голову, а потом по рукову мундира скатилась до моих ног и не разорвалась". В Норова в тот момент дважды мима выстрелила Александра Измайлович, активный деятель партии эссеров. И.Пулихов был наказан смертью, А.Измайлович- каторжными работами.

   22 октября 1914 года собор посетил российский император Николай Второй: "Подъ громовые несмолкаемые раскаты "ура", при торжественном колокольномъ звонъ со всехъ церквей и костёловъ и пънiи гимна "Боже, Царя храни" Его Императорское Величество изволилъ прослъдовать въ переполненный молящимися кафедральный соборъ.

  Въ соборъ Его Величество былъ встръченъ Преосвященнъйшимъ Митрофаномъ, Епископомъ Минскимъ, Туровскимъ, и Преосвященнъйшимъ Феолфилактомъ, Епископомъ Слуцкимх, съ сонмомъ духовенства".

   В час визита в Менск 19 сентября 1919 года руководитель Польши Юзаф Пилсудски посетил собор (после 9.30). При входе его встретил архиепископ Менский и Слуцкий Мельхиседэк.

   В 1930 году собор был закрыт и передан организации "Заготзерно". С этого времени и до уничтожения храма богослужения здесь проводили представители так называемой обновлённой церкви.

   В 1934 году с собора был снят колокол, который ещё в 1870 году даставили со Слуцка (это был дар слуцких князей Олельковичей тогдашнему Свято-Троецкому монастырю).

   15 апреля 1936 года на заседании Бюро КЦ(б)Б обсуждалася вопрос "Об сносе собора на площади Воли". Докладывал председатель Совета Народных Комиссаров Беларуси Николай Голодед. Единогласно постановили: товарищам Голодеду, Червякову, Рискину, Любовичу и Леплевскому (народный комиссар внутрених дел) готовиться к сносу церкви. Взрыв прогремел во второй половине мая. Мощное каменное здание не поддалось подрывникам и им пришлось проводить операцию ночью в два приёма. Как свидетельствовал протаиерей Борис Васильев, после второго взрыва остались горы щебня, однако частично уцелел восточный фундамент с изображением Вознесения Христа...

   В 1978, 1988-1989, 2009 годах проводились археологические исследования храма. Были выявлены могилы священников в деревяных гробах 17-18 веков. Найдён фрагмент пола - керамической квадратной плитки с узорами, покрытыми зелёной защитной краской.

   Проект обновления здания бывшей церкви Святого Духа был разработан ещё в 1979 году под руководством С.Багласава. Осуществили идею только в 2009-2011 годах. За основу взяли изображение фасада 1800 года, измерения 1843 года. В востановленной церкви разместилась концертная зала "Верхний город". 10 сентября 2011 года сюда пришли первые посетители- молодожёны, которые заключили здесь любовный союз.

В глубине чистого сердца.

Велик и славен храм сердечный
Святого Духа, в граде Менск,
Который радостью предвечной
Творит улыбочки акцент;
Велик и славен стилем разным,-
Готикой окон муз прикрасных,
Барроком внешности очей
И пластикой души своей.
В нём радость жизни ренесанса
Соединила высоту
И взгляда света красоту
С огонём и пластикой романса,
В единстве просветлённых душ,
В забвении сердечных стуж.

В веке семнадцатом, конечно,
Построен был прекрасный лик,
Чей облик нежности сердечной
Во глубине души бодрит;
Внутри же храма ведарисы,*
Как взоры ясные актрисы,
Пленяют наш уставший ум
Огнём познаья дерзских дум.
Войдя в храм сердца устремлённый
На любопытство ваших глаз,
Вы замечаете экстаз,
Пространством храма порождённый;
Вы созвучите с ним душой,
Непостижимо золотой.

Легким лучом звучанья лиры
Храм наполняет вашу суть
И целомудрием порфиры,
В ночи, вам не даёт уснуть;
Созвучье нефов вдаль уводит;
Ум успокоенный находит
В их гармонической игре
Улыбку, словно в детворе.
Блистают краски стен прозрачных
Намёков творческих октав;
Рассудок вас смиряет нрав,
Внимая ликам муз удачных
На фресках мира, на стенах,
На звуках лира, в звуках "Ах!"

Какая прелесть света знанья
Застыло в капельках огня!
Какая радость мирозданья
Очаровало музой дня!
Какая глубина сюжета
Передалась в иконах света
Отцом Небесным в фрезках муз,
Скрепив огнём души союз.
Мы замираем в единеньи
Познаний капелек огня;
Мы замечаем прелесть дня,-
Красивый облик помещенья,
Восторг души, свет очага,
И добродетели рука.

Нефы пространства звуков ряда
Низводят прелесть огонька
В наше созвучье музой лада
Игрой лучей, наверняка;
Лучи познания пространства
Блистают светом постоянства,
Приумножая свет у нас,
Под утро и в вечерний час.
К тому же, звук органов Храма
И скрипок в хороводе муз,
Творят одной любви союз
В сердце пришедших, постоянно;
Одна улыбка в тишине
Дрожит на сердце, в глубине...

 
1. Примечание: Литературный источник: Вiктор Корбут, Дзмiтрый Ласько "Минск. Наследие старого города". страницы 68-74.

2. Примечание: Фотография храма Святого Духа сотворена фотохудожником Дмитрием Ласько и взята из вышеупомянутого "Наследие старого города".

3. Примечание: Ведарисы- это совокупность красивых внутренних ощущений храма, рисующие огнём веды внутреннюю красоту созерцаемого пространства.

© Copyright: Олег Малашонок, 2018