Ностальгия бродит по России - ностальгия по коммун

Игорь Ерошенко
Ерошенко Т.И.,  Ерошенко И.П.
НОСТАЛЬГИЯ БРОДИТ ПО РОССИИ –  НОСТАЛЬГИЯ ПО КОММУНИЗМУ
 
«Мне кажется, что ностальгия — особый вид экзистенциального состояния человека, то есть такого состояния, которое является принципиально важным для осмысления собственной жизни, своей судьбы, своего положения в мире…»
                Е. В. Новиков

[https://www.kazedu.kz/referat/69723]
     Ностальгия бродит по России – ностальгия  по коммунизму. Это проявляется: в деятельности КПРФ и других легитимных и нелегитимных организациях, которые планируют вернуть России демократически (с помощью выборов) или «как-то по другому» (революционно) советскую коммунистическую власть или что-то близкое к ней.
     Своеобразным штабом по разработке стратегии и тактики спасения от стагнации и деградации РФ презентует себя Центр Сулакшина, сконструировавший для этой цели и особый политический инструмент: ПНТ (Партию нового типа).  Своеобразным медио клубом, в  котором регулярно обсуждаются вопросы внутреннего и внешнего политического положение в России и  поиск путей возможной ресоветизации, является АгитБлог Константина Сёмина.    
     В России произошло «третье пришествие капитализма»:  первое спонтанно, естественно происходило в дореволюционной царской  России, второе в виде НЭПа, сознательно сменило политику военного коммунизма, и третье ворвалось в страну вместе с так называемой «перестройкой». Впрочем, может быть, по большому счёту, он (капитализм как одна из моделей сложного классового общества) полностью никогда и не уходил.
     А с другой стороны в современной России: социализм/коммунизм продолжает сохранять себя (своё пребывание) в определённых формах  социальной практики и общественного сознания и прежде всего в ностальгии значительной части населения по советскому прошлому (советское стало популярным «продаваемым» раритетом). Почему,  несмотря на то, что капитализм принёс решение главной проблемы «реального коммунизма» - дефицита продовольственных и промышленных товаров, вновь стало нарастать социальное недовольство? Вместе с изобилием товаров капитализм принёс зашкаливающий уровень социального неравенства. Таким образом,  мы видим, что наращивая социальное неравенство, капитализм воскрешает социальные и экономические материальные условия нового усиления коммунизма, по крайней мере, в том его понимании, которое предлагается Александром Зиновьевым: «Коммунистические социальные отношения в той или иной мере и форме существовали и существуют в самых различных обществах с достаточно большим числом людей, вынужденных жить совместно, и со сложной системой хозяйства и управления. Они существуют и в странах Запада. Они существовали и в предреволюционной России…»      Если в Х1Х веке Европе казалось, что она имеет дело с «призраком коммунизма», то сегодня происходит своеобразное перемешивание элементов капитализма и коммунизма во всех частях света.
    Социализм/коммунизм на уровне рассудка как деятельность есть  взаимовыгодное взаимодействие людей в социуме и противостояние угнетению человека человеком, а социализм/коммунизм как идея есть оправдание такого взаимодействия и такого противостояния. В этом смысле элементы социализма/коммунизма составляют сущностные черты любой социально-антропологической формы движения материи или социума, первичной моделью такого общества является простое общество или первобытный коммунизм.  Соответственно антикоммунизм – есть действие, направленное на разрушение такого взаимодействия людей, направление этого взаимодействия в сторону усиления вражды между людьми и эксплуатации человека человеком. И на рассудочном уровне же можно понять, что если в социальной системе преобладают конфликты, то есть деятельность, препятствующая благодатному взаимодействию людей, то такое общество влечёт  к саморазрушению и распаду Первичной моделью такого общества выступает рабство..
    Социальная программа, родственная первичному коммунизму,  заключена в мировых религиях. Отсюда констатация, прозвучавшая из уст президента: ««Коммунистическая идеология, она очень сродни христианству на самом деле – свобода, равенство, братство, справедливость – это все заложено в Священном Писании…» [Cм: ]
    Действительно, коммунизм, как идея, родственен христианству, а в определённой степени и всем остальным  мировым религиям (буддизму, исламу). Религии представляют свои формы идеального общества. Наиболее известным в этом плане является христианское: «царство божие» или «град божий». В других мировых религиях коммунистическая социальная программа опосредовано проявляет себя через систему требований по отношению к верующему или в ответвлениях от основного вероучения, например, в мифе или гипотезе о «Шамбале».
     Социализм/коммунизм на уровне разума не удовлетворяется религиозным предчувствием  идеального общества и идеальных людей в нём.  Он настаивает на теоретическом (метафизическом или научном) обосновании его. С позиций современной социально-гуманитарной науки социализм/коммунизм – гипотетическая высшая ступень  человеческого общежития (наиболее совершенная форма социума), предстаёт как одна из общественно-экономических формаций и один из  итогов  классовой борьбы, возникшей при переходе от простого общества к сложному.  Осознание поступательного развития социума, осмысление его различных видов и ступеней, и само историческое сознание пришли в человеческие цивилизации сравнительно недавно. Поэтому существующие классификации видов и ступеней развития социально-антропологических систем пока не- совершенны. Наиболее популярны в учебной литературе по истории, социологии, политологии, экономической теории и др. социально-гуманитарным дисциплинам ряд подходов к методологии выявления типов обществ (формационный, цивилизационный, миросистемный и теория постиндустриального общества). Эти подходы предпологают: простое и сложное общество,   марксовы «пятичленка» и  «пятичленка» + азиатский способ производство, доиндустриальное  и индустриальное общество, «стадии роста» и другие виды [ Cм.:   
]
     В каждой из этих теоретических моделей явно или имплицитно присутствуют варианты образа идеального состояния социума, к которому как к пределу или высшему состоянию стремится любая социально-антропологическая система:  «высшая фаза коммунизма», «государство всеобщего благоденствия», «социальное государство»…
    А если обратиться к генезису основных политических идеологий, то мы увидим, что каждая из них представляет исторически ограниченную ступень развития практики и теории гуманизма: гуманизм Ренессанса, либерализм эпохи буржуазно-демократических революций, коммунизм или реальный гуманизм  Маркса и Энгельса. За каждой ступенью развития гуманизма встаёт её антипод как идеологическая и политическая реакция на поступательное развитие гуманизма: гуманизм Ренессанса – религиозный фанатизм с кострами для еретиков, либерализм – консерватизм, коммунизм – фашизм с кострами из книг и лагерями смерти.
     Если Х1Х – ХХ века можно безусловно назвать эпохой мирового доминирования капитализма, хотя и вступившего в казавшуюся смертельной схватку с коммунизмом, то ХХ1 век, несмотря на поражение Советского Союза, включить в эту эпоху безоговорочно нельзя. В мировом масштабе мы имеем дело с производным от смешения капитализма и коммунизма обществом. В развитии гибридного общества также наблюдаются циклы: если усиливается капиталистическое, по Марксу, (его рабовладельческое, хищническое, фашистское начало) в обществе возрастает социальное возмущение, выражающееся в моральном неприятии усиления угнетения трудящихся масс (тем более их физического уничтожения тем или иным способом). Если же усиливаются недостатки, присущие раннему коммунизму (реальному гуманизму), т.е. необоснованная уравниловка, ослабление производственной (экономической) и/или политической (гражданской) дисциплины в связи с несовершенством самоуправления, то тоже начинается кризис. Кризисы  Запада приводят к усилению элементов «социального государства», кризисы социалистического Китая и Советского Союза к возвращению капиталистической экономики.
      Конечно, ушедшее Советское прошлое имело много недостатков, иначе нельзя объяснить его поражение, но третье пришествие капитализма оказалось для России настолько неудачным, что ностальгией по нему (советскому прошлому) заболело уже и молодое поколение, по крайней мере, часть его, которое в нём не жило.
  А тут появляется  проект новой очередной пенсионной реформы. И он естественно вызывает возмущения и протесты: «…Правда, может грянуть буря…», - написал некто в одном из комментариев к первым сообщениям о содержании основных положений проекта правительственной реформы.
    Волна протестов тут же вызвала сообщения о коррекции проекта. Однако главной проблемой трудящихся России остаётся овладение на современном уровне искусством отстаивания своих прав. В этой сфере российским трудящимся рабочим, крестьянам, учителям, врачам, клеркам, продавцам  нужно учиться у своих западных коллег.