Обзор стихов победителей 285-289. Сергей Богомолов

Семь Дней 3
Ссылка на авторскую страницу:
http://www.stihi.ru/avtor/bogamol

Когда человек молод, то он, как правило, стремится попасть в как можно большее число каких-то
компаний, познакомиться с как можно большим количеством людей: ищет тех, кто ему подходит,
кому он подходит. С возрастом это стремление к количеству проходит, ему на смену приходит стремление
к качеству. Так и со стихами. Я, конечно же, буду изо всех сил стараться "быть молодым" при оценке
предложенных мне стих-ний, но думаю, получаться это у меня будет не во всём и не всегда, поэтому:
о том, что мне понравится, буду говорить чуть побольше, о том, что не очень понравится - чуть поменьше.
Уж не обессудьте :).

***
и здесь же, сразу же, заранее прошу всех авторов не относиться
к предлагаемым мной "вариантам переделок" ваших замечательнейших стихо всерьёз:
это всего лишь моё о-очень частное мнение.


1. "Облако"

- ну такое "возрастное" стихо, такое очередное "не жалею, не зову, не плачу", которое я
- как человек в возрасте - понимаю, но не принимаю, т.к. по законам данного жанра(которые
я когда-тось сам для себя установил), в финале нужно непременно "проскакать на розовом
коне". Иначе никак, иначе - это нытьё.


2. "Ни лица..."

- прочитав первую строку "ни лица, ни фигуры, ни тени", подумалось: какая-то прямо-таки
"пустыня ночью", интересно, - как же разглядеть события, которые здесь произойдут?
- или по-другому,  - как автор будет выкручиваться из положения, в которое сам же себя и
загнал этой первой строчкой? Ну и что бы вы думали? - почти выкрутился, закольцевав
стих-ние этой - на первый взгляд не вполне вразумительной строчкой. Почему почти? - а
потому, что "старые лицо, фигура и их тень" сошли на нет, а "вновь обретённые" никак,
даже намёком, не обозначены. А хотелось бы.
Словом, в общем, - хорошо, понравилось.
В частностях же - очень не понравилось то, как после вполне удачно обозначенной в первом
четверостишье двусмысленности слова "воскресенье"(1. день недели, 2. "переход из
завершившегося бытия в начинающееся"), второе четверостишье первый из смыслов просто убило:
"в этот день я со всеми воскресну".
И мне вообще кажется, что второе четверостишье здесь лишнее: и  второе и третье
говорят нам по сути об одном и том же, только второе идёт как на ходулях и бьёт в лоб,
третье - органично связано с первым, и то бишь, укрепляет необходимый стих-нию(заданный
первым катреном) контекст. Словом, секвестр второго четверостишия был бы  как раз впору.

Ни лица, ни фигуры, ни тени,
Колокольный размеренный голос.
Перебрав миллион воскресений,
Всё равно не найдёте такого.

Над обыденным можно в полёте
К отдалённым вершинам умчаться,
Где за каждым крутым поворотом
Будет ждать несмышлёное счастье.

А пока перегибы, изломы,
Неудачи всё чаще и чаще.
День за днём, не спеша, по-земному
До краёв переполнилась чаша.

Выбираю напиток Сократа.
Запах пряный у сока цикуты.
И, как было в Элладе когда-то,
Ожидаю. Проходят минуты.

Ни лица, ни фигуры, ни тени,
Беззаботный полёт, легкокрылость.
Просто
остановилось мгновенье,
Просто что-то во мне изменилось.


3. "Усадьба Утешение"

- хорошее, написанное короткой строкой, настроенческое стих-ние с несколькими явными ляпами,
однако: первый, - весь рассказ идёт в настоящем времени и вдруг ни с того ни с сего появляется
время прошедшее - "вечно стекленели", второй, - (там же) - "стекленеющие ворота" - это о чём?,
третий, - снегирям дОлжно быть в будущем ЦАРЯМИ, никак не дОлжно им быть ЦАРИ.
*** короткая строка - это оочень хорошая вещица, но - сколь она хороша, столь же и коварна.***


4. "Зверь"

- не понял, зачем было написано это стих-ние. Как сценарий короткометражного фильма о маньяке?
о бывшем полицае? (о ком?...) - слишком много вопросов. Оставляю без комментариев.


5. "Огни большого города"

- впечатление такое, как будто команде КВН задали задание написать стишок на тему "смешно",
ну вот она и написала.


6. "Ветер"
и
7. "От берёзовой рощи к холодной порожистой речке..."

- в обоих стих-ниях столько красивостей, что я аж глубоко и искренне засмущался
(ну потому как сам был когда-тось грешен, - а кто не был вначале-то ? :).
Дорогие коллеги, если вместо 90% красивостей будет в тексте одна хорошо подмеченная
- а затем хорошо выписанная - деталь, то такие тексты станут стихами.
Самая моя любимая деталь такого рода - это пёрышко в финале фильма "Форрест Гамп".


8. "Зверь"

- в самом начале абсолютно не понял, с какой стати меня ставят в известность о том,
что девушка не заряжала ружья, - а что, обычно она его заряжала что ли? - в остальном
же - технически выверенное, с хорошей образностью - без пережимов и без всхлипов, на
которые вполне можно здесь сорваться - стихо. Зацепило. Кандидат в призёры.


9. "Сон"

- юмор уровня Комеди-Клаба. Без оценки, без комментариев.


