Размышления о современном искусстве

Елена Аушева
Современное искусство, на мой взгляд, настолько увлечено поисками пресловутых новых форм, что в нем теряется главная цель: зритель должен СОПЕРЕЖИВАТЬ происходящему, и, как финал, должен пережить катарсис.

В большинстве современных постановок цель совсем другая - быть ИНЫМ, не таким, как все (автору, сценаристу, режиссеру, актерам, хотя, у актеров выбора нет, они будут делать то, что видит в них режиссер), быть ярким, небанальным, необычным, ошеломляющим, оглушающим. Какова цель современного искусства? Слава. Деньги. Успех. На этих трех китах зиждется мир современных властителей умов человечества. И все чаще мне кажется, что я попала в Рим, где толпе бросают хлеб вперемешку со зрелищем. Но зритель нынче понимает, что то, что ему показывают, оно передовое, возвышенное, оригинальное и экстравагантное, в нем прячется глубинный смысл. Только он этого понять не может. И вот, сидя в зрительном зале, он сам себе сочиняет либретто: "Так. Этот герой безвкусно одет, потому что это социальная критика нашего несправедливого общества. А танцовщики совершают пошлые разухабистые телодвижения, потому что это протест против свершившейся сексуальной революции и нравственного разложения общества. И еще непонятнен сам сюжет, что вообще происходит? Наверное, пойму, если досмотрю до конца!"

Знаете, мне кажется все чаще при просмотре таких шедевров, что зрители обречены быть тем самым "голым королем", смотря бездарные и безвкусные постановки с претензией на современное прочтение и "авторское видение". Стыдно признать, что ты не в тренде. И вот ты "понимаешь", что происходит. Хотя тебе все глубоко противно.

Я не за прямолинейность и примитивность искусства. Но я - за искусство, как таковое.

И если я выхожу после спектакля, ощущая в своей душе не очищение после потрясения (что было изначально в древнегреческой трагедии), а сумятицу, ощущение, что меня с ног до головы вываляли в грязи, то я для себя определяю: это подделка. Меня обманули, это было что угодно, но только не искусство.