Попутчица

Елена Матарцева
Светлана спешила, она уже опаздывала на встречу. На счастье, автобус подошёл быстро. Он был без кондуктора и почти пуст.

Девушка приложила карточку к валидатору, нашла место поудобнее, устроилась и невольно обратила внимание на сидевшую неподалёку пожилую женщину. Та сидела напротив Светланы и радостно улыбалась ей. Эта счастливая улыбка завладела вниманием Светланы, и неброская внешность женщины – сухонькая, сутулая, судя по всему, невысокая, но ясные глаза и красивой формы губы – потеряла всякое значение, как и плохая одежда и застиранный платок на голове, прикрывающий высоко убранные волосы. Попутчица своей улыбкой приковывала взгляд, и Светлана невольно улыбнулась в ответ. У неё возникло неодолимое желание понять причину света в глазах незнакомой женщины, хотя было уже понятно, что с любовью к миру у той всё в порядке.

Тут женщина заговорила со Светланой. У неё оказался необычный красивый голос. «Наверное, такой голос бывает у доброй феи из сказки», – подумала Светлана, внимательно слушая попутчицу. Той надо было знать, где останавливается автобус, который довезёт её до единого центра документов, в котором загранпаспорт оформляют всего за две тысячи. При этом с лица женщины не сходила добрая улыбка, и Светлане казалось, что она освещает всё пространство вокруг. С ответной улыбкой девушка  стала объяснять, уже осознавая, что перед ней личность необыкновенная, как бы вне возраста и пространства.

- Так вы за границу собрались? – спросила весело Светлана.

- Да нет, не надо мне за границу, а паспорт нужно выправить, и всё! – был ответ.
 
На остановке Светлана помогла своей собеседнице, не выпускающей из рук сумку-коляску, выйти из автобуса, показала ей нужную остановку, распрощалась и поспешила к метро.
 
А на улице солнце, день чудесный! Не хочется спускаться в метро. И вдруг девушка сообразила, что доехать до нужного ей места можно и на том автобусе, который осталась ожидать её недавняя попутчица.

Вернувшись к остановке, Светлана увидела, что женщина ещё не уехала, и они стали ждать вместе. И снова новая знакомая объяснила, почему надо ехать именно по этому адресу: там дешевле продлят загранпаспорт.

- А вы знаете, как они относятся к богато одетым женщинам? Сразу им внимание оказывают! Не то, что нам, простым пенсионерам, – звучал красивый голос.

У Светланы комок подступил к горлу. Стало нестерпимо больно за всех обиженных пожилых людей. Она решила перевести разговор в другое русло:

- А вы на такси почему не ездите? Есть дешёвое, социальное. И не надо в городском транспорте толкаться.

- Что вы! У меня пенсия восемь с половиной тысяч! Я экономлю и езжу только по проездному. Ничего, доберусь, мне адрес написали.
 
Она достала из потрёпанного пакета, который держала в руке вместе с сумкой-коляской, сложенные тетрадные листочки, отыскала записанный крупными буквами адрес и показала Светлане. Как ни странно, им нужна была одна остановка.

- У меня, видите ли, сын и невестка, пока я лежала три месяца в больнице с переломом, продали мою однокомнатную квартиру, и мне ничего не сказали, – неожиданно начала свою повесть женщина.
 
- Как? – у Светланы перехватило дыхание.

- И дачу продали, – продолжала приятная попутчица красивым добрым голосом. – А сами купили в новом районе трёхкомнатную. Сын долго ничего не говорил. Потом сказал. Я спросила про свои вещи, а он ответил, что это барахло он отвёз на работу, на склад,  и склад сгорел. Невестка у меня украинка. Мне сказала: молодые должны жить отдельно, а вам надо что-то думать. Поищите себе место в каком-нибудь подвальчике.

- А сын что? – снова спросила девушка.

Подошёл автобус, сели вместе. Светлана была взволнована не на шутку. Вглядывалась в светлое молодое лицо этой женщины и ждала продолжения истории, с трудом отслеживая обстановку вокруг.
 
- А сын ничего про это не знает  – продолжала её собеседница.

- Как не знает? Вы почему ему не рассказываете? Она же вас выжить хочет!
 
- Я попросила помочь знакомого адвоката. Он сказал, что легко вернёт мне мою квартиру и дачу, но сыну придётся сидеть пять лет. А я на это пойти не могу. У них сын растёт, внучек мой.

- Не надо сына сажать, вы ему расскажите всё как есть. Надо вправить ему мозги, так нельзя!

- А зачем? – недоумевала пожилая женщина.

- Как зачем? Он должен знать! У вас внук, его надо воспитывать  – не унималась Светлана.

- А она мне с внуком не даёт общаться. Я уеду к сестре, она  за границей живёт, зовёт меня. Муж у неё умер, дом большой,  будем жить вместе.  Когда я ей всё рассказала, она долго плакала…  У племянника свадьба скоро, вот к ним и поеду.
Светлана была потрясена неожиданным поворотом событий. А пожилая женщина, захваченная воспоминаниями,  и поощряемая вниманием незнакомки продолжала: - А у меня в квартире три холодильника было. Шапка зимняя соболья, пальто с таким же воротничком. Три шубки. Меня муж наряжал. Он лётчиком был. Умер.

- А вы кем работали? – поинтересовалась Светлана, воспользовавшись моментом, чтобы убедиться, что перед нею человек достойный и интересный.

- Главным диспетчером в аэропорту – ответила та. При муже была. А друг его был у нас начальником. Мы хорошо жили, дружили.
 
- Моя знакомая училась на диспетчера по авиалиниям, но работать побоялась, говорит, очень сложно, ответственность большая – вспомнила Светлана.

- Да, сложно, у меня четыре диспетчера в подчинении было… А я решила, продлю визу и уеду к сестре, пусть сын меня ищет.

- Поговорите с ним! Он же ничего не знает!
 
- Не хочу! Раз у него своих мозгов нет, пусть чужими живёт. Я ему сказала раз, как его жена со мной разговаривает, так она всё повернула так, что у меня с головой не всё в порядке, мол, я всё придумала. А ему напевает, что не любит со стариками жить. Не работает нигде. Квартиру купили больше ста квадратных метров, так невестка хочет, чтобы я на неё батрачила, заставляет меня полы мыть. А адвокат мне сказал: правильно вы делаете, пусть сын подумает, почему мать уехала.

Приехали. Остановка. Светлана помогла попутчице выйти из автобуса.

- Я не смогу вас проводить, опаздываю на встречу – извинилась она перед очаровавшей её спутницей.

- Не надо, я сама доберусь. Мне сегодня обязательно надо всё успеть. Всего доброго! Спасибо за помощь.
 
Светлана пошла в нужную ей сторону, оставив на скамеечке остановки эту удивительную женщину, поразившую её внутренней чистотой, достоинством  и  стойкостью убеждений.

Солнце светило так же ярко, но день Светланы был освещен не только солнцем.