10. "Тилацин"

- люблю символизм, который практически исчез из поэзии. Спрятать какие-то основные в
жизни вещи от посторонних глаз, пусть даже став при этом вымирающим сумчатым - это сильно,
это символ. Есть местами несколько "неоткорректированный поток сознания", а это всегда
выглядит не-бреж-но. Надо брежнее:

Пора: меж собакой и волком
щетинится мёртво латынь.
Разрыв между верой и долгом
- наследие прежних вершин -

потерянно бродит во мраке.
Пригревшись, уснут на груди
воскрешие детские страхи
невыученного пути.

В объятьях недолгого лета
под росчерк упавшей звезды
не плачь, не завидуй, не сетуй
на сумчатость тесной судьбы.

Затихло печальное эхо,
и ты остаёшься один,
ушедшего времени веха
- последний в роду тилацин.

Как по мне, так оно и понятнее, и чётче, и более по-русски.
Пусть тоже будет кандидат в призёры.


11. "Этот дождь..."

- хотел было придраться к сбою ритма в "чуть тревожит ломкий вздох сбившейсЯ кардиограммы",
но потом подумал, что коли кардиограмма ИМЕННО В ЭТОМ МЕСТЕ сбилась, то и ритму можно, в
этом же самом месте :)). Последняя строка как-то банально и выглядит и звучит, скажем -
даже - "сквозь меня-тебя-меня" было бы и то лучше, но... я не автор, автору тут виднее, но
финалец надо бы повращать. Чуток маленько. Кандидат в 1-3.


12. "Слёзы"

- из меня слёзу не выжало. Несмотря ни на что.


13. "вчерашний хлеб"

- слезу не выжало тоже, но звукопись хорошая. Перечитал, понравилось.


14. "Он шёл с войны"

- вроде всё и неплохо, но когда после "небыли", как-то жуть сжавшись, предчувствуешь "небо",
и оно-таки наступает, то - всё: слов нет, мыслей тоже.


15. "Моя бухгалтерия"

- Комеди-Клаб, над последней строчкой даже разразится хохот, а затем и аплодисменты.


16. "Закрыт ларёк"

- сценарий рекламного клипа "проПиво" в КВН/Комеди-Клаб.


17. "Алгоритм озарений"

- никогда не знал, что "прозябать можно скупо", что "плен бывает ветошным". Но как песенка
андроида для чисто детского м/ф вполне пойдёт, что-то в этом этом есть.


18. "загнанных лошаде..."

- совсем недавно перечитывал Анну Каренину, никакая она не загнанная лошадь - это раз,
два - это то, что всегда надо бы помнить/думать о Серёже (всегда, всем парам на свете
надо думать/помнить о Серёже Каренине).
Технически исполнено хорошо, образ создан, короткая строка внедряет этот образ в читателя
чётко, без каких либо пауз и помех. Кандидат в призёры.


19. "Неотпускное"

- важная тема, замечательно подмечена/задумана(?), так же замечательно исполнена.
Название - абсолютный невпис: хоть и понятно в конце концов, что это - о том, что
"не отпускает", но самое ведь первое, о чём думается - это "не отпуск". И это мешает.
Кандидат в 1-3.


20. "Стихия в городе"

- ну наконец-то(!) нашлось оно, то самое стих-ние, которое занимает конкретное и без-
условное 1 место :)), - так красиво вырулить(в прямом и переносном смысле ;) из
городской лирики в изящное, наполненное тонким юмором житейское обобщение, тянущее на
житейскую мудрость, - автор, оценка !+.
Единственное что: когда перечитывал, вдруг понял то, что мне чуть мешало при первом
прочтении, а именно, - яркая образность второго четверостишья: "жеребята", разумеется:
здесь теряем темп развития этого нашего стихийного бедствия - дождя-града.
Жеребята тянут одеяло на себя, и это не оч.хорошо. "Барабанил невпопад" - тож не фонтан:
- а с чего и когда град барабанит впопад? получается просто констатация.
По мне, идеально было бы так:

Он был безжалостно-жестоким
внезапно налетевший град:
наотмашь бил по стёклам окон,
по стенам, по всему подряд.

В проулке обернулся ливнем:
промокли разом всё и все.
Фырча водой, автомобили
китом поплыли по шоссе.

Мигали жёлтым светофоры,
глаза закрыли фонари
на то, как длинный поезд скорый
свой бег замедлил раза в три.

Я, газ нажав, нырнула в темень,
молясь безвучно всем богам...
а Ной в ковчеге в это время
меня по правой обогнал.


21. "Подъезжая к окну"

- всегда говорил, говорю и скажу здесь ещё раз: в жанре репортажа поэзия проигрывает и прозе
и - и особенно - фотографии. Выиграть нам у них можно только тогда, когда возникнет какая-то
"поэтическая деталька", которую и проза и фотография воспроизвести не сможет.
(но это, разумеется, будет уже не совсем репортаж. Это будет стихотворение ;).
Единственное, что могу посоветовать - чуть изменить начало:

Вечерний свет окна напротив
сквозь шторы обнажает жизнь:...

- так, глядишь, картинка и проявит ту самую,"нашу", детальку :)).


22. "Дельта Северной Двины. Апрель."

- мхи - оправа небес? - серьёзно? Первая часть понравилась, вторая - набор красивостей.

1 место - №20 "Стихия в городе"

2 место - №10 "Тилацин"

3 место - №19 "Неотпусное"