"Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к отдельным угадываниям, я строю из звуков, слогов и слов родной речи заветную часовню, где всё исполнено углублённого смысла и проникновения". К.Бальмонт
"На запросы биографические отвечаю, поскольку умею.
1.Константин Дмитриевич Бальмонт.
2.Родился 3 (15) июня 1867г.
3.В деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.
4.Отец - председатель земской управы г.Шуя, помещик.
5.Православное.
6.По преданиям, предки - шотландские или скандинавские моряки. Дед по отцу - морской офицер; предок матери (Лебедева) был татарский князь Белый Лебедь Золотой орды. Отец матери, генерал, и её сёстры писали стихи, но не печатались.
7.Окончил гимназию во Владимире, учился в Московском университете, в Ярославском лицее. Вследствие нервного истощения не окончил ни одно заведение. Своими немалыми знаниями обязан только себе.
8.Первые публикации неудачны. И только сборник "Под северным небом" имел значительный успех.
9.Самые замечательные события жизни: первая женитьба в 1889г. на Ларисе Михайловне Гарелиной, дочери купца. Вторая женитьба в 28 лет на переводчице Е.А Андреевой.
Самоубийства нескольких друзей во время юности.
Покончить с собой в 22 года пытался и Бальмонт, бросившись в окно на камни с 3 этажа. Долго лежал с переломами; после выздоровления наступил небывалый расцвет умственных способностей и жизнерадостности.
Бальмонт переводил европейских поэтов, и сам был переведён на датский, английский, немецкий, французский, испанский языки.
Он - один из самых знаменитых поэтов своего времени в России. Не случайно посвящали ему стихи Брюсов, Белый Вяч.Иванов, Волошин, Городецкий.
Брюсов: "Он переживает жизнь, как поэт, и как только поэты могут её переживать, находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином".
Облик его бросался в глаза моментально, выделяя из любой толпы.
Бальмонт написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, около 12 книг переводов. Был номинирован на Нобелевскую премию в 1923г. вместе с Буниным и Горьким.
Творчество Бальмонта принято делить на три периода. Ранний Бальмонт: "Под северным небом" (1894); "В безбрежности" (1895); "Тишина" (1898).В стихах чувствуется влияние Фета, Плещеева, Надсона. Угадывается предтечи русского символизма, импрессионизма:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Второй этап обозначен тремя сборниками: "Горящие здания" (1900); "Будем, как солнце" (1903); "Только любовь" (1903). В этот период поэт выступает как блестящий символист, пишет особым языком, богатым интонациями, подобно музыке и живописи, трогает потайные струны души. На эти три года приходится самый расцвет творчества Бальмонта.
Горький называет поэта гениальным виртуозом формы, "дьявольски интересным и талантливым".
Очень любила и высоко ставила Бальмонта Ирина Одоевцева, жена Геогия Иванова. В своей книге "На берегах Сены" она уделила немало страниц поэту: "В моей молодой жизни Бальмонт сыграл очень большую роль...В его стихах я впервые почувствовала что-тот совсем новое, какое-то дуновение потустороннего мира, какие-то отголоски ангельского пения...Я просто бредила его стихами..."
Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
Это плачет лебедь умирающий,
Он с своим прошедшим говорит.
А на небе вечер догорающий
И горит и не горит...
Новые ритмы, игра аллитераций, необычайные напевы стихов Бальмонта буквально всех ошеломляли. Каждая новая книга вызывала всё большие восторги. Бальмонт стал властителем дум и душ того времени.
КАК Я ПИШУ СТИХИ
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю.
Третий и заключительный этап: "Литургия красоты" (1905); "Злые чары" (1906); "Зовы древности" (1908); "Жар-птица" (1907). Бальмонт впадает в теософские размышления, рифмует народные поверия, фольклор, мистику, сектантство.
В 1909 г. Блок, высоко ценивший Бальмонта, огорчённо пишет: "Это почти исключительно нелепый вздор, просто - галиматья... В лучшем случае это похоже на какой-то бред...нагромождение слов, то уродливое, то смехотворное...И писал это не поэт Бальмонт, а какой-то нахальный декадентский писарь..."
Поэт принял февральскую революцию, но категорически отверг Октябрьскую, ужасаясь хаосу и беспределу.
В эти годы он живёт с третьей женой. Е.Цветковой; бедствует, не желая сотрудничать с властями: "Не могу печатать у тех, у кого руки в крови".
Навсегда покидает Россию с женой и дочерью 25 мая 1920г. В эмиграции активно работает, выпустил 6 книг; но жизнь становится всё труднее, гонорары мизерные. К тому же подкралась душевная болезнь (наследственный семейный недуг), Бальмонта помещают в клинику для душевнобольных.
Во время оккупации Бальмонт поселился в Нуази-ле-Гран в русском общежитии Матери Марии, где и умер от воспаления лёгких 24 декабря 1942 года (75 лет).
На похоронах его ни поклонников, ни поэтов не было.
БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя,безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, -
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
Войдя на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, -
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердце так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
* * *
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорвано-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зелёного мая -
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.