Озеро. филологический роман. ч. 10

Попов Владимир Николаевич
        Владимир Попов

        ОЗЕРО

        (филологический роман)

        часть 10


                ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

        «Литературное наследие. Иван Бунин. Книга первая». На странице 480 читаем в примечаниях: «Телешов женился на Елене Андреевне Карзинкиной (1861-1943), художнице, ставшей деятельным членом "Среды". После свадьбы, которая была отпразднована 27 сентября 1898 года, молодые уехали в свадебное путешествие по Италии».
        Бунин обвенчался с Анной Николаевной Цакни 23 сентября 1989 года. Почти в одно время!
        Ровно через девять месяцев в семье Телешовых, 18 июля 1899 года, родился сын Андрей. У Андрея Николаевича и его супруги, Нины Александровны, в 1929 году родился сын Владимир – внук Телешовых.
        Я спросил у Татьяны Юрьевны – вдовы Владимира Андреевича:
        – А когда Елена Андреевна написала свой знаменитый «Автопортрет»?
        – В то время, когда она была беременна Андрюшей…
        Итак: «Автопортрет», или «Женщина с серёжкой» был написан в 1899 году, когда художнице было 38 лет.
        Близкие родственники:
        Андрей Александрович Карзинкин – отец Е. А. Карзинкиной, московский купец.
        Софья Николаевна Карзинкина – его жена, урождённая Рыбникова, родная сестра собирателя народных песен П. Н. Рыбникова.
        Софья Андреевна – младшая сестра Е. А. Телешовой, умершая в молодые годы.
        Александр Андреевич Карзинкин (186?-1932) – брат Е. А. Телешовой, один из совладельцев (и позже директор) торгово-промышленного товарищества Ярославской Большой мануфактуры. Был членом Художественного совета Третьяковской галереи.
        Летом 1903 года Телешовы приобрели в Малаховке собственную дачу.
        Бунин несколько раз был на даче Телешовых в Малаховке. (Документально6 8 сентября 1907 года).
        Ох, уж эта Елена Андреевна – таинственная и неповторимая! Одна из самых красивых и богатых женщин своего времени… Даже год её рождения не совсем ясен: создалась «неразбериха»…
        В 1956 году в издательстве «Художественная литература» вышел «сиреневый» трёхтомник избранных сочинений Н. Телешова. В указателе имён читаем: «Телешова Елена Андреевна (1869-1943)…» Что это – ошибка или сознательная подтасовка? Елена Андреевна помолодела на 8 лет! Ну, что ж, «если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно!» А вообще-то, нет ничего страшного в том, что она была старше мужа на 6 лет…
        Вера Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» пишет: «Елена Андреевна Телешова отличалась редкой скромностью и застенчивостью, всегда просто одетая, в тёмном, приютившаяся на уголке стола, она не казалась хозяйкой; на "Среде" с публикой иногда какая-нибудь актриса, её не знавшая, обращалась к ней с вопросом:
        – А где здесь хозяйка?
        Она не переносила убийства, и в их имении имелась целая конюшня, отданная слепым лошадям.
        Во время Великой войны она с утра до вечера кроила бельё для раненых так, что у неё болели пальцы правой руки от ножниц.
        Тип лица у неё был восточный, красивый. Она была образованна, очень начитанна.
        – Из всех друзей только Юлий Алексеевич (брат Бунина) читал столько, сколько я, – говорила она мне с сокрушением, – писатели вообще читают мало…
        Когда подрос её сын Андрюша, она стала ему и мужу передавать содержание произведений иностранных авторов, ещё не переведённых.
        Мать Карзинкиных, красавица, в девичестве Рыбникова, была сестрой собирателя народных песен. У неё была замечательная библиотека, много книг в художественно-изящных дорогих переплётах. Приобретала она и картины лучших русских мастеров, среди них был «Христос на Генисаретском озере» Поленова, где так тонко передан цвет неба и воды. Эта картина висела у Телешовых в столовой, когда они переехали на Покровский бульвар в дом Карзинкина».
        1902 год. «Из Петербурга Бунин опять вернулся в Москву, бывал на "Средах" у Телешовых; обедал у них и запросто подружился с женой, Еленой Андреевной, которая трогательно относилась к нему, выделяя его из всех писателей, даже самых в ту пору именитых».
        1906 год. «Часто в этот приезд бывал у Телешовых, и Елена Андреевна строила планы: ей хотелось предоставить Ивану Алексеевичу рядом с ними маленькую квартиру. Телешовы недавно переехали на Покровский бульвар в дом её брата А. А. Карзинкина, который жил в большом особняке.
        Елена Андреевна понимала, что Иван Алексеевич страдает от своего одиночества и поэтому так мечется по белому свету. Она высоко ценила его как поэта и писателя, понимая, что гостиничная жизнь в Москве вредна и для здоровья, и для писания.
        Они обсуждали это: "Если вам будет скучно, – мечтая, говорила она, – вы всегда можете прийти к нам, а если мы надоели, то вы будете сидеть у себя. Один минус: далеко до Юлия Алексеевича, но раз в день можно и к нему слетать на извозчике, да и в Кружке вы можете встречаться, будете с Колей туда ездить…" Елена Андреевна и мне рассказывала об этой её мечте. Ивана Алексеевича трогала заботливость такой незаурядной женщины, но он отвечал, хотя и с искренней благодарностью, но как-то неопределённо».


                БАБЬИ СПЛЕТНИ

        – Я так и предполагала! – воскликнула Вета.
        Она читает книги «Устами Буниных». Дневники Ивана Алексеевича м Веры Николаевны и другие архивные материалы под редакцией Милицы Грин. «Посев». Франкфурт-на-Майне. 1982 год.
        Записи Веры Николаевны: «31 мая 1930 года. Были Кугущевы с м-ме Лапинской. Я всё время занимала последнюю. Говорили о Телешовых, о Елене Андреевне. Обе мы восхищались её внешностью, душой. Она всегда была интересна, умна, остроумна. Но в любви несчастлива. Она любила некоего Глинкэ, красивого человека, но ей показалось, что он женится из-за денег, и она отказалась. Был в неё влюблён Гусев, студент – но тоже не вышло. В брак с Телешовым она вступила не по любви. Лапинская считает это большим мезальянсом. Я доказывала, что Ел. Ан. была счастлива. Н. Дм. – очень порядочный человек с хорошей душой. любил её дружески, был семьянином, умел вокруг себя создать кружок писателей, умел возбудить к себе любовь…»
        – Я так и предполагала! – воскликнула Вета. – Я вычитала посвящение на книге Телешова «Записки писателя»: «Посвящаю памяти Елены Андреевны Телешовой, верного друга всей долгой жизни моей. Н. Телешов. 28 февраля 1943 года».
        А куда же делась «любимая жена», с которой он прожил 45 лет? А куда же делись нежность и те таинственные влечения друг к другу? Чтобы спасти свою шкуру, он отрёкся от своих и её родных: знаменитых купцов Карзинкиных, которые много хорошего сделали для народа…
        А взамен он получил (из письма у Бунину 25 сентября 1947 года) «живу хорошо, пользуюсь уважением и вниманием, получаю персональную пенсию в 1000 р. в месяц, имею орден Трудового Красного Знамени, дающий большие права, имею почётное звание "Заслуженный деятель искусства", тоже дающий немало существенного…(…)»
        – Ну, прямо, настоящий купец! – воскликнула Вета.
        – Девочка, – горько сказал Иван Егорович, – в то время не то что от жены, от родной матери отказывались, чтобы выжить…


                ЭТЮД МАСЛОМ

        20 мая 1901 года. Открытка. Бунин – Телешову: «Дорогой друг, собираюсь к тебе числа 25-27 мая. Куда и как ехать? Где эта   М А Х А Л О В К А   и т.д.? Жду ответа. Крепко целую. Поклон жене».
        Бунин выехал в Москву, вероятно, в самом конце мая. 28 мая он писал М. П. Чеховой ещё из Ефремова: «Собираюсь в Москву (…) Друзья меня любят – поеду в Москву, заверну на дачу к Телешову…»
        В начале июня он писал ей же: «Только что выздоравливаю. Приехал сюда (я в Бронницком уезде Московской губ.) и потным искупался в озере. Пробуду здесь числа до семнадцатого».
        На этюде Е. А. Телешовой Бунин и Телешов сидят за столом на разные стороны. Бунин читает рассказ, опустив глаза на страницы рукописи. Телешов сидит по другую сторону, положив локти на стол – внимательно смотрит на читающего. На первом плане стол под светлой скатертью. Все предметы на столе сдвинуты в сторону Телешова: низкая вазочка с цветами, чайные чашки, пепельница. С другой стороны свободное пространство занимают листы рукописи и руки Бунина.
        Друзья сидят под висячей лампой с отражателем в полный профиль. Бунин в белой рубахе, тёмные волосы, чуть вздёрнутые брови на полуприкрытыми глазами, прямой нос с изящной горбинкой, усы и чётко выделенная бородка-эспаньолка – на фоне светлой шторы.
        Телешов в чёрной рубахе, подпоясанный узким ремешком. Спина расслаблена и чуть покатая. Чёрные волнистые густые волосы, блики падают на высокий лоб, прямой нос. густые усы, закрывающие рот, и бородка. Телешов на фоне тёмной бревёнчатой стены…

        Елена Андреевна нынче рисует.
        Давно самовар на крылечке ворчит.
        И хмурится Бунин – всё курит и курит.
        А Телешов что-то всё больше молчит.

        Идёт сотворенье, и это всё значит
        Сейчас на этюде появятся том:
        Двое мужчин под лампой висячей
        Вечерней порою сидят за столом.

        И сумерки синей завесой повисли:
        В окне отражения так глубоки…
        Как плавны движенья восторженной кисти,
        И плавно движение кисти руки.

        Она улыбается, трогает локон –
        Далёко-далёко закатный дурман…
        И смотрит очами с такой поволокой,
        Как будто в озёра ложится туман